Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.09.2022 / 17:20:22
Хайри Изамов: "Ташкентское небо встречает добром и теплом"В конце декабря исполнится 100 лет заслуженному деятелю искусств Узбекистана, известному композитору Хайри Изамову (1922-2009). Редакция «Культуры.Уз» неоднократно обращалась в творчеству этого видного деятеля музыкальной культуры. Столетний юбилей – новый повод обратиться к граням творчества Х.Изамова, показать их значение для развития духовной жизни страны. О произведениях Х.Изамова высоко отзывались его наставник по Ташкентской консерватории Борис Надеждин (1905-1961), профессор Георгий Мушель (1909-1989), многие другие корифеи национальной культуры. Музыковед Тамара Вызго (1906-1998) отмечала, что «в лице Х.Изамова мы видим представителя той части узбекских музыкантов, в деятельности которых национальное традиционное искусство обогащается творческими достижениями мировой профессиональной музыки». Первый корейский композитор Узбекистана Пак Ен Дин (1907-1978) вспоминал, что Хайри-ака часто бывал в их доме, беседы и споры выливались в творческое настроение, новые произведения… Мы попытались собрать и другие высказывания специалистов о творчестве Х.Изамова, дополнив их малоизвестными снимками. Ирина Галущенко, заслуженный работник культуры Узбекистана, профессор: «Родившийся в Бухаре, Хайри Изамов впитал в себя уникальные особенности бухарских культурных традиций и обогатил их во взаимодействии с культурами народов Востока, в частности Афганистана, где он работал на Международном Кабульском радио… Приближаясь к 100-летию мастера, очень важно актуализировать его музыку, акцентировать внимание музыкантов-исполнителей, дирижеров, музыковедов-исследователей на новом подходе к оценке вклада и достижений этого композитора, бастакора, являющегося классиком узбекской музыки нашего времени». Хайри Изамов - третий справа. 1966. Машрафжон Кадыров, ветеран музыкального образования: «Окончив школу, Хайри Изамов поступил в Бухарский музыкальный техникум по классу скрипки, и по завершении, совсем молодым, стал работать в Бухарском театре музыкальной драмы. Он – участник Декады литературы и искусства в Москве. Летом 1938 года состоялось триумфальное шествие по городам Белоруссии узбекских музыкантов. Среди них был и совсем молодой гиджакист Хайри Изамов. Они побывали в Минске, Гомели, Витебске. Хайри-ака был участником Второй Мировой войны». Хайри Изамов за руку с Т.Хренниковым. 1968. Зевар Салимова, ветеран библиотечного дела: «Хайри Изамов принадлежит к достаточно известному в Бухаре роду. С чувством благодарности вспоминаются библиотекари прошлых лет тех, кто не имея специального образования, но с подлинным энтузиазмом закладывал первые ступени библиотечного дела Бухары. В их числе был и отец Хайри-ака». Феруза Мухамедова, Ташкентская государственная консерватория: «Токката для фортепиано Хайри Изамова – это визитная карточка мастера создателя совершеннейшей гармонии в музыке. В Узбекистане в токкатном жанре наиболее удачно работали и другие композиторы (Г. Мушель, Б. Гиенко, из современных композиторов – О. Абдуллаева, Д. Амануллаева, А. Хашимов). В составе микроцикла токката использована в фортепианном творчестве Д. Сайдаминовой, Р. Абдуллаева, Д. Янов-Яновского. Однако Токкате Х.Изамова в истории узбекской музыки принадлежит особое место». Хайри Изамов справа от Д.Шостаковича, до С.Юдакова. 1968. Ольга Матвеева, Ташкентская государственная консерватория: «Вопрос о времени появления эстрадных форм в узбекской музыке также является недостаточно разработанным. Позиции отдельных авторов сводится к разным точкам зрения. Самая распространённая - связывает появление национальных эстрадных форм с деятельностью возникших во второй половине 1950-х – 60-е годы первых государственных эстрадно-джазовых коллективов. Действительно, творческий интерес к возможностям указанных коллективов послужил толчком к написанию первых композиторских опытов эстрадной песни Ш. Рамазанова, Х. Изамова, И. Акбарова и других узбекских авторов, работавших в содружестве с дирижёрами оркестров – аранжировщиками песен». Наталья Гунова, директор Дома-музея Мухтара Ашрафи: «Среди самых известных и любимых народом произведений Х.Изамова – упомянутая «Токката», «Полька», песня «Ким узи?» («Кто он?») в исполнении Наргиз Байхановой, и, конечно же, песня для голоса с сопровождением фортепьяно «Ташкентское небо» в первом исполнении С.Беньяминова. «Ташкентское небо», как подчеркивают специалисты, содержит в себе удивительную энергию, восхищение окружающим миром, любовь к столице». Помните: «Узбекское солнце, ташкентское небовстречают добром и теплом,и где бы я не жил, и где бы я не былпусть песня напомнит о нём!»?В библиотеках и музеях много материалов о творчестве Х.Изамова, специалисты их внимательно изучают». Хайри Изамов справа от Мухтара Ашрафи (верхний ряд).
|
|