Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.02.2019 / 20:06:33
В Узбекистане в эти дни отмечается 578-летие со дня рождения Алишера Навои. Этому событию посвящается открытая в Ташкенте выставка картин академика Саъдуллы АбдуллаеваВ ташкентском Музее искусства миниатюры Востока им. К. Бехзода , где состоялась церемония открытия выставки «Посвящается Мир Алишеру Навои», в этот день царила атмосфера большого праздника. Принимал поздравления автор, один излучших художников Узбекистана, профессор С.Абдуллаев, звучали прекрасные стихи великого поэта и государственного деятеля и песни на его слова, ставшие классикой узбекского музыкального искусства. Самая высокая оценка вдохновенному труду художника, которому удается проникнуть в глубины творчества Навои и представить их на этих полотнах, прозвучала из уст председателя Академии художеств Узбекистана Акмаля Нуриддинова, академика Анадемии художеств Узбекистана Алишера Мирзо , многих других участников этой церемонии. В своих выступлениях они отмечали, что тема творческого наследия Алишера Навои играет важную роль в творчестве художника. Уже на первом этапе создания кантин о Навои это было множество работ в жанре станковой живописи, графики и эскизы театральной декорации. В 1966 году, во время окончания Республиканского художественного училища им. П.П.Бенькова дипломная работа Саъдуллы Абдуллаева была посвящена роману Алишера Навои «Лейла и Меджнун». Позже, в Санкт-Петербурге, в Институте живописи, скульптуры, архитектуры,ваяния и зодчества им. И.Е. Репина он продолжает эту тему, путем осмысения художественного решения сценического эскиза балета Баласаняна «Лейла и Меджнун». Позже, когда он стал уже художником, который обрел свой путь в изобразительном искусстве, накануне 545-летия со дня рождения Навои им созданы серии работ «Навои и Хусайн Байкаро в Герате» ( 1991), «Алишер Навои в Самарканде» (1992), триптих «Вечера в Герате», «Навои и Гули», «Навои и Джомий» (1995), триптих из серии «Узбекский Ренесанс» , где отражена деятельность Амира Темура по созданию своей столицы Самарканда (1997-98) – “Прощание с Самаркандом”, “Пусть небо будет твое безоблачным”(1998), посвященние Захириддину Мухаммад Бобуру “Воспоминание о Фергане”, “Зебунисо”. Как отмечает искусствовед Н. Хасанова, далее Саъдулла Абдуллаев создает серию таких крупномасштабных полотен, как «Утро в Герате» (2000), «Приди возлюбленная» (2006), «Ғазал мулкининг султони» (2015), “Аҳли дил” «Абдурахман Джамий среди Самаркандцев» (2015-2017), «Посещение мавзолея Амира Темура», «Алишер Навои и Абуллайс Самарканди» (2019). Вместе с тем, художником написаны очень впечатляющие плортреты крупных исторических деятелей и современников, очень впечатляющие пейзажи в различных уголках мира и композиции на различные темы. но большинство работ мастера посвящены историческому жанру – Восточного Ренессанса и эпохе Амира Темура, архитектурным памятникам Самарканда, развитию науки и архитектуры того времени. Работы художника хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, в фондах Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, частных коллекциях, и частных галереях за рубежом – Швейцарии, Финляндии, Литве, России, Иране и Казахстане. Представленные в экспозиции более 20 произведений живописи и графики, созданных одним из лучших современных художников Саъдуллой Абдуллаевым, достойный подарок ко дню рождения великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои.
В беседе с нами он сказал, что это, можно сказать, дело всей его жизни, так как он хорошо понимает великую роль и значение Навои в развитии многовековой культуры, искусства и литературы узбекского народа.
|
|