Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.11.2017 / 10:28:54
Народный художник Азербайджана Саттар Бахлулзаде своим творчеством открыл новую страницу в живописи АзербайджанаОпираясь на национальные мотивы, Саттар Бахлулзаде создал свой собственный, уникальный стиль. Его имя еще при жизни стало легендарным. Молодые бакинские художники произносили его всегда с неизменным уважением и любовью. Работы Бахлулзаде стали для них символом любви к родной земле, связи традиций народной жизни, народного восприятия красоты с нашими нынешними делами, современным мироощущением. Он родился в 1909 году в семье простого землепашца, который и думать не мог, что его сын станет когда-то известным живописцем. Десятилетний Саттар сразу после установления в Баку власти советов одним из первых среди детей односельчан пошел в только что открывшуюся школу. Именно здесь он впервые начал рисовать. Его это настолько увлекло, что после окончания школы он поступил в Азербайджанский художественный техникум, за четыре года учебы в котором приобрел необходимые навыки письма маслом и акварелью. Имея огромное желание творить, в 1927 году Саттар Бахлулзаде поступил в Азербайджанский художественный техникум, где получил начальное профессиональное художественное образование. В техникуме Саттара опекал известный к тому времени художник Азим Азимзаде. После окончания училища Бахлулзаде начал пробовать себя в разных жанрах, пока не пришел к тому, в чем со всей мощью проявился его уникальный дар. Он рисовал карикатуры, работая под руководством известного художника Азима Азимзаде в газете "Коммунист". Это были иллюстрации к публикуемым в газете материалам - фельетонам, сатирическим заметкам. Однако вскоре он оставил работу в газете - в 1933 году молодого художника направили в Москву, где он продолжил образование в Московском художественном институте (ныне МГХИ им. Сурикова). Там его учителями были прекрасные мастера - В.А.Фаворский и Л.А.Бруни, а с третьего курса Бахлулзаде занимался в мастерской замечательного педагога и прекрасного колориста, профессора Г.М.Шегаля, который всемерно поддерживал молодого азербайджанского художника, в котором разглядел живописца с развитым чувством цвета и склонностью к колористической насыщенности. В первой половине 50-х годов он создает целую серию полотен, написанных маслом, тушью и карандашом, посвященных Кубе: "Долина Гудиалчая", "Дорога на Гыз-Бенефша", "Между садами", "Берег Гудиалчая", "У подножия Шахдага". В них ему удается продемонстрировать собственный, уникальный живописный стиль, сформированный на основе плодотворного соприкосновения богатых национальных культурных традиций с традициями русской и западноевропейской живописи, в частности французских импрессионистов, чье влияние будет четко просматриваться в его работах. Влюбленный в природу родного края, художник смог проявить в этих полотнах лучшие грани своего таланта. Он, наконец, нашел то, свое, для чего, наверное, и пришел в этот мир - живописание родной природы. Работы кубинской серии, показанные на выставке в 1953 году, принесли Саттару Бахлулзаде громкую славу мастера лирического пейзажа, тонко и проникновенно чувствующего красоту окружающего мира, которую он мог рассмотреть во всем… Особенно значимым в его жизни стал 1954 год, когда состоялась его первая персональная выставка, вызвавшая большой позитивный резонанс среди знатоков и любителей живописи. В том же году Бахлулзаде принял участие в выставке произведений художников Закавказья, проходившей в Москве. А уже в следующем году пройдет его персональная выставка пейзажей. Затем он представит свои полотна на выставках изобразительного искусства в Праге в 1957 и 1964 годах. В 1959 году он будет награжден орденом Трудового Красного Знамени, а спустя десять лет получит второй такой же орден. В 60-е годы талант художника проявился в полной мере. В этот период он полностью переключился на пейзажи. Бахлулзаде большую часть времени он путешествовал с этюдником по стране, стремясь запечатлеть все многообразие ее богатейшей природы. Целыми днями бродил он по полям с этюдником и альбомом. Особенно любил Кубу. В тамошних селах его знали все - и взрослые, и дети, многие с ним здоровались, приглашали на чай. Работал он без устали, от зари и до заката, под дождем и палящими лучами солнца. Работал настолько увлеченно, что забывал обо всем на свете - о еде, сне, отдыхе. С особой любовью рисовал он природу и субтропического юга Азербайджана - Лянкярани, виды Карабаха - высокогорной Шуши и ее окрестностей. Но при этом вновь и вновь возвращался к любимому Абшерону - "Вечер на Абшероне", "Абшеронский пейзаж" (1962), земля которого, по его словам, "мускулиста и шершава, как ладонь крестьянина" - образ, достойный истинного поэта. За всю свою творческую жизнь Саттар объездил практически весь Азербайджан и в своих полотнах отразил разный колорит и разный дух природы регионов страны. Он много ездил на этюды, работал неустанно, несмотря на капризы погоды, работал без отдыха и выходных, во многих регионах отлично его узнавали, любили, называли "певцом природы". В пейзажах "Слезинка Кяпаза", "Гюлистан", "Базардюзю", "Древняя Шемаха", "Пробуждение", "Водопады селения Лаза", относящихся к 60-70-м годам, художник своеобразно отразил разнообразную по характеру природу Азербайджана. Особым своеобразием отличаются натюрморты Бахлулзаде. Главная тема ранних полотен, написанных в этом жанре, - цветы: нарциссы и розы, тюльпаны и хризантемы. Позже их сменят южные плоды: гранат, айва, груши, дыни, виноград, арбузы - "Наряды Абшерона", "Гранаты на фоне моря". В 1973 году, за год до кончины художника, состоялась его персональная выставка в Москве.
Б.Бабаев
|
|