Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.01.2024 / 12:51:54
ЮНЕСКО выступила с настоятельным призывом к надлежащему использованию технологий в образованииЦифровая революция обладает неизмеримым потенциалом, однако уже были высказаны соображения относительно необходимости ее регулирования в обществе, поэтому следует также внимательно следить за ее реализацией в сфере образования. Использование цифровых технологий должно быть направлено на повышение качества обучения и благополучия учащихся и преподавателей, а не во вред им. На первом месте – потребности ученика и поддержка преподавателей. Онлайновые связи не заменят человеческого общения. Одрэ АзулеГенеральный директор ЮНЕСКО
Всемирный доклад по мониторингу образования за 2023 г. под названием «Технологии в образовании: на чьих условиях?» был представлен сегодня на мероприятии в Монтевидео, Уругвай, организованном ЮНЕСКО, Министерством образования и культуры Уругвая и Фондом инноваций в образовании Ceibal при участии 15 министров образования из разных стран мира. В докладе лицам, ответственным за разработку политики, и участникам образовательного процесса предлагается ответить при внедрении технологий в образование на четыре вопроса:
Использование технологий может улучшать отдельные виды обучения в определенных условиях. В докладе приводятся данные, свидетельствующие о том, что преимущества обучения сокращаются при избыточном использовании технологий или в отсутствие квалифицированных преподавателей. Например, раздача учащимся компьютеров не улучшает качество обучения, если преподаватели не вовлечены в педагогический процесс их использования. Также доказано, что смартфоны в школах отвлекают от учебы, однако лишь менее четверти стран запретили их использование в школах. нам необходимо изучить наши прошлые ошибки при использовании технологий в образовании, чтобы не повторять их в будущем. Мы должны научить детей не только пользоваться цифровыми технологиями, но и обходиться без них, отбирать необходимое из огромного количества информации и игнорировать ненужное, позволять технологиям поддерживать, но никак не заменять человеческое взаимодействие, на котором основываются преподавание и обучение Manos AntoninisDirector
Исключительно дистанционное образование способствует увеличению неравенства в обучении среди учащихся, а онлайновые материалы не всегда соответствуют контексту. Исследование сборников открытых образовательных ресурсов показало, что почти 90% онлайновых архивов материалов для высшего образования были созданы либо в Европе, либо в Северной Америке, а 92% материалов в глобальной библиотеке открытых образовательных ресурсов представлено на английском языке.
Во время пандемии COVID-19 в результате быстрого перехода на онлайновое обучение неохваченными оказались не менее полумиллиарда учащихся по всему миру, в основном это коснулось беднейших слоев населения и жителей сельских районов. В докладе подчеркивается, что право на образование все чаще ассоциируется с правом на полноценное подключение к сети, при этом в каждой четвертой начальной школе нет электричества. В докладе содержится призыв ко всем странам установить контрольные показатели по подключению школ к интернету в период до 2030 г., при этом основное внимание должно уделяться наиболее уязвимым слоям населения.
Сегодня как никогда необходимы надежные, четкие и беспристрастные доказательства полезности использования технологий в обучении, однако их не хватает. Большинство примеров использования задокументировано в Соединенных Штатах Америки, где, по данным Информационного центра успешных методик, надежные или средней степени надежности доказательства эффективности были получены по менее, чем 2% рассмотренных образовательных мероприятий. Когда доказательства поступают только от самих технологических компаний, существует риск их необъективности.
Системам образования трудно адаптироваться к стремительным темпам развития технологий. Все большее значение приобретают цифровая грамотность и критическое мышление, особенно в связи с развитием генеративного ИИ. Содержащиеся в приложении к докладу дополнительные данные свидетельствуют о начале процесса адаптации: 54% опрошенных стран определили, какие навыки они хотят развивать в будущем. Однако только 11 государств из 51 опрошенного имеют учебные программы по ИИ. Помимо этих навыков, не следует забывать и о базовой грамотности, так как она имеет решающее значение и для применения цифровых технологий: учащихся, обладающих более развитыми навыками чтения, гораздо сложнее обмануть с помощью интернет-рассылки мошеннических писем, направленных на хищение личных данных. Кроме того, соответствующая подготовка необходима и преподавателям, однако в настоящее время только в половине стран существуют стандарты развития их навыков в области ИКТ. Лишь немногие программы подготовки преподавателей охватывают вопросы кибербезопасности, при том, что на образовательные учреждения приходится 5% атак с использованием вирусов-вымогателей. Устойчивое развитие также требует более надежных гарантий прав пользователей технологий. Сегодня лишь 16% стран имеют законы, непосредственно гарантирующие конфиденциальность данных в рамках системы образования. Одно из исследований показало, что 89% из 163 рекомендованных в период пандемии COVID-19 продуктов образовательных технологий могут отслеживать активность детей. Кроме того, 39 из 42 стран, предоставлявших онлайновые образовательные услуги во время пандемии, допускали возможность применения методов использования технологий, которые ставили под угрозу или ущемляли права детей.
Источник: www.unesco.org
|
|