Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.03.2019 / 23:41:22
Новые мотивы традиционной выставки "Навруз-2019". Академия художеств Узбекистана и Дирекция художественных выставок вместе с жителями и гостями узбекской столицы встречают Навруз новым вернисажем.Вот и наступил на нашей земле долгожданный Новый год по солнечному календарю – «Навруз». Народ любит этот праздник, потому что он своими корнями уходит в глубину веков и совпадает с днём весеннего равноденствия. С ним связаны не только весенние проливные дожди, как в этом году, но и духовное возрождение, и обновление природы. Весна у народа нашей республики - пора ожидания доброго урожая, надежд на мир, любовь и согласие в семье, на здоровье и счастье детей. По сложившейся традиции, Академия художеств Узбекистана и Дирекция художественных выставок вместе с жителями и гостями узбекской столицы встречают Навруз новым вернисажем. В Центральном выставочном зале АХУз развернулась выставка, на которой живописцы, графики, скульпторы, мастера малых пластических форм и прикладного искусства представили свои работы во всём многообразии весенней палитры и художественных образов. В экспозицию вошли около ста произведений изобразительного и народно-прикладного искусства. На открытии вернисажа 22 03 19 председатель АХУз Акмаль Нуритдинов поздравил всех художников и посетителей выставки с Наврузом и пожелал всем здоровья, великих свершений и процветания нашему краю: «Пусть вашу жизнь наполняет красота, музыка и изобразительное искусство!». В своём выступлении Акмаль Нуритдинов признался, что нынешняя выставка готовилась в короткие сроки и, может быть, не смогла охватить всех желающих поучаствовать в ней, но при этом она отвечает новым требованиям времени и передаёт стремительные перемены в нашей окружающей жизни, а значит, демонстрирует новую тематику и формы изобразительного искусства. «И так теперь будет всегда!, — заверил академик АХУз, — мы будем стараться наряду с ветеранами изобразительного искусства показывать и всячески поддерживать творческие поиски молодых авторов». На выставке было относительно не так много посетителей, как обычно на вернисажах. Многие гуляли в это время по городу и наслаждались разными праздничными мероприятиями. Большую часть населения привлекла выставка цветов возле Национальной библиотеки Узбекистана. Много народу было на выступлениях театральных и самодеятельных художественных коллективов в городских парках культуры и отдыха и на Пушкинской площади возле памятника великому русскому поэту. Жители ближайших махаллей спешили в Экопарк на бесплатное угощение пловом и сумаляком («суманаком» – солодовой халвой), приготовленном на огне из проросших зёрен пшеницы. В течение всей «Недели открытых дверей» (21-27 марта) Государственный академический Большой театр им. А. Навои и Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) народ осаждал, как Зимний дворец в Октябрьскую революцию, разве только не кричали: «Хлеба и зрелищ!». В Выставочном зале АХУз под звуки «макома» в записи можно было в течение двух часов спокойно наслаждаться созерцанием красоты весны в красках, камне, обожжённой глине и бесконечно восхищаться нашими художниками. В экспозиции наряду с молодыми художниками свои зрелые работы представили известные мастера живописи и графики: Дилором Мамедова, Хуршид Зияханов, Хаким Мирзахмедов, Бахтиёр Махкамов, Валерий Енин, Александр Батыков, Эркабой Машарапов. Своими впечатлениями о нынешнем весеннем вернисаже для сайта Культура.Уз поделились его участники — Радик Азизов, председатель секции графики АХУз, автор диптиха«Песня», «Весна пришла»: — На традиционной весенней выставке живописи, графики на втором этаже участвуют 20 известных художников. На первом этаже расположилась экспонаты декоративно-прикладного искусства. Выставком поработал хорошо и отобрал содержательные и интересные по форме произведения. Работы профессиональные и говорят сами за себя: здесь есть на что посмотреть и у кого поучиться. В этом году я не планировал выставлять свои произведения, так как я считаю, что должен быть перерыв между персональными выставками, ведь для каждого художника это творческий отчёт перед коллегами и зрителями. Большинство моих старых работ ушли в частные коллекции. Мне надо накопить новый багаж. Сейчас работаю и готовлюсь к новому вернисажу акварели в Караван-сарае культуры Икуо Хираямы АХУз, которая состоится в апреле этого года.
У меня, в целом, мало работ на весеннюю тему: они более философско-декоративного характера. Мне тоже удалось поучаствовать в этой экспозиции, но судить о моих работах на выставке могут только зрители. Хочу пожелать авторам каждый год выставлять новые интересные работы. Рахимжон Закирович Ризамухамедов, доцент Национального института художеств и дизайна имени Камалиддина Бехзада, (МРДИ-узб.), академик Академии «Турон», наставник молодёжи Узбекистана, автор трёх азиатских пейзажей из цикла «Весна», посвящённых Наврузу: — Эта выставка «Навруз» очень интересная, своего рода, рубежная, она объединяет молодое, среднее и старшее поколения художников. В современном мире произошли серьёзные изменения. Наши художники имеют возможность часто выезжать за рубеж, подолгу работать там и набираться новых впечатлений и влияний, иногда не очень продуктивных и прогрессивных. Отрадно, что благодаря СМИ, ТВ, РВ, интернету, об этой выставке узнают во всех уголках нашей родины. Она не только даёт представление о новых веяниях в современном искусстве, но и напоминает нам о наших национальных традициях и старых мастерах Чингизе Ахмарове, Урале Тансыкбаеве, Рузи Чарыеве, Рахиме Ахмедове и многих других, у кого будут учиться ещё не одно поколение молодых художников. Такие художественные выставки воспитывают нашу молодёжь. Их надо чаще водить на экскурсии, потому что, как говорил Бакушинский, «Эстетическая экскурсия – такое же творчество, как само искусство». Очень важно, чтобы наша молодёжь понимала, что у нас занятие изобразительным искусством – это не хобби, как на Западе, а профессия, выбранная на всю жизнь.
Диля Халимовна Димеева, заведующая отделом ИЗО в детской школе музыки и изобразительного искусства №24 в Ташкенте, автор триптиха «Вкус Востока»: — Я окончила художественное училище им. Павла Бенькова и потом художественно-графический факультет Педагогического института им. Низами. Три года назад поступила на художественно-прикладное отделение Академии художеств Узбекистана. Авторскую технику я сама изобрела: это аппликация из тонких узких разноцветных полосок на основе фетровой ткани. Композицию я в конце собираю на основе творческого замысла. Цель моих работ – прославление нашего Узбекистана, его природных богатств: солнца, плодородной земли, обилия фруктов, бахчи и овощей. В итоге получаются такие трёхмерные красочные композиции, которые нравятся зрителям и моим ученикам. У меня ещё есть ранний, более стилизованный цикл в этой же технике: «Тайны Востока». После знакомства с экспозицией на втором этаже посетители выставки спускались вниз на первый этаж и открывали для себя заново многих известных мастеров декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Внизу на первом этаже представлены произведения из коллекции Дирекции художественных выставок. Здесь радовали глаз цветастые самаркандские сюзане прошлого века, резные деревянные изделия с неповторимым орнаментом М. Умарова: столики, шкатулки, двухстворчатые резные двери, украшенные изящной резьбой растительного характера. Внимание посетителей выставки привлекли образцы настенных панно резного белого и цветного ганча заслуженного деятеля искусств Узбекистана Усто-Ширина Мурадова (1879-1957), возродившие древнее доисламское искусство. Усто-Ширин в середине ХХ века украсил интерьер Театра им. Мукими на Бешагаче, выполнил резной декор Бухарского зала ГАБТ им. А. Навои и превратил сырой алебастр в национальный ажурный орнамент на старых Ташкентских курантах, символе окончательной Победы над фашизмом и мирной жизни в нашем крае. В честь мастера ганча названа одна из улиц Юнусабадского района в Ташкенте. Здесь же на первом этаже можно было близко познакомиться с хорезмской керамикой Усто Раим Берды Матчанова (1909-2000). Хорезмская керамика узнаваема благодаря традиционным геометрическим узорам на внутренней поверхности национальных блюд – бадия, обогащённых растительными мотивами. Усто Раим Берды, классик хорезмской керамической школы, продолжил традиции хивинской школы как искусный орнаменталист и мастер-художник традиционных форм. В работах его сына Одилбека Матчанова, унаследовавшего с 10 лет у отца искусство орнаментики, преобладает мощная динамика, заложенная в статичных узорах на фоне голубого, небесно-синего и тёмных цветов. Летящие побеги и волны стремительно бегут вокруг магического центра, увлекая зрителей за собой и внушая бесконечность жизни. Художественные гончарные изделия прикладного характера мастера С. Атаджанова и Х. Батурова, представленные на выставке, продолжают лучшие традиции старых узбекских мастеров-керамистов. Выставка на первом этаже знакомит с творчеством ещё одного выдающегося мастера. Софья Фёдоровна Ракова (1919-2004) – известный керамист, скульптор, член Союза художников Узбекистана, лауреат Государственной премии им. Хамзы. Три поколения Раковых жили в Средней Азии. Софья Ракова родилась в Андижане. В 1949 году она окончила факультет керамики в эвакуированном во время Второй мировой войны в Самарканд Московском институте декоративного и прикладного искусства (МИПИДИ). Она успешно работала во всех керамических материалах: фарфоре, фаянсе, гончарной глине, поражая знанием их специфики, технологии, разнообразия средств и декорирования. В её керамических произведениях – ляганах и глазурованных декоративных тарелках, представленных на выставке, проглядывают древние афрасиабские мотивы и таинственный бирюзовый цвет риштанской и хорезмской керамики. Все её изделия совершенно уникальны и не повторяют друг друга. Художница говорила: «Я каждый раз ищу новое. Каждая тарелка для меня уникальна, как картина. Но кто же пишет десять одинаковых картин?». Форма и роспись в них гармоничны и слиты в единое целое, при всём неповторимом разнообразии сюжетов. Скульптурные композиции художницы также изящны и грациозны. Любимые темы художницы: играющие и читающие дети и материнство. Трудно совладать с собой и не прикоснуться пальцем к произведению малой пластики - молодой узбечке, высеченной в сером камне с белыми натуральными вкраплениями: так она хороша, жива, объёмна, пластична в слегка вздутом от «интересного положения» платье. Так что твёрдый материал мне показался тёплым и мягким. Произведения С. Раковой экспонируются в музейных коллекциях Узбекистана, России и дальнего зарубежья и в эти дни одаривает посетителей выставки своей красотой живой жизни и настоящего высокого искусства. Спешите на выставку «Навруз-2019»: она расскажет многое и откроет для вас новые имена и духовные ценности в нашей поспешной жизни, полной неожиданных чудес и сюрпризов в начале Нового года по солнечному календарю.
Гуарик Багдасарова
|
|