Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.08.2020 / 13:28:18
Когда, где и почему Сергей Михалков рассказал мне про свой медовый месяц в Узбекистане в 1936 году…Борис Бабаев, kultura.uz Прошло уже столько лет, теперь даже не верится, что это было, но тем не менее это так. Где-то в 1988 году я приехал в Москву, в творческую командировку в качестве спецкорреспондента республиканского радио. Мне было поручено подготовить ряд материалов о городе, его людях, культурных связях между Ташкентом и Москвой. План работы у меня, конечно же, имелся, но мне очень был нужен еще какой-то главный, гвоздевой, материал. Вот тут мне пришел на помощь тогда молодой поэт, потом писатель и философ, Сабит Мадалиев. Недавний выпускник Литературного института им. Горького, он был приглашен в ту пору на работу в Союз писателей СССР в качестве консультанта по узбекской литературе. Мы были немного знакомы, и я его попросил подумать, с кем из очень известных, крупных российских деятелей культуры мне можно было бы встретиться и записать хорошее интервью. Тщательно подумав, Сабит сказал, что может устроить встречу с Сергеем Михалковым, и моей радости просто не было предела. В ту пору имя Михалкова просто гремело по всему Союзу. Два дня шли переговоры, потом Мадалиев сообщил, что согласие Михалкова на встречу есть и примет он меня у себя дома. И вот в назначенный день, в послеобеденное время, я, очень радостный и взволнованный, прихожу в дом Михалковых по улице Воровского. Захожу в уютный, хорошо прибранный двор, поросший густой красивой зеленью. Меня приглашают подняться на второй этаж прекрасного особняка. Но об этом чуть позже… Творческое наследие Сергея Владимировича включает сценарии к более чем 40 мультфильмам, 20 художественным кинолентам. Также как и знаменитая поэма «Дядя Степа», они были очень популярны как у миллионов ребят, так и у взрослых. Вместе с тем он писал отличные басни и занимался очень успешно драматургией. Его поэтическое творчество – это великолепные стихи на все времена. В период 1941–1945 годов Михалков напряженно работал как военный корреспондент на различных фронтах и создал немало статей-листовок о том, что немецких захватчиков можно и нужно уничтожать и победить. Он является автором не только гимна Советского Союза, но и нынешнего гимна России, а также известной эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены – «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». И еще, однажды я читал очень интересный материал о том, как в 1944 году, именно в Ташкенте, в гостинице «Шарк», создавался Сергеем Михалковым и Эль Регистаном текст гимна Советского Союза. И у нас в Узбекистане, и во всем мире хорошо известны имена двух его сыновей – знаменитых кинорежиссеров Андрона Михалкова-Кончаловского и Никиты Михалкова. И вот с этим высоким, знаменитым на всю страну , человеком у меня тогда состоялся интересный во всех отношениях разговор. Мы говорили о его творчестве, стихах и поэмах, баснях и драматургии. Когда заговорили об Узбекистане, о Ташкенте, мой собеседник заметно оживился. Чувствовалось, что Сергей Владимирович знает многое о нашей республике. Более того, вдруг говорит мне: «Знаете, молодой человек, Узбекистан для меня особая республика . В 1936 году, когда я женился на Наталье Кончаловской, в свадебное путешествие мы отправились именно к вам. Мы видели, что вы живете в прекрасном крае, уезжали впечатленные этим нашим путешествием, так много узнали. Наш узбекский медовый месяц запомнился нам навсегда». К этому добавлю, что с Натальей Петровной Кончаловской, внучкой известного художника Сурикова и дочерью не менее знаменитого художника Кончаловского, они прожили вместе 53 года. В одной из российских газет я прочитал интервью со знаменитой на весь мир польской киноактрисой Беатой Тышкевич, в котором она говорит о своей дружбе с этой семьей. Я сохранил его и вот, что Тышкевич рассказывает: – Когда я впервые приехала в Москву на кинофестиваль, то познакомилась с Сергеем Владимировичем Михалковым – очаровательным мужчиной, который побил все рекорды Гиннесса, написав два гимна. А тогда он привез меня в свой дом на Николину Гору, где представил своей семье. Потом Андрон Кончаловский предложил мне роль Варвары Лаврецкой в экранизации тургеневского «Дворянского гнезда», и у меня началась особенная жизнь. Все свое свободное время я проводила у них на Николиной Горе, в потрясающе красивом доме с террасами, стоящем в лесу на берегу реки… Далее, рассказывая о жене Сергея Михалкова: – Это незабываемые воспоминания, и в центре их – необыкновенная женщина, одна из самых интересных встреченных мной в жизни: мать Андрона и Никиты – Наталья Петровна, дочь известного русского художника Кончаловского. Она была литературной переводчицей, прекрасной поэтессой, переводила на русский язык песни Эдит Пиаф. Мы так сблизились с ней, что долгое время я обращалась к ней как к маме. Роскошный туалет Варвары Лаврецкой, в котором я снималась в «Дворянском гнезде», был украшен драгоценностями Натальи Петровны. Свой огромный дом она вела в старинном стиле, держала в ежовых рукавицах и своих детей, и каждую их очередную жену. Она принимала всех внуков, все снохи были ею любимы. В доме постоянно кипел самовар, пили чай. Сама занималась садом, огородом, цветниками. На Пасху пекли куличи. Комната хозяйки была увешана клетками с поющими птицами. Это был дом, который собирал самых талантливых людей… На Николиной Горе постоянно проходил марафон блестящих интеллектуальных бесед, диспутов, обсуждений сценариев.
Будучи тогда в доме Михалкова, я не мог не обратить внимания на очень молодую, очень симпатичную женщину, которую звали Юля. Мне сказали, что это пресс-секретарь Михалкова. Потом, когда ушла из жизни Наталья Петровна, в 1999 году, Сергей Владимирович, несмотря на очень большую разницу в возрасте, женился на Юлии Валерьевне Субботиной. Она была не только его пресс-секретарем – физик по профессии и дочь известного академика Субботина. Они прожили вместе до конца августа 2009 года, когда жизненный путь великого поэта и крупнейшего общественного деятеля того времени был завершен. Наше интервью в доме на Воровского завершалось. И вдруг Сергей Владимирович спросил у меня, есть ли дети, я сказал, что есть, дочь Женечка и сын Саша. Они были в ту пору совсем юными. Михалков взял в руки одну из своих книг стихов и написал на внутренней стороне обложки: «Ребята, читайте эти и другие самые хорошие стихи, растите умными и добрыми людьми». И поставил свой автограф. Потом так оно и было. А эта встреча в Москве навсегда осталась в моей памяти. БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|