Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.02.2019 / 19:53:59
В Ташкенте отметили столетие Государственного музея искусств Узбекистана. Выставка "Таинственный авангард" стала достойным украшением юбилеяК этому дню здесь готовились давно, было сделано все, чтобы юбилей прошел как незабываемое событие, так оно и случилось. Атмосфера праздника ощущалась буквально на каждом шагу. Разделить радость с коллективом музея пришли очень многие истинные поклонники изобразительного искусства, видные деятели культуры и искусства Узбекистана, известные в стране художники, скульпторы. Особенно много работы было у наших коллег – журналистов, представителей телевидения и радио, все время щелкали затворы фотоаппаратов… Кто там был, смог оценить все это по достоинству. При поддержке Министерства культуры Узбекистана в музее проделана большая работа для того, чтобы в полной мере отразить путь, пройденный музеем за эти годы, и подготовить , можно сказать, поистине уникальную экспозицию, получившую название «Таинственный авангард». Музей искусств Узбекистана был создан в 1918 году. В основу его первоначальной коллекции вошло 100 произведений скульптуры, живописи, графики, фарфора русских и западноевропейских мастеров из коллекции Великого князя Николая Константиновича Романова, прожившего очень много лет в Ташкенте, и других частных коллекций того времени, национализированных после революции 1917 года. Первоначально он был назван Музеем народного университета. Музеем искусств Узбекистана он стал только в 1935 году и с тех пор сохранил свое название. Рассказывая об этом на церемонии открытия выставки «Таинственный авангард», заместитель министра культуры Узбекистана Камола Акилова особо отметила следующее: «Эти работы представляют, я бы сказала, сущность музея. И одно из важнейших направлений – это русское и западноевропейское искусство. И все эти годы коллекции музея пополнялись все новыми и новыми произведениями изобразительного искусства. История музея – это история замечательных людей, которые здесь работали, это были уникальные личности, которые создавали музей, с большой любовью пополняли и сохраняли фонды музея». Камола Болтабаевна разделила коллекцию музея на три этапа – прошлое, настоящее и будущее. В настоящем грядет реконструкция музея, и его ожидает новая жизнь, когда здесь все буквально преобразится и будут задействованы совершенно новые технологии, и он заиграет всеми своими новыми красками. Меняется зритель и он хочет видеть что-то другое и выраженное совершенно другими, современными средствами. В музей должны придти новые, молодые специалисты, которым предстоит создавать его новое будущее. По ее мнению, когда речь идет о коллекциях авангардного искусства в Узбекистане, прежде всего вспоминают Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.Савицкого. Безусловно, коллекция русского и туркестанского авангарда нукусского музея, благодаря большим усилиям его основателя, очень богата и разнообразна. Но особым разнообразием отличается и коллекция авангардного искусства Государственного музея искусств Узбекистана, в которой также представлены уникальные работы признанных российских и узбекских художников-авангардистов. На юбилейной выставке вниманию предложены лучшие картины русских и западноевропейских художников, работы мастеров кисти Узбекистана, раскрывающие историю становления и развития изобразительного искусства нашей страны. Потому коллекция авангардного искусства, в которой работы признанных российских и узбекских художников-авангардистов, отличается большим своеобразием и особой притягательной силой. Русский авангард привлекает тем, что в нем нашли отражение новейшие европейские течения, они развивали их дальше и глубже. И в первую очередь, это работы таких знаменитых русских художников-авангардистов, как Р.Фальк, П.Кандинский, А. Экстер, А.Осмеркин, К.Малевич, А. Лентулов, Л.Попова и других. Уникальное явление представляет собой и туркестанский авангард, являющийся важной частью историко-культурного наследия Узбекистана. В этой коллекции представлены живописные и графические работы таких выдающихся художников, как А.Волков, А.Николаев (Усто- Мумин), У. Тансыкбаев, Н. Карахан, В.Уфимцев, О.Татевосян и других. Одним из главных событий юбилейного вечера стала презентация книги-альбома «Сборник Государственного музея искусств Узбекистана», которая нашла свое воплощение в рамках международного проекта «Культурное наследие Узбекистана в коллекциях мира». Известным тележурналистом Шахнозой Ганиевой создан на эту тему впечатляющий документальный фильм. И все это было наглядно видно во время показа видеоролика из этого фильма о знаменитой музейной коллекции ГМИ. Тем более что в выставочной экспозиции представлено более 120 картин русского и туркестанского авангарда. Об этих весьма значительных работах, их важном значении для узбекской культуры и искусства, успешных презентациях в зарубежных странах на юбилейном празднике рассказали руководитель этих проектов, председатель НАЭСМИ Фирдавс Абдухаликов, научный руководитель проекта, академик Академии наук Узбекистана Эдвард Ртвеладзе. – Сегодня особенный день в истории музея, сказала, обращаясь к собравшимся, директор Государственного музея искусств Узбекистана Василя Файзиева. И мы хотим искренне поблагодарить Президента Узбекистана, наше правительство , министерство культуры за всестороннюю поддержку нашего музея, а также коллектив нашего Общественного Совета за успешную работу. Неспешное знакомство с искусством русского и туркестанского авангарда, представленным в залах музея, по мнению специалистов, смогло выразить квинтэссенцию искусства 20 века, его духовную сущность через художественный язык искусства прошлого столетия. В этом его особенность, величие и уникальность. БОРИС БАБАЕВ, председатель ОС Государственного музея искусств Узбекистана Фото – Сергей Савчук- Курбанов
|
|