Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.05.2019 / 01:47:56
Вспоминая предметы из Узбекистана в коллекции музея ЛувраПавильон Исламского искусства в музее Лувра размещался в ту пору в специально сооруженном помещении в одном из внутренних дворов музея. На площади около 3 тысяч кв. м. во дворе Висконти, над которым была возведена стеклянная крыша оригинальной архитектуры, было представлено несколько тысяч экспонатов. Выставка охватывала исторический период с VII по XVIII вв., а география её простиралась от Испании до Центральной Азии и Индии, что призвано подчеркнуть многообразие исламского мира. Проект возведения нового зала был осуществлен французскими властями при поддержке меценатов, на долю которых пришлось более половины всех расходов. Общая стоимость работ составила около 100 млн. евро. Основными спонсорами выступали монархи Кувейта, Марокко, Омана и Саудовской Аравии. В этой экспозиции музея Лувра представлено богатейшее искусство, внесшее бесценный вклад в развитие мусульманской культуры различных стран, в том числе Узбекистана. Ряд экспонатов нового павильона Исламского искусства относится к эпохе Амира Темура, Темуридов и Бабуридов. Шедевры из благословенного Самарканда, колыбели восточной культуры, пользовались особым вниманием посетителей Лувра. Археолог отдела Исламского искусства музея Лувра Рокко Ранте, хорошо знаком с историей Узбекистана, возглавлял археологическую экспедицию музея Лувра в городище Пайкенд Бухарской области . Р.Ранте рассказал об экспонатах музея Лувра, имеющих отношение к истории Узбекистана. « Представленные в коллекции павильона Исламского искусства почти 3 тысячи экспонатов разделены на четыре главных раздела в хронологическом порядке, с момента зарождения ислама до XVIII века. Музей Лувра рад возможности представить в рамках данной коллекции также предметы из Центральной Азии, и в частности Узбекистана. Керамическая тарелка из Самарканда. Данная коллекция посвящена искусству арабской каллиграфии. Здесь можно видеть различные предметы, на которых инкрустирована арабская вязь. Вот эта превосходно сохранившаяся керамическая тарелка происходит из Самарканда. Она датирована между X и XI веками. Как можно видеть, искусно сделанная арабская надпись просматривается по бокам тарелки. Данная тарелка представляет собой новый метод инкрустирования, примененный в Центральной Азии и Среднем Востоке. Он показывает всю красоту арабской каллиграфии и более совершенную технологию её специальной защиты, которая дала возможность векового сохранения. Подсвечник Амира Темура. Это один из самых интересных предметов экспозиции Лувра, представляющий собой настоящий шедевр исламского искусства. Важным, с научной точки зрения, является то, что этот подсвечник является одним из первых предметов, на котором инкрустировано арабским письмом имя Амира Темура. На самом деле, этот подсвечник представляет собой только одну, верхнюю часть подсвечника, хранящегося в Государственном Эрмитаже в Санкт- Петербурге. Он сделан из бронзы, покрыт серебром и золотом. Это подсвечник - один из шести изготовленных по заказу Амира Темура в конце XIV века. Три из них до сих пор хранятся в мавзолее Ахмада Яссави, построенном Амиром Темуром. Два других подсвечника хранятся в Государственном Эрмитаже Санкт - Претербурга, один из них с основанием вот этого подсвечника, который представлен в музее Лувра. Важно отметить, что надписи на средней части подсвечника главным образом призваны показать благосостояние и процветание правителя Амира Темура и созданной им могущественной империи. На верхней части можно прочитать надпись: « кутб ад- дунйя ва ад- дин Амир Темур Гураган», что в переводе с арабского означает – «властелин мира Амир Темур Гураган». Как известно, почетный титул «гураган», означающий «зять хана» был присвоен Амиру Темуру, когда в 1370 году он женился на дочери Чингизида Сарай Мульк Ханум. Этот подсвечник, как и другие пять, хранящиеся в настоящее время в мавзолее Ахмада Яссави и Государственном Эрмитаже Санкт- Петербурга, был изготовлен мастером из иранского Исфахана. Декоративная вырезная плитка из г. Самарканда. Данная вырезная плитка изготовлена в конце XIV – начале XV века и важна для нас в силу ряда обстоятельств, Прежде всего, она изготовлена из дорогого материала - слоновой кости. До сих пор в основе композиции можно видеть пигменты голубого цвета, хорошо сохранившиеся из глубины веков. Фрагменты надгробных стел из г. Самарканда. В экспозиции павильона также представлены фрагменты двух надгробных стел, в том числе надгробного камня Сайд хана, изготовления середины XVI века. Первый из них выполнен из алебастра, и содержит два орнамента, выполненных двумя видами арабского письма – куфи и насри. В центральной части этой панели можно видеть выгравированный михраб. Второй фрагмент надгробного камня в также содержит различные арабские надписи религиозного характера. Миниатюры. В исламской коллекции Лувра своё особое место занимают миниатюры из Центральной Азии и Индии периода правления Бабуридов. Автором одной из них, получившей название «Читатель», является Мухаммад Мурад Самарканди, она создана в XVII веке. «Жахон»
|
|