Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
29.01.2021 / 18:59:44

"Данко": Спасибо, музей С. Юдакова!


На первом в Новом, 2021 году заседании постоянных участников литературно-творческого объединения (ЛиТО) «Данко», действующего под патронажем Русского культурного центра Узбекистана более двадцати лет, царило приподнятое настроение. Как и раньше, «данковцы» собрались в ташкентском музее Сулеймана Юдакова при Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана.

Очередное заседание объединения было посвящено чествованию прежнего его руководителя – Армануш Гугамовны Маркарян. Постоянными членами (А. Кирдянов, М. Бабаярова, Ф. Бобрик, А. Чембарисова, Г. Зазулина, Т. Грушина) и почетным гостем (О. Бордовский) ЛиТО были отмечены заслуги Армануш Гугамовны как лидера объединения в деле пропаганды высоких образцов творчества ташкентских и областных стихотворцев и прозаиков, классиков русской и узбекской литературы, кино и театра. В частности, говорилось о ее незаурядном таланте организатора культурно-массовых мероприятий, прежде всего творческих вечеров и встреч с участием «данковцев». Так, только в Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои ею было инициировано более сорока интересных мероприятий. Под общей редакцией А. Г. Маркарян вышли в свет два коллективных поэтических сборника участников ЛиТО «Данко», а третий вот-вот выйдет из печати.

Новый руководитель «Данко» (избран открытым голосованием на заседании от 29 декабря 2020 года), член Союза российских писателей, поэт, прозаик, эссеист, литературный критик и журналист Алексей Григорьевич Кирдянов (Алимкулов), от имени всех присутствовавших, а также отсутствовавших по уважительным причинам членов ЛиТО вручил Армануш Гугамовне Маркарян памятный подарок в благодарность за ее многолетнюю общественную работу и стихотворный талант. Добрые слова в ее адрес высказали все присутствовавшие на заседании. Армануш Маркарян, как в свое время и Тамара Васильева (Мария Дар), получила право называться почетным председателем ЛиТО «Данко».

Далее были рассмотрены некоторые организационные вопросы. В частности, было решено, что заседания ЛиТО будут проходить по первым и третьим вторникам каждого месяца, с 16.00 до 19.30, с перерывом с 18.20 до 18.30. Дополнительные заседания объединения могут быть организованы в то же время в четвертый либо пятый вторник (прежде всего для мини-презентаций творчества отдельных авторов и семинаров) месяца.

Ввиду продолжающихся ограничений при проведении культурных мероприятий из-за пандемии коронавируса попасть на заседания и другие мероприятия ЛиТО «Данко» можно будет по предварительному согласованию с заместителем его руководителя Александром Татаринцевым через социальные сети (Facebook, Одноклассники.ру), при этом преимущество будет отдаваться постоянным участникам объединения.

После некоторого перерыва возобновил свою работу лекторий (в рамках заседаний). На нем о жизни и творчестве выдающегося русского поэта ХХ века Николая Михайловича Рубцова (1936 – 1971) вдохновенно и очень захватывающе рассказала Татьяна Грушина. 3 января наступившего 2021 года исполнилось 85 лет со дня рождения замечательного, всеми любимого автора стихотворных книг «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971), который, кстати, бывал в Ташкенте в юношестве. В нашем городе он мог сочинить некоторые свои стихотворения.

Вот что об этом написал Сергей Викулов в очерке о Николае Михайловиче Рубцове: «К сожалению, Николай Рубцов не имел привычки ставить даты написания стихов, и нам сейчас трудно сказать, какие из них были написаны в юности. Да и мог ли он создать в то время что-либо достойное упоминания – ведь поэту тогда было шестнадцать – восемнадцать лет… А кроме того, образование какое? Всего лишь семилетка… Все это так, но давайте не забывать, что мы имеем дело с незаурядным дарованием, и, кстати, прочтем стихотворение «Деревенские ночи», под которым – счастливая случайность – имеется дата, поставленная самим поэтом: 1953 год. Пусть оно не совсем самостоятельно по построению, по тональности – молодой Николай Рубцов очень родственен молодому Есенину, – но зато «техника» какая, как в нем все подогнано, все ладно!

К табуну с уздечкою
                      выбегу из мрака я,
Самого горячего
                          выберу коня,
И по травам скошенным,
                           удилами звякая,
Конь в село соседнее
                            понесет меня.
…Все люблю без памяти
                       в деревенском стане я,
Будоражат сердце мне
                          в сумерках полей
Крики перепелок,
                    дальних звезд мерцание,
Ржание стреноженных
                                 молодых коней…

Есть у Николая Рубцова еще два стихотворения, помеченные им самим 1954-м («Да, умру я…») и 1955-м («Первый снег») годами. И они говорят о том, что в то время он мог писать – и писал! – вполне приличные с точки зрения техники стихи!

Под первым из этих стихотворений, кроме года, обозначено еще и место написания: «Ташкент». Как занесло его в этот далекий среднеазиатский город, неизвестно. Ясно лишь одно: и в этом «путешествии», если его можно назвать таковым, ему было не сладко. Мотив страдания, даже отчаяния пронизывает все стихотворение: «Жалкий след мой будет затоптан // Башмаками других бродяг». Думаю, что и эти строки не совсем самостоятельны. Но для нас они важны как документ, как еще один штрих из биографии поэта… Не путешественником, не открывателем «неведомых стран» чувствует он себя в Ташкенте, а бродягой. Да им он и был, по сути: ведь после того, как он оставил детдом, у него не было нигде не только родных (кроме младшего брата), но и угла, куда бы можно было вернуться, чтобы отдохнуть душой и телом.

Как о близкой реальности в эти черные дни он думает даже о своей смерти, после которой «…останется все, что было // На земле не для всех родной».

Открытие это полно глубокой горечи и боли…

Но был конец и этим печальным дням и, как можно предположить, более-менее благополучный» (цитируется по книге «Николай Рубцов. Избранное. Москва, «Художественная литература», 1982, стр. 5 – 6).

Татьяна Грушина и Алексей Кирдянов зачитали несколько стихотворений Н. М. Рубцова, в том числе такие, как «Ось», «Зеленые цветы», «Стихи из дома гонят нас…».

Состоялась дискуссия на тему прочитанной лекции. Помимо положительных отзывов были и пожелания. Так, член Союза писателей Узбекистана поэт Олег Бордовский обратил внимание на необходимость впредь лекторам меньше времени уделять биографиям классиков, а больше – ознакомлению с их творчеством. Это важное замечание решено было взять на заметку.

В кратких выступлениях участников ЛиТО «по кругу» не обошлось без затрагивания новогодней и рождественской тематики. Особенно запомнился рассказ о Рождестве, прочитанный автором – Мунирой Бабаяровой. О Новом годе и снегопаде свои стихотворные произведения зачитали Альмира Чембарисова, Галина Зазулина и Татьяна Грушина. В обсуждении услышанного упоминались произведения на новогодне-рождественскую тему классиков русской литературы (Набоков, Пушкин, Жуковский, Фет, Кюхельбекер, Гоголь и др.).

Почетный председатель «Данко» Армануш Маркарян предложила всем вместе исполнить песню на слова еще одного юбиляра этого года, Леонида Дербенева (1931 – 1995; 90 лет со дня рождения), – «Есть только миг» (музыка Александра Зацепина; в этом году он тоже юбиляр – отметит 95 лет со дня рождения), что и было осуществлено с праздничным задором. Музыкальными номерами вечер скрасила и Галина Зазулина (фортепиано).

…«Данковцы» расходились по домам радостные, с горящими, одухотворенными взорами и, конечно же, благодарные администрации музея композитора Сулеймана Юдакова за возможность встречаться друг с другом с творческими целями в тепле и уюте. «Спасибо тебе, музей С. Юдакова! – вслух и мысленно обращались они к ставшими почти что родными стенам. – Катта рахмат!».

Что ж, до новых волнительных встреч, дорогие друзья-«данковцы», в наступившем 2021 году, который, будем надеяться, станет для всех на планете более удачным, чем ушедший 2020-й.

 

* * *

Из стихов, прозвучавших на заседании «Данко»:

 

Николай Рубцов (1936 – 1971)

 

ЗЕЛЕНЫЕ ЦВЕТЫ

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
 
За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
 
Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь… чего-то не хватает…
Недостает того, что не найти.
 
Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы…

[1967]

 

Алексей РОМАНОВ

Фото Татьяны ГРУШИНОЙ





Другие материалы рубрики

29.01.2021 / 18:57:24

Поэт Адель Чилякова награждена медалью Бунина

Президиум Российского союза писателей принял решение о награждении известного поэта, публициста, драматурга и режиссёра Адели Абдурахмановны Чиляковой медалью "Иван Бунин 150 лет". Эта общественная награда вручается за вклад в развитие современной русской литературы, учреждена Российским союзом писателей в 2020 году, который был объявлен Годом Бунина в честь 150-летия со дня рождения этого писателя, лауреата Нобелевской премии Далее...

25.01.2021 / 12:45:56

После недавней встречи с Диной Рубиной в режиме online во время международного фестиваля книги

Знаете, я ведь себя ощущаю человеком мастеровым. У меня отец - художник, муж- художник, сама я семнадцать лет отдала одному из каторжных искусств — музыке. Я с детства привыкла относиться к искусству как к весьма вещественному и тяжелому труду. Выросла среди подрамников, рам, мольбертов, холстов, среди плотницких инструментов... Далее...

22.01.2021 / 18:02:05

"Образ мира, в слове явленный": к 130-летию Осипа Мандельштама

Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве (Польша) в семье кожевенника и мастера перчаточного дела. Мать его была музыкантом. Судьба поэта оказалась трагической. Мандельштам стал жертвой сталинских репрессий. Он скончался 27 декабря 1938 года на пересылке к месту заключения Далее...

20.01.2021 / 23:02:59

В конференц-зале Творческого Союза художников Узбекистана состоялась презентация книги нашего соотечественника Исмата Кучиева "Шараф Рашидов: победитель"

Это произведение выпущено в 2020 году издательством "Альфа-книга" в Минске. Автор предисловия, член Союза белорусских журналистов Ирина Масленицина подробно Далее...

09.01.2021 / 23:20:16

Александр Фитц. Воспоминания дня. Тайны старого Ташкента. Часть 2

Звучит красиво, а в переводе с фарси всего лишь – "Песчаная площадь". Никакой романтики, но это в Средней Азии, а вот для России, Украины, Кавказа – сплошная загадочность. То есть, даже в тревожные дни и часы бытия Габриэль всегда оставался армянином Далее...





12.04.2021 / 19:33:54
Премьера "Сны Гамлета": диалог с Уильямом Шекспиром
 
11.04.2021 / 19:05:31
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР УЗБЕКИСТАНА ПРИГЛАШАЕТ НА ПРЕМЬЕРУ
 


12.04.2021 / 19:25:06
Фестиваль кино в Ташкенте возрождается
 
10.04.2021 / 19:20:33
В Музее истории кино Узбекистана состоялся показ документального фильма Алиаскара Фатхуллина - "Дильшат Фатхуллин, просто Шадик"
 


10.04.2021 / 19:28:18
Магия музыки Баруха Берлинера и Павла Карманова
 
08.04.2021 / 21:04:18
Музыка Алексея Шора завоевала публику в Узбекистане
 


09.04.2021 / 18:31:48
Пять дней весны или о безопасном путешествии в период пандемии
 
06.04.2021 / 19:32:12
Упрощение визового режима в Узбекистане открыло перед туристической отраслью беспрецедентные возможности
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте