Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
27.05.2024 / 16:24:15

В Ташкенте продолжаются мероприятия, посвященные 90-летию заслуженного деятеля искусств Узбекистана, композитора Феликса Марковича Янов-Яновского


Цикл творческих вечеров, начавшийся  13 мая с.г. концертом камерной музыки  известного композитора и педагога, был продолжен  выступлением в Органном зале консерватории Камерного оркестра «Туркистон» под управлением  его художественного руководителя и главного дирижера Эльдара Азимова. В программу концерта снова вошли  лучшие сочинения Феликса Марковича у которых есть свое место в музыкальном мире как Узбекистана, таки и во всем мире.

      Теперь немного о жизненном, творческом пути композитора. Но вначале скажем  об отце  Феликса Марковича , который оказал большое влияние на сына. Журналист Марк Юрьевич Янов-Яновский  был ответственным секретарем газеты «Правда Востока», репрессирован в 1937 году (освобождён в 1946 году). Супруга  Наталия Соломоновна Янов-Яновская , тоже отмечающая в эти дни  свое 90-летие , выпускница музыковедческого отделения Ташкентской консерватории, доктор искусствоведения, профессор. Сын — Дмитрий Янов-Яновский , композитор, дочь Марина живет в Израиле.

 

В 1957 году Ф.М. Янов-Яновский окончил Ташкентскую государственную консерваторию по классу скрипки. Ученик Наума Ефимовича Бронфмана. В 1959 году — по классу композиции (профессора Бориса Борисовича Надеждина). С 18-летнего возраста начал работать — сначала в оркестре драматического театра, затем в симфоническом оркестре узбекской филармонии и струнном квартете узбекского радио. С 1965 года работал на киностудии «Узбекфильм». С 1961 года — педагог Ташкентской государственной консерватории, с 1988 года — профессор. Более 10 лет возглавлял кафедру композиции. В 1974—1980 годах работал деканом теоретико-композиторского факультета, в 1979—1986 годах — был заведующим  кафедрой композиции и инструментовки в консерватории . Среди его учеников был известный узбекский  композитор Мирсадык Таджиев. С 1971 года — член Правления Союза композиторов Узбекистана, с 1991 года — член Союза кинематографистов Узбекистана.

 По мнению  Эльдара Азимова, каждый раз Ф. М. Янов-Яновский — разный и не ординарный, ставящий  новые исполнительские  задачи. Если это «Экклезиаст»- погружение в философию бытия; если это «Кончерто гроссо»- то соревнование в остроумии ,  живости ума , интеллекта; если это вокальный цикл- то непосредственность , бесхитростность, широко открытые , добрые глаза.

  И снова о программе концерта. Она говорит о многом. Тем более, что оркестр «Туркистон» под руководством Эльдара Азимова исполнял ее с чувством большого вдохновения , стремясь донести до зрителей все самое главное и сокровенное. И так, давайте посмотрим что было исполнено и сделаем для себя определенные выводы.

1.ФЕЛИКС ЯНОВ-ЯНОВСКИЙ ЛАРГО И СКЕРЦО.

2. ФЕЛИКС ЯНОВ-ЯНОВСКИЙ КОНЧЕРТО ГРОССО №2 - КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ, АЛЬТА  И ВИОЛОНЧЕЛИ В 3-Х ЧАСТЯХ.

3.ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ТРИПТИХ ДЛЯ ОРКЕСТРА В ТРЁХЧАСТЯХ: ЭПИГРАФ, ЭЛЕГИЯ, ПОСТСКРИПТУМ. (МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА).

4. «СЛУШАЙ, МОЙ ДРУГ, ТИШИНУ».

 С УЧАСТИЕМ СОЛИСТОВ – ЛАУРЕАТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ ШАХРУХА РАХИМБЕРДИЕВА (СКРИПКА); АЛЕВТИНЫ ДОВИДАЙТИС (АЛЬТ); ЖАМШИДА УБАЙДУЛЛАЕВА (ВИОЛОНЧЕЛЬ).

 

И в заключение комментарий к программе ведущей концерта, профессора Инессы Гульзаровой

Феликс Янов-Яновский является крупнейшим представителем композиторской школы Узбекистана. Заслуженный деятель искусств республики, лауреат премии за вклад в развитие культуры и искусства республики, профессор. Могу без преувеличения сказать, что любой концерт этого композитора, как правило, становится музыкальным событием. Вот и сегодня, уверена, он не будет исключением. Каждая встреча с музыкой этого автора – это некий род интеллектуального общения, это разговор о самом важном. И каждый раз перед слушателями предстаёт глубокий философ, размышляющий о главном и вечном, находящийся в постоянном поиске живой интонации и естественного течения музыки.

В музыке Янов-Яновского удивительно сочетаются  классические традиции и новые стилистические направления. Он в равной степени владеет как камерными, так и крупными симфоническими жанрами. В багаже композитора – симфонии, концерты, оратории, оперы, балеты, камерно-инструментальная и вокальная музыка, музыка для узбекских народных инструментов, театра и кино, а также эстрадные песни.

    Коллеги называют Феликса Марковича композитором-экспериментатором. Он любит обращаться к разным жанрам, к разным формам, к разным составам исполнителей. Вот и сегодняшнюю концертную программу включен один из кончерто гроссо композитора.

 

Что касается Эльдара Азимова, то с ним композитора связывает многолетний творческий союз длиною в 41 год (с 1973года). Была записана пластинка с опусами Янов-Яновского, вышел диск с музыкой композиторов Центральной Азии, в который также вошли и  сочинения Феликса Марковича.

Концертную программу открывает Ларго и Скерцо, написанные композитором в 1973 году специально для первого камерного оркестра,  созданного Э. Азимовым, который на тот момент ещё не имел официального статуса.

Следующий номер концертной программы Кончерто гроссо №2 или «Простой концерт» для скрипки, альта и виолончели с камерным оркестром. Вот что об этом говорит  автор:

- Вы знаете, период написания моего первого кончерто гроссо, а это были 60-е годы прошлого столетия, было временем, когда возрождался интерес к старинным жанрам. Ведь кончерто гроссо – это жанр эпохи барокко, предполагающий противопоставление солирующей группы инструментов и оркестра. Мне было интересно поработать в этом русле и испробовать свои силы в рамках данного жанра. Безусловно, я не был первым, кто решил возродить кончерто гроссо в XX веке. Известны выдающиеся произведения композиторов Альфреда Шнитке, Олега Шабинского, Эдуарда Тубина и многих других.

Мой интерес к жанру кончерто гроссо во многом связан с возможностью экспериментировать с инструментальным составом, выявлять новые возможности того или иного инструмента, подчас представляя их в необычном сочетании.  Так, во всех пяти моих концертах разные инструментальные составы. В первых трех солирующими инструментами выступает струнная группа, в четвертом концерте солируют ударные инструменты и клавесин, а в пятом – саксофон и тромбон, шестой –  for the left hand piano, chemballo, organo и струнного оркестра, седьмой – Сoncerto grosso №7 (написан в 2017 году) для ная, кошная, рубаба-примы и камерного оркестра народных инструментов «Согдиана».

Кончерто гроссо №2 написано в 1989 году, премьера состоялась 15 апреля 1991 года НСО Узбекистана под управлением Иманта Коциньша. Творческий замысел симфонии музыковед Э.Абдуллаева сравнивает  с Классической симфонией Прокофьева: это стиль близкий Вивальди или Гайдну, с точки зрения Ф. Янов-Яновского. Произведением наполнено ласковым юмором, добродушным кокетством.

1-ая и 3-и части полное юмора энергичное движение,  а 2-я часть – это своеобразное «слово от автора», отмеченное серьёзностью и искренностью высказывания.

«Элегический триптих» для оркестра был написан композитором в этом году. Он состоит из трёх частей: Эпиграф, Элегия и Постскриптум. Сегодня состоится мировая премьера этого опуса.

Известно, что перу композитора принадлежат несколько одночастных программных пьес для симфонического оркестра: написанные в 2000-2001 году «In tempo sostenuto», «Immobility», «Слушай, мой друг, тишину». Каждое из названных произведений – своеобразный живописный этюд или словно «застывшая» картина, текучая, медитативно-углублённая музыка, сосредоточенная на тончайших преобразованиях движений затаённого микромира. Стилистику сочинений можно назвать импрессионистической: эмоциональная сдержанность, утончённая пряность гармоний, красочность тембров. За последнее десятилетие эта группа сочинений пополнилась оркестровыми пьесами «Вдали-вблизи» и «Послесловием».

 

                                                                                       БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

                                                                                        фото Акмаля Сафарова

 

 

 





Другие материалы рубрики

27.05.2024 / 13:09:26

Часто спрашивают: есть ли в репертуаре Анны Герман песня на узбекском языке. Такой песни нет...

Но достоверен тот факт, что во время майских гастролей в Узбекистане Анна дала небольшой концерт прямо на хлопковом поле недалеко от Ташкента для простых работяг, сажающих хлопчатник. Далее...

25.05.2024 / 13:54:53

Во Дворце международных форумов "Узбекистон", как большой праздник музыки , прошел благотворительный концерт Национального филармонического оркестра России под руководством народного артиста Российской Федерации Владимира Спивакова

Национальный филармонический оркестр России представил в этот раз программу "Уголок Франции". После того, как она зазвучала под сводами лучшего дворца в Ташкенте, мы поняли, что Спиваков еще и тонкий знаток французской культуры. Это были самые лучшие интерпретации шедевров французских композиторов и публика все больше и больше убеждалась в этом. Далее...

25.05.2024 / 11:23:20

В зале Государственной консерватории состоялся отчётный концерт по концертмейстерскому мастерству магистра II курса, лауреата республиканских и международных конкурсов, Никиты Стеценко

Программа концерта оказалась довольно необычной из-за вокальных произведений, которые редко исполняются для широкой публики. Всё благодаря инициативе профессора по концертмейстерскому мастерству М.Б.Касымовой, без которой не состоялся бы этот удивительный концерт. Далее...

24.05.2024 / 11:22:24

Фаррух Закиров: "Первая и последняя песни Батыра Закирова на большой сцене были о Родине"

Установление в нашей столице памятника основоположнику национального эстрадного искусства, Народному артисту Узбекистана Батыру Закирову стало уникальным событием в культурной жизни нашей страны. Далее...

24.05.2024 / 10:11:09

От сердца к сердцу… Вечное и нетленное искусство оперного пения, подаренное слушателям артистами ГАБТа.

Дождь шёл утром. Заливал улицы города вечером. Сумерки медленно растворялись, поглощаемые темнотой. Зажигались фонари, окна домов и витрины магазинов. Совсем как в моём стихотворении "Небо в звёздах": Далее...





28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


14.10.2024 / 16:53:13
В Ташкенте с 22 по 25 октября пройдут Дни Москвы
 
11.10.2024 / 10:04:43
ДЕЛИ, 9 октября. Завершилась поездка в Узбекистан для подготовки серии телепередач о богатом туристическом потенциале нашей страны .
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


18.10.2024 / 12:05:06
Наши грандиозные мероприятия , послесловие..
 
08.10.2024 / 14:30:21
Продлен прием заявок на участие в международном молодежном конкурсе "Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте