Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.05.2024 / 13:56:57
Хыдырлез – праздник плодородия и благполучия11 мая т.г. в парке «Дустлик» состоялся национальный праздник крымский татар Хыдырлез. Хыдырлез – национальный праздник крымских татар, посвященный завершению весенних полевых работ и отгона скота на летние пастбища. Это праздник, который символизирует плодородие, достаток и благополучие, отмечается он ежегодно в первую неделю мая массовыми гуляньями.
Мероприятие организовано Ташкентским городским национальным культурным центром Крымских татар «Авдет» совместно с Комитетом по межнациональными отношениям и дружественным связям с зарубежными странами. На главной аллее парка была развёрнута выставка национальных блюд, народно-прикладного искусства, рассказывающая о древней культуре и традиции крымских татар. На празднование Хыдырлез пришли активисты и руководители культурного центра Крымских татар «Авдет», сотрудники Комитета, жители города, представители СМИ.
Перед началом праздника был исполнен Государственный гимн Узбекистана. Председатель НКЦ «Авдет» Эскендер Серлиев в своей поздравительной речи отметил, что Хыдырлез является древним праздником крымских татар, праздничная атмосфера которого послужит сплочению и укреплению дружеской атмосферы в нашем обществе. Он выразил уверенность, что данный праздник будет способствовать чтить и развивать обычаи и традиции крымско-татарского народа. В концертной программе праздника перед участниками выступили коллективы художественной самодеятельности, проведены спортивные соревнования, различные детские игры.
В этимологии слова Хыдырлез кроются имена двух исламских пророков – Илии (Ильяс) и Аль-Гидра (Хидир) – они якобы встречаются в этот день. Хыдыр –постоянно поддерживает у людей веру в Аллаха, оказывает помощь тонущим людям, помогает тушить пожары, ограждает от краж и злых духов. Ильяс – проповедник, по преданию, Аллах даровал ему власть над громом, он контролирует источники воды, покровительствует всему животному миру. Хыдыр и Ильяс путешествуют по всему миру, помогая людям. Хыдыр начинает обход земли справа, а Ильяс обходит её слева. Встречаются они там, где уже закончились весенние посевные работы. Накануне праздника хозяйки затевают большую уборку в доме, т.к. по преданию, Хыдыр посещает только чисто убранные дома. Мужчины идут на кладбище, скашивают там траву и приводят в порядок могилы усопших близких. Хозяйки выпекают пироги — кобете и къалакъай. А ещё вечером хранительницы семейного очага рассыпают горсть пшеницы на подоконнике, так как она является символом плодородия, этот символический жест предполагает богатый урожай в году. Каждая семья в этот день старается посадить дерево или цветы. Повсюду слышатся песни, молодые люди перекидываются шуточными народными песнями-частушками, исполняя весёлые народные танцы. Мужчины и юноши проводят спортивные состязания по национальной борьбе куреш, другая часть молодёжи в это время наслаждается скачками на лошадях. Обычно на этом празднике девушки и парни знакомятся друг с другом, то есть, проходят как бы своеобразные смотрины. Кульминацией праздника является перекатывание испечённого къалакая. Самому престарелому и уважаемому жителю села представляется честь спустить къалакай с горки. По народным приметам, если къалакай при этом упадёт на лицевую сторону, то в этом году урожай уродится богатым, а наоборот — год предвидится неурожайный. Всеобщее веселье завершается обязательным исполнением народного танца крымских татар – Хоран.
|
|