Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.12.2016 / 10:10:33
"Только Моцарт!"13 декабря в рамках фестиваля, посвященного 260-летию со дня рождения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, состоялся концерт в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. Один из величайших композиторов, В.А. Моцарт оказал огромное влияние на мировую музыкальную культуру. Его перу принадлежит множество шедевров в области симфонической, камерной, оперной и хоровой музыки. Произведения композитора продолжают звучать на ведущих сценах всего мира. Более того, популярность гения сегодня возрастает. Коллекция его произведений, записанных на CD, превышает 200 дисков. «Музыкальный бизнес, — пишет газета Kommersant.uz, — каким мы его знали, мертв. А последний гвоздь в его гроб забил Вольфганг Амадей Моцарт, — композитор XVIII века, сам давно почивший, — который стал самым продаваемым артистом 2016 года в секторе продаж компакт-дисков». В Узбекистане музыка Моцарта постоянно звучит в различных концертных залах, входит в репертуар ведущих оркестров и солистов страны. В юбилейном концерте приняли участие камерный оркестр «Туркистон» под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова, а также лауреаты международных конкурсов Марат Гумаров, Мадина Файзиева, Равшан Абдуназаров, Васила Умарова. Этим вечером прозвучало два концерта — N26 для фортепиано с оркестром и N7 для трех фортепиано с оркестром. Клавирные концерты В. А. Моцарта являются одной из вершин творчества композитора. Работая над этим жанром на протяжении многих лет, он создает около тридцати классических произведений. Знание композитором всех тонкостей и специфики инструмента в конечном итоге определяет успех и популярность этих опусов. Концерт N26, исполненный Василой Умаровой, был написан композитором в 1788 году. Премьера состоялась два года спустя на коронации Леопольда II во Франкфурте, поэтому он получил название «Kronungskonzert» («Королевский» или «Коронационный»). Несмотря на название, в этом произведении «королевского» совсем немного, разве что праздничный тонус и обилие виртуозных фигуративных пассажей в первой части, фанфарное ее завершение, использование в оркестре труб и литавр. Преобладает в Концерте спокойная, теплая лирика, светлые весенние образы, что прекрасно удалось передать солистке и оркестру. Концерт для трех клавиров с оркестром N7 был создан в 1776 году в Зальцбурге для графини А. Лодрон и двух ее дочерей. Это произведение и сегодня, спустя два века, входит в репертуар пианистов различных школ, стилей и направлений. На этом концерте данный опус прозвучал в исполнении трех талантливых музыкантов и замечательных педагогов – Марата Гумарова, Мадины Файзиевой и Равшана Абдуназарова. Произведение было сыграно в безупречном стиле, с великолепным звуком и прекрасно выстроенной драматургией. Чистое, прозрачное звучание, певучая кантабильность фортепиано, легкость и воздушность виртуозных пассажей, изящность украшений – музыка словно светилась солнечным блеском! Было очень хорошо показано то самое «моцартовское» великолепие в простоте. Исполнение отличала идеальная сыгранность как солистов между собой, так и солистов с оркестром. Фразы, передающиеся от одного солиста к другому, составляли настолько идеальную звуковую волну, что, закрыв глаза, представлялось, будто все это играет один исполнитель. Слушатели наслаждались, погруженные в эпоху галантного стиля XVIII века. «Их виртуозная игра, техника исполнения не могли оставить зал равнодушным. Зрители долго не хотели отпускать исполнителей. Именно такими должны быть современные преподаватели, которые постоянно работают над собой, совершенствуют свое мастерство на различных конкурсах и концертах», — читаем в отзывах. Отдельно хотелось бы отметить великолепную работу оркестра и его дирижера Эльдара Сарваровича Азимова. Это поистине ансамбль солистов и в то же время единый организм, слаженный и гармоничный, объединенный высоким пониманием Искусства и любовью к Музыке. Открыв концерт увертюрой к опере «Свадьба Фигаро», оркестр превосходно выразил легкость, игривость и «солнечность» стиля композитора. Мастерски передавая образный мир произведения, с его тончайшими оттенками настроений и переживаний, музыканты определили высокий профессиональный статус всего концерта как возвышенного и облагораживающего духовного действа. Минуло два столетия, а музыка великого гения продолжает жить. Часто музыкантам задают вопрос: «Что может быть лучше Моцарта?», но ответ всегда один: «Только Моцарт!». Елизавета Погудина, учащаяся РСМАЛ им. В. Успенского
|
|