Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
05.07.2024 / 11:49:09

Один вечер в театре песни: незабываемое шоу Рашида Бейбутова с молодыми солистами


Знаменитый азербайджанский певец Рашид Бейбутов (1915–1989) в 1968 г. основал Азербайджанский государственный театр песни.

Репертуар театра составляли произведения таких национальных композиторов, как Узеир Гаджибеков, Фикрет Амиров, Кара Караев, Рауф Гаджиев, Тофиг Гулиев, Джахангир Джахангиров, и др. Основу репертуара театра составляли народные песни, мугам и тесниф. За время существования театра здесь работали такие мастера, как Заур Рзаев, Джахангир Джахангиров, Мубариз Тагиев, Эльхан Ахадзаде, Хадиджа Аббасова, Азер Зейналов, Зохра Абдуллаева, Айбениз Гашимова, Гюльяз и Гюльянаг Мамедовы, Билал Алиев и другие.

В 1971 г. Эмиль Агаев, в будущем известный азербайджанский журналист, написал очерк в газете «Вышка» о театре и Р.Бейбутове, у которого на тот момент уже было немало почетных наград: золотая медаль фестиваля советского искусства в Индии, орден Белого Слона, полученный в Лаосе, золотая медаль, привезенная из Эфиопии и тд.

«Каждая песня — это «микроспектакль». Со своей темой, героями, развитием действия», — так народный артист СССР, лауреат Государственной премии Рашид Бейбутов объясняет идею создания своего детища — Азербайджанского Государственного Театра песни, единственного в стране. И действительно, все три года своего существования театр остается верным этому изначальному замыслу, ведя напряженный поиск прежде всего в этом направлении,» — писал журналист.

Очерк был посвящен очередной работе театра.

«Первое, самое свежее впечатление от концерта-спектакля — современно, талантливо, перспективно. Не раз мы были свидетелями того, как на эстрадных подмостках песня «подавалась» не только искусством самого певца, но и с помощью некоторых сценических эффектов, пантомимы. Однако подобное художественное решение, примененное не только к отдельным номерам, а ко всему концерту, идущему на одном дыхании, с последовательно развивающимся драматизированным действием и потому уже не концерту, а скорее спектаклю, — такое вряд ли нам доводилось видеть. Тема весны, расцвета родного края, любви к нему, восхищения красотой его природы, людьми — эта тема, последовательно развиваясь, поворачиваясь все новыми и новыми гранями, от героики до народного юмора, от экспрессии до лиризма — проходит через весь концерт-спектакль,» — отмечал Э.Агаев.

И далее: «Когда же Р. Бейбутов исполняет старинный русский романс, грузинскую и песни других народов СССР, мы словно возносимся над родной республикой, перед нами распахивается необъятность нашей страны. Вместе с Р. Бейбутовым мы «путешествуем» по многим странам мира, но и здесь, благодаря неповторимой манере исполнителя, который не просто воспроизводит, копирует полюбившуюся ему мелодию, услышанную во время зарубежных гастролей, а интерпретирует ее по-своему, — даже здесь мы смотрим на мир глазами сына своей Отчизны, глазами советского человека-интернационалиста…»

Агаев писал, что вокальная композиция «Фрески летописи» — один из самых запоминающихся номеров программы.

«Исполненный в самом начале, он, как камертон, задает настрой всему представлению. И по мысли, и по самой форме. Созвучные песенным фрагментам, на экране в глубине сцены возникают видовые изображения — развалины некогда мощной крепости, огненные сполохи разрушительных пожарищ, фигуры воинов, вставших на защиту Отечества, необъятность моря, пейзажи родной земли. Певец на фоне киноэкрана словцо перелистывает страницы истории своего многострадального края…,» — отмечал журналист.

«И вот — весна. На сцену выплывают грациозные девушки — танец с бубнами. Затем звучит «Песня о Нефтяных Камнях» Т. Бабаева в исполнении молодого певца Джаваншира Зейналлы. Но мир сложен, еще не везде есть место торжеству, радости. Еще немало несправедливости, тяжких страданий несет на своих плечах планета. «Баллада о матери» О. Кязимова. Молодая солистка Тамара Агамиева поет ее зрело, взволнованно, искренне. Последние слова песни: «Остановите войну во Вьетнаме, матери!» встречаются бурей аплодисментов. И — такова уж сила песни, сочетающей в себе гражданственность публицистики с эмоциональностью большого искусства, что в аплодисментах зрителей равно слышится как естественная дань таланту певицы, так и одобрение, поддержка самого заключительного призыва песни «Остановите войну!..,» — писал он.

Журналист продолжает с описанием спектакля: «И снова — радость, раздольная удаль шуточного сочинения С.Агабабова на слова Р.Гамзатова «По горным дорогам», ставшего уже классическим в репертуаре Рашида Бейбутова. И снова «в работе» балетная группа театра. Девушки в папахах лихо «скачут» на воображаемых скакунах — танец поставлен в традициях мюзик-холла.»

Балетная группа театра в тот вечер не раз еще радовала зрителей (особенно — в хореографической миниатюре на песню «Джуджалярим» Г. Гусейнли, блестяще исполненной Т.Китаевой, В.Зеленкиной и другими). То же самое можно сказать и об оркестре, не просто сопровождавшем певцов, танцоров, а активно участвовавшем в концерте.

«Музыканты не только во время исполнения своего оркестрового номера — «Бакинский вечер», а на протяжении всего концерта работали с полной отдачей, то и дело «изобретая» на глазах зрителей небольшие мизансцены — непринужденные, остроумные. Довольно удачно сольное звучание электроаккордеона, органа «вписывалось» в уже знакомые нам мелодии, придавая им неожиданную окраску, и это способствовало тому, что, например, иранская народная песня, исполненная Р. Бейбутовым, прозвучала удивительно трогательно и вполне современно. Красочны, очень богаты и праздничны были костюмы исполнителей и вообще — оформление, цветовое решение концерта-спектакля,» — отмечал Э.Агаев.

Журналист писал, что там, где соединяются воедино разные виды искусства, где рождается что-то новое «на стыке», особую важность приобретают творческое содружество, взаимный обмен идеями. А к работе над новой программой театра ее режиссером и сценаристом Рашидом Бейбутовым были привлечены, пожалуй, лучшие творческие силы республики. В частности, по части оформления театр консультировал народный художник Азербайджанской ССР Таир Салахов, с балетной группой работали народные артисты республики Рафига Ахундова, Максуд Мамедов, Наиля Назирова.

«И вообще в концерте-спектакле в целом удалось все — начиная or составленных и оформленных со вкусом программок, — которые предлагали у входа в зрительный зал, и кончая хорошей организацией самого концерта, ответственным за который был П.Карпенко. Но все это, понятно, объединялось, строилось, работало в целом на главного «героя» концерта-спектакля — на песню. А душою ее, главным «нервом» всего песенного действа, которое развернулось перед зрителями, безусловно, являлся неувядаемый талант, темперамент, неиссякаемая творческая фантазия создателя театра и самого яркого неповторимого «актера» его — Рашида Бейбутова,» — писал Э.Агаев.

Не забыл он упомянуть и азербайджанских композиторов.

«… здесь еще раз необходимо подчеркнуть то, что составляет лицо театра, что придает ему индивидуальность, целостность — при всем богатстве программы, кажущейся пестроте, ее основа — это произведения азербайджанских композиторов — Уз.Гаджибекова, Р.Гаджиева, А.Меликова, О.Кязимова, П.Бюль-Бюль оглы и др. Одно из центральных мест в концерте занимают неумирающая ария Аскера из музыкальной комедии Уз. Гаджибекова «Аршин мал алан», «Азербайджанские баяты», с блеском исполненные Рашидом Бейбутовым,» — писал журналист.

В конце концерта была такая юмористическая и в то же время символичная сценка: Р. Бейбутов выводит за руки на сцену всех четырех молодых солистов, а сам отходит к оркестру, слушает, подбодряя жестами исполнителей. А вот потом остается один перед залом. И поет…

«Кстати, весь концерт построен — оба отделения начинают молодые исполнители и завершает их Р. Бейбутов — как своего рода творческое соревнование юности со зрелостью, современной манеры исполнения с классической. И вот что удивительно — одно вовсе не противоречит другому, а сочетается органически, создавая ту атмосферу движения, разнообразия, которая не позволяла хоть на минуту отвлечься, расслабиться…,» — писал Агаев.

 

По материалам книги
«Рашид Бейбутов. Воспоминания»




Другие материалы рубрики

01.07.2024 / 09:59:25

На сцене большого зала Государственной консерватории состоялся сольный концерт, совмещённый с выпускным экзаменом, обладателя государственной премии "Мард ўғлон", Никиты Стеценко

Концерт вела профессор Гульзарова Инесса Сергеевна Далее...

30.06.2024 / 13:36:53

В прекрасном Заамине звучат мелодии макомов

С 27 по 30 июня в Заамине под эгидой ЮНЕСКО и АЙСEСКО проходит II Международный форум искусства макома Далее...

20.06.2024 / 08:26:50

Абдулазиз Хасанов: продолжатель музыкальной династии

Биографии многих композиторов и исполнителей начинаются со слов "родился и вырос в музыкальной семье". Не является исключением и мой папа Абдулазиз, родившийся в известной династии Хасановых, музыкальный талант в которой передавался из поколения в поколение Далее...

19.06.2024 / 11:06:33

Николай Андреевич Римский-Корсаков: главный сказочник и поэт русской музыки

В этом году музыкальный мир празднует не только 220-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки и 185-летие со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского, но и 180-летие со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова Далее...

11.06.2024 / 10:45:57

Ученики школы Успенского стали участниками Детской музыкальной академии стран СНГ

C 31 мая по 7 июня в Самарской области Российской Федерации прошла XIV Детская музыкальная академия стран СНГ под патронатом народного артиста СССР Юрия Башмета Далее...





28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


29.10.2024 / 23:39:12
История ГАБТ имени А. Навои в лицах и документах
 
25.10.2024 / 00:21:24
23 октября, в среду на Малой сцене ГАБТ имени А. Навои мы снова представили зрителям наш спектакль необычной формы – творение великого Вольфганга Амадея Моцарта
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


29.10.2024 / 23:52:11
"Корзинка" получила золото в номинации "Развитие талантов"
 
28.10.2024 / 12:36:11
Язык – зеркало каждой нации, её истинное отражение. Пока есть язык, нация жива.
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте