Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
17.08.2025 / 20:24:04
Породнившийся с Ташкентом: к 130-летию со дня рождения Сергея Есенина![]() Уже скоро, осенью, 3 октября мы будем отмечать юбилей Сергея Александровича Есенина, одного из самых ярких и пронзительных поэтов XX века. Певец души русского человека стал народным поэтом, связующим звеном между уходящей, дореволюционной Россией и новой эпохой, полной тревог, перемен, драматических событий. Юбилейной дате посвящено множество тематических, культурно-просветительских проектов, площадками для которых в этом году стали музеи, театры, библиотеки, образовательные организации, издательства и научные сообщества по изучению творческого наследия поэта. Первого сентября в школах страны пройдут уроки Есенина. В Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина в селе Константиново Рязанской области, где родился и провел детство поэт, запланирован Всероссийский есенинский праздник поэзии. Начиная с февраля в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств в Галерее искусств Зураба Церетели проходит выставка «Есенин. Бесконечная легенда». В октябре, в дни торжеств, посвященных поэту, Госфильмофонд России обещает на базе кинотеатра «Иллюзион» показать специальную архивную хронику, в которой, вполне возможно, мы увидим факты из биографии Сергея Есенина и его дочери Татьяны Сергеевны, которые связаны с Ташкентом. Они малоизвестны широкому кругу любителей есенинской поэзии, но запечатлены в переписках поэта с его друзьями, представлены во публикациях есениноведов, литературоведов, филологов, журналистов, среди которых был и мой отец – Георгий Васильевич Димов. Волею судьбы он, как и дочь Есенина, большую часть своей жизни прожил в Ташкенте. С Татьяной Сергеевной их связала профессия, они были большими друзьями. Римма Волкова, которая работала с ними в «Правде Востока» в отделе информации, вспоминает в своих мемуарах: «Со всеми коллегами Татьяна Сергеевна была ровна и доброжелательна. Но некоторых выделяла особенно. Георгия Димова – в первую очередь. Это был друг из друзей. В страшную пору, когда, после пережитых ею в Москве трагедий – ареста Мейерхольда, ее отчима, убийства матери, – совсем молодая Татьяна Есенина с мужем и маленьким сыном оказалась в эвакуации в Ташкенте, такой же молодой Гоша Димов способствовал приему ее на работу в «Правду Востока». Помогал с получением и обустройством жилья, с какими-то талонами на питание, на топливо, на лекарства, без которых в ту пору было бы просто не выжить. И даже когда уже ушла из редакции, Татьяна Сергеевна всегда чувствовала его поддержку, его плечо. Димов и место для ее последнего приюта выбивал… Когда открывали памятник, он не мог сдержать слез. Давно уж и его самого нет в живых: под конец жизни уехал в Москву к дочерям, там и похоронен…». Важно отметить, что в те годы в газете «Правде Востока», в главном и самом авторитетном республиканском издании Узбекистана, ныне уже с более столетней историей, работали многие по-настоящему талантливые журналисты. Римма Волкова рассказывает: «Проблемные» статьи, очерки, фельетоны, написанные Георгием Димовым, Ефимом Таубеншлагом, Константином Волковым, Камилом Файзулиным, всегда находили широкий отклик у читателей. Яркие материалы готовили сотрудники отдела литературы и искусства Валерий Артищев и Георгий Меликянц, их горячо обсуждали, нередко разворачивались шумные дискуссии. Камил и Валерий еще в пору работы в «Правде Востока» выпустили свои первые повести. Татьяна Сергеевна тоже входила в эту «обойму», ее «коньком» были фельетоны. Остроумные, в отличие от мужских – не жесткие, не очень обидные. Несколько даже по-женски кокетливые. Но стать героем фельетона боялись больше всего: меры по ним принимались очень суровые». В самом деле, Татьяна Есенина много писала, часто печаталась. Но если кто-либо попытается полистать подшивки газеты тех лет и найти ее публикации, придет в недоумение: а где они? Дело в том, что Татьяна Сергеевна долгие годы подписывалась фамилией мужа – Кутузова, иногда под псевдонимом Т. Сергеева. Но свои литературные произведения – сатирический роман-гротеск «Женя – чудо XX века», полный мудрости, жизнелюбия и иронии (был напечатан А. Твардовским в «Новом мире» в 1961 году, потом издан в переводе на английский в США и сербский в Югославии), а также свои мемуары «Дом на Новинском бульваре» (журнал «Согласие», 1991 г., № 1), а еще раньше «Зинаида Николаевна Райх» – воспоминания о матери, выдающейся русской актрисе (в книге «Есенин и современность», Москва, 1975 г.) – публиковала уже под своим именем – Татьяна Есенина.
Татьяна Сергеевна часто бывала у нас в доме, но мои подростковые впечатления о ней скромны – запомнила ее невероятно красивые голубые глаза, добрую улыбку, вьющиеся волосы. Постепенно «Есенинская ташкентская тема» все более увлекала меня, чему во многом способствовали рассказы папы и о самой Татьяне Сергеевне, и о ее творчестве, и о поездке в 1921 году Есенина в Туркестан, о чем он написал в статье «Есенин в Ташкенте» (газета «Правда Востока»,1965 год, «Татьяна-дочь Сергея», 1999 год). Посещение в конце 90-х годов государственного литературного музея Сергея Есенина в центре Ташкента, куда меня привел папа, когда я прилетела к родителям из Москвы в отпуск, открыло мне много новых и любопытных сюжетов из жизни Есенина, его дочери Татьяны Сергеевны, друзей по перу – ташкентских поэтов, которые оставили свой след в культуре России и Узбекистана. Воочию убедилась в том, как здесь любят и ценят Сергея Есенина! И не только в среде русскоязычной диаспоры. Узбекскому читателю хорошо знакомо его творчество, в том числе «Персидские мотивы», представленные переводами лучшего национального поэта Эркина Вахидова. Гениальный русский поэт был и остается в программе узбекских школ. Экскурсии учеников сюда проходят обычно с большим интересом. Уже в те годы музей получил статус государственного: в суверенном Узбекистане не только сохранили музей русского поэта, который появился еще до распада СССР, но и провели его реконструкцию на бюджетные средства. Старинное задание, построенное в конце 19 века, получило тогда новую жизнь.
Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Слишком я любил на этом свете Много дум я в тишине продумал, Счастлив тем, что целовал я женщин, Знаю я, что не цветут там чащи, Знаю я, что в той стране не будет
| ![]() |
![]()
|