Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.05.2021 / 12:29:39
По долгу памяти. Софья ЦойНа днях в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана прошёл концерт памяти прекрасного музыканта, доцента кафедры «Академического пения и оперной подготовки» Софьи Анатольевны Цой, который состоялся в день её рождения. В нём приняли участие её ученики и близкие друзья: Муяссар Раззакова, Аваз Раджабов, Руслан Гафаров, Яника Багрянская, Гульнар Альджанова, Женисбек Пиязов, Азиза Мухамедова, Гульмира Нурметова, Камолиддин Мухаммадиев, Ольга Ермилова (фортепиано) и другие. На концерте царила невероятно трогательная атмосфера с воспоминаниями и размышлениями, высказанными учениками Софьи Анатольевны. Светлая грусть оставила некое послевкусие у всех слушателей этого концерта. Софья Анатольевна Цой родилась в 1945 году в Ташкенте. У неё была редкая творческая судьба - она была специалистом как фортепианного, так и вокального искусства. Являясь выпускницей РССМШИ им.В.Успенского по классу специального фортепиано (педагог – Ядвига Григорьевна Вайнштейн-Лисовская), она в 1968 году окончила фортепианный факультет Ташкентской консерватории (класс доцента Бориса Васильевича Евлампиева). Будучи тонким музыкантом, прекрасно владеющим концертмейстерским мастерством, Софья Анатольевна работала с такими известными профессорами вокальной кафедры, как Георгий Семенович Израэльян, Грайр Грайрович Ханеданьян, Насим Хашимович Хашимов. Работая с вокалистами в качестве концертмейстера, Цой объездила много стран и везде встречала восторженные отзывы профессионалов, неоднократно была награждена дипломами «Лучшего концертмейстера» Региональных и Всесоюзных конкурсов. Она аккомпанировала многим певцам Узбекистана, работала с выдающейся певицей Ириной Константиновной Архиповой, будучи концертмейстером Д.Якубовой во время подготовки к конкурсу им.П.Чайковского. Тонко понимая и чувствуя возможности голоса, С.Цой настолько увлеклась вокальным искусством, что решила обучиться этому профессионально, поступив на кафедру сольного пения в класс профессора Г.С.Израэльяна, который успешно окончила в 1979 году. С этого времени началась её педагогическая деятельность на кафедре сольного и камерного пения, на которой она в течение многих лет возглавляла секцию камерного пения. Софья Анатольевна была строгим, организованным, невероятно требовательным педагогом с большим благородным сердцем. К каждому студенту она относилась как к родному человеку, её класс был как одна большая семья. Все праздники регулярно отмечались в доме педагога, двери которого всегда были открыты для её близких и друзей. Студенты С.Цой всегда отличались артистизмом исполнения, художественной выразительностью, исполнительской осмысленностью. В работе над вокальным произведением серьёзное внимание уделялось грамотности музыкального и литературного текста. Очень важная черта её педагогики – чрезвычайная чуткость к «подаче» слова, но при этом подчёркивалось, что работа над этим не должна уводить певца от безупречной вокальной линии. Важное значение она придавала стилю исполняемой музыки, много работала над фразировкой, содержанием и музыкальными образами, призывала учеников дословно переводить текст исполняемых произведений, и отражать смысл слова в музыкальной интонации. К каждому ученику она подходила индивидуально, исходя из его способностей и знаний. Многолетний педагогический и исполнительский опыт С.Цой нашёл отражение в учебно-методических пособиях «Французский вокальный цикл», «Академик хонандалик (Қўрқмас Мухитдинов репертуаридан)», «Вокальные жанры XIX-XX веков (концертная ария, сольная кантата, вокальная баллада)», последнее из которых написано в соавторстве с и.о.профессором Г.И.Мухамедовой. Эти работы являются первыми изданиями вокальной педагогики в сфере разработки актуальных проблем концертно-камерного пения. Софья Анатольевна была интересным собеседником, по-театральному ярко воспринимала жизнь, не только подмечая малейшие детали поведения людей, но и схватывая на лету глубинную суть мимолётного события. Она обладала прекрасным чувством юмора и безмерно любила жизнь. Была невероятно отзывчива, гостеприимна, помнила о каждом дне рождении своего окружения, любила дарить подарки и малышам, и взрослым. Смыслом её жизни была музыка. Софья Анатольевна была обладательницей солидной библиотеки как художественной, так и музыкальной литературы, которой пользовались не только все её ученики, но и многие коллеги. Помимо этого, у неё была роскошная фонотека – аккуратно пронумерованные пластинки, диски с записями симфонической, вокальной, фортепианной музыки, у каждой из которых имелось своё место на полках вместительного шкафа. Софья Анатольевна имела непререкаемый авторитет среди педагогов и студентов, её называли «глыбой» кафедры академического пения и оперной подготовки. Зная все тонкости фортепианного аккомпанемента, она была главным критиком и наставником концертмейстеров, была нетерпима к небрежности, неграмотности, но всегда готова была помочь советом, показывая на практике, как должен звучать тот или иной фрагмент произведения. Среди выпускников С.А.Цой – Заслуженный артист Узбекистана Р.Гафаров, Заслуженный артист Узбекистана, Народный артист Каракалпакстана Ж.Пиязов, лауреат Государственной премии «Нихол» Г.Альджанова, обладатели Государственной медали «Шухрат» Я.Багрянская и А.Мухамедова, лауреаты и дипломанты Международных и Республиканских конкурсов. На протяжении последних двадцати лет бессменным концертмейстером её класса была Ольга Ермилова, которая сегодня продолжает воспитывать учеников С.Цой под руководством Р.Гафарова и Я.Багрянской, принявших педагогическую эстафету от своей наставницы после её кончины. Замечательный педагог, талантливый музыкант, строгий и принципиальный человек с доброй душой Софья Анатольевна Цой навсегда останется в памяти своих учеников и всех тех, кому она отдавала свои знания, щедрость своего сердца. Феруза Мухамедова, доктор философии (PhD)по искусствоведению, старший преподаватель Государственной консерватории Узбекистана
|
|