Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.06.2024 / 10:16:20
Российские разработки компьютерного зрения помогают отыскать потерявшихся и не пропустить чужих. Внедряются ли они в УзбекистанеРоссийская разработка в области ИИ, а еще точнее — компьютерного зрения — будет внедрена в ташкентском метро. Подробнее об этих и других ноу-хау в сфере искусственного интеллекта рассказали специалисты VisionLabs (Москва) на встрече в Ташкенте. Это погружение в мир ИИ и российских разработок в данной сфере было организовано Фондом развития культуры и искусства Узбекистана и прошло 30 мая в Республиканской детской библиотеке. Журналист PLOV.PRESS узнал все о об этой стороне ИИ и задал вопросы. Анастасия Белозёрова, руководитель исследовательских проектов компании-разработчика VisionLabs, говорила об алгоритмах и продуктах, которые видят и понимают происходящее на видеопотоке и фотографиях. Так технологии компьютерного зрения позволяют создавать продукт для анализа поведения водителя за рулем. Через мониторинг лица можно определить уровень сонливости водителя — проследить открыты или закрыты глаза, зевает ли человек. — Водители такси в Москве работают в длинных сменах, люди могут уставать, терять внимание, не смотреть на дорогу, уснуть. Технология оценивает взгляд водителя, направления глаз, и если человек не смотрит на дорогу, отвлекается или уснул, то устройство подает звуковой сигнал, — объясняет Анастасия. А при мониторинге городского транспортного движения системы видеонаблюдения определяют типы транспортных средств, марку автомобиля. Таким образом не надо искать по всей базе данных зарегистрированные транспортные средства — поиск ведется только по определенным типам и маркам. — Радар фиксирует у автомобиля превышение скорости, делает фотографию, на ней определяется номер. По каждому транспортному средству можно отследить его перемещение, марку, тип, — говорит эксперт. Использование технологий компьютерного зрения при доступе на какую-либо территорию (в метро, офисы, банки, учебные заведения, промышленные комплексы, жилые объекты) увеличивает пропускную способность проходной. Ведь полный цикл распознавания составляет всего 0,3 секунды. Лицо удобно использовать в качестве идентификатора. Пропуск нужно долго искать в сумке, можно потерять или забыть. Кроме того, биометрический идентификатор нельзя передать или подделать, что исключает использование чужих пропусков и несанкционированный доступ. Нейросетевые алгоритмы устойчивы к внешним факторам (очкам, бороде, медицинским маскам, головным уборам, изменению прически и другим). Технология не позволяет использовать распечатанную фотографию или видео с экрана другого устройства. — Например, чтобы в Шереметьево пройти паспортный контроль, вы можете зайти в кабинку, приложить к монитору паспорт, он отсканируется. Затем вы встаете напротив камеры, она вас фотографирует. Алгоритм сверят фото паспорта и ваше фото. Работает это в несколько раз точнее, чем делают пограничники, — продолжает специалист. Система компьютерного зрения может работать не только с лицами, транспортными средствами, но и с силуэтами, телами людей. По силуэтам и атрибутам (наличие сумки, рюкзака, определение цвета одежды) можно искать пропавших людей. По словам Белозёровой, в московском метрополитене за год было найдено порядка 60 потерявшихся детей с помощью подобных технологий. Можно создать приложение, которое анализирует, как вы, занимаясь спортом, делаете те или иные упражнения. Например, правильно ли вы делаете приседания, ровно ли держите спину при работе со штангой. Такие решения уже есть. Отдельно Анастасия остановилась на бесконтактной оплате проезда в метро. Для этого в Москве нужно зарегистрироваться в мобильном приложении “Метро Москвы“, привязать фотографию своего лица (сделав одно фронтальное селфи), карту для оплаты проезда “Тройку“ и банковскую карту со средствами для оплаты проезда. В метро пассажир подходит к турникету, перед которым на полу наклейка — встаньте сюда, если хотите оплатить по лицу. Встает, смотрите в камеру, система мгновенно распознает лицо, с привязанной банковской карты списываются деньги, и открываются створки турникета. — В Москве мы сначала оснастили этой системой четыре станции. Пилотный проект год тестировали. Все прошло успешно — и система заработала на всех станциях, — говорит Анастасия. По ее словам, при оплате по лицу в московском метро пассажирам делается 20% скидка за проезд. Эксперт ответила и на вопросы о сложностях применения ИИ. Какие есть сложности в работе этой системы, бывают ли ошибки? — Надо закупать дорогое вычислительное оборудование на каждую станцию, все вычисления проводятся на месте на собственном сервере. Компьютерное зрение хорошо работают в идеальных условиях. В метро же условия не очень контролируемые, бывает разное освещение, камеры могут вспотеть, лицо засветиться. Поэтому ошибки иногда случаются. Если произошло неправильное списание, то вам вернут деньги. Система может ошибиться на один из 10 млн случаев и неверно списать ваши деньги, если приняла другое лицо за ваше. Нужно ли обучить сотрудниц метрополитена, стоящих у турникетов, работе с оборудованием оплаты по лицу? — Система полностью автоматизирована, и участие сотрудниц станции метрополитена не требуется. Сколько пассажиров в московском метро пользуются оплатой за проезд по лицу? — Количество пользователей приблизилось к полумиллиону, если я правильно помню. Как отметила на встрече Анастасия Белозёрова, технология компьютерного зрения при оплате за проезд в метро будет внедряться и в ташкентском метрополитене. На вопросы о применении оплаты по лицу в ташкентском метро и развитии искусственного интеллекта в Узбекистане ответил генеральный директора VisionLabs Дмитрий Марков. Как вы осуществляете сотрудничество с ташкентским метрополитеном? На каких станциях ташкентского метро эта система заработает и когда? — Проект оплаты по лицу в ташкентском метрополитене был инициирован Министерством транспорта Республики Узбекистан. Реализован благодаря интеграции технологий VisionLabs и системы АТТО. Сейчас сервис тестируется на станции “Буюк Ипак йули“, планируется запустить решение во всех вестибюлях ташкентского метро до конца 2024 года. Как можно подключить эту услугу? — Для подключения услуги необходимо скачать на телефон приложение ATTO, в разделе Face Pay загрузить свою фотографию, привязать и пополнить транспортную карту ATTO. После этого регистрация в системе будет завершена, весь процесс занимает пару минут. Новый сервис станет альтернативным способом оплаты проезда, который сделает ее более простой и удобной. Пассажирам больше не нужно будет искать карту или смартфон перед входом в метро. Это позволит быстрее проходить через турникеты, что сократит очереди в часы пик. Какие-то еще совместные проекты с Узбекистаном по искусственному интеллекту планирует ваша компания? — В настоящее время Узбекистане идет работа над реализацией более десятка проектов в различных секторах: телекоммуникации, банковская сфера, производство, государственный сектор, безопасность. Технологии компьютерного зрения уже внедрены в крупнейших компаниях Узбекистана. Например, “Алокабанк” использует распознавание лиц в своем мобильном приложении Zoomrad для удаленной верификации, “Узбекинвест” — для онбординга клиентов. А в мобильном приложении Click технологии биометрической защиты лицом обеспечивают новый уровень безопасности p2p-переводов. Также у нас есть совместные проекты с Минюстом, “Узпромстройбанком” и другими. Какой еще российский опыт перенимает Узбекистан в развитии искусственного интеллекта? — В Узбекистане инновационные технологии используют передовые организации, идут активное сотрудничество и обмен опытом между российскими и узбекскими компаниями, реализуются и готовятся к внедрению различные решения для умных городов. Отдельное внимание уделяется развитию биометрии. В России использование биометрических технологий становится уже классикой — оплата по лицу, удаленное обслуживание, биометрический контроль доступа. У нашей компании уже большой опыт в подобных проектах. Мы участвуем в разработке и формировании различных решений на всех уровнях, включая национальные системы в разных странах. Это биометрические платформы государственного уровня, а также локальные системы, используемые крупнейшими банками стран СНГ и мира. И в Узбекистане совместно с партнерами мы, в том числе, принимаем участие в развитии данных инициатив. На ваш профессиональный взгляд, как развиваются системы искусственного интеллекта в Узбекистане по сравнению с Россией? — Мы начали работу в Узбекистане более трех лет назад и видим позитивную динамику, готовность к применению технологий искусственного интеллекта в различных индустриях — от финансовой отрасли до безопасности и промышленности. В вашей стране большое внимание уделяется развитию систем искусственного интеллекта, что в первую очередь поддерживается на государственном уровне. Так несколько лет назад в Узбекистане вышло распоряжение Президента о цифровизации госуслуг, что привело к взрывному росту активности в части создания цифровых платформ и каналов на финансовом рынке. В заключение эксперты отметили, что искусственный интеллект не заменит людей, но специалисты, которые умеют использовать ИИ, составят серьезную конкуренцию остальным сотрудникам.
|
|