Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.05.2021 / 18:29:17
"Победы День – святая дата…"Победы День – святая дата, Священный День – как Рождество, Как Светлой Пасхи торжество, И "смертью смерть поправ" – цитата В священном смысле у него! Юнна Мориц Эту художественную выставку ждали давно, с прошлого года, но тогда из-за жёсткого карантина, в связи с пандемией, она не состоялась. В этом году в преддверии 76-летия Победы над фашизмом 6 мая в ТДФ в экспозиции было представлено 43 произведения живописи и графики достаточно хорошо известных в узбекской столице и за рубежом авторов, посвятивших свои портреты, натюрморты, пленэрные работы Дню памяти и почестей. Организаторы выставки: Академия художеств Узбекистана, Союз художников Узбекистана и Ташкентский дом фотографии. На церемонии её открытия выступили председатель СХ Узбекистана Ибрагим Валиходжаев и член «секции ветеранов» СХ Узбекистана, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Александр Батыков. Выступивший И. Валиходжаев напомнил посетителям о том, что «Вторая мировая война в истории человечества была самая разрушительная и кровопролитная. Народ многонационального Узбекистана проявил настоящее мужество и самоотверженность и внёс огромный вклад в победу над фашизмом. Мы помним, что в боях приняли участие полтора миллиона наших соотечественников: десятки тысяч узбекистанцев были награждены орденами и медалями, более пятисот тысяч героически погибли. В нашей стране стало доброй традицией чтить память отважных соотечественников, пожертвовавших своей жизнью ради нашего с вами мира и спокойствия. Они проявили непоколебимую волю и отвагу в нелёгкой борьбе с фашистскими захватчиками и разрушительным злом, причинённым всему человечеству. Такое не должно повториться!» Александр Батыков поздравил всех присутствующих с историческим праздником Победы и поблагодарил руководство АХУз и СХ Узбекистана, а также дирекцию ТДФ за предоставление ветеранам искусства возможности провести ежегодную традиционную выставку – дань памяти наших славных предков и уважения к нашим «старикам». Народы Советского Союза в едином строю завоевали для всех нас общую Победу. «Для каждого художника выставка есть некий итог и перевалочный пункт к новым творческим завоеваниям. Здесь представлены новые работы наших земляков в историческом жанре, отражающие архивные знания и воспоминания очевидцев о Великой Отечественной войне, а также пейзажи, портреты, натюрморты, прославляющие мир на нашей щедрой гостеприимной земле, оживлённой светлой памятью героизма наших отцов и дедов. Всем желаю всегда жить в мире любви, добра и согласия», - завершил своё праздничное обращение к зрителям старейший мастер живописи. В центре экспозиции открывается монументальная эпическая картина Ш. Гафурова «Яблоки 45-го», выполненная маслом на холсте. В народной памяти она ассоциируется с подвигом ташкентского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова и его жены Бахри Акрамовой, в годы Великой Отечественной войны усыновивших и удочеривших 14 детей разных национальностей из временно оккупированных уголков СССР. И таких семей было много: узбекская земля для сотен тысяч человек стала вторым домом. Газета "Леди" (№23. 2013) опубликовала рассказ «Истоки добра» простого провизора Екатерины Ивашкиной, которой нет с нами с 1993 г, но её исповедь останется в сердцах её дочери, ташкентского барда Людмилы Декановой, внуков и людской соборной памяти. Автор рассказывает, как их семья приняла Галину и Евдокию с пятью малолетними детишками с Украины, как их выхаживали и ежедневно потчевали фруктами из собственного сада и овощами с приусадебного огорода, банкой молока, кукурузными лепёшками – всем тем, что Бог послал. После войны девушки вернулись в освобождённый Красной Армией родной город Ахтырку. Доброта вернулась бумерангом в эту семью. Когда Е. Ивашкина и её сестра после смерти отца и затянувшейся болезни матери, госпитализированной в областном центре, остались одни, - им помогли выжить военные лётчики, жившие в их доме на уплотнении – Дима Дидура с Украины и Коля Вязанкин из Мордовии. Они заменили «сестрёнкам» старших братьев, ушедших на фронт, и делили с девчонками свой сухой паёк и свою веру в общую Победу. Память о таких простых и добрых людях сохраняется на века как человеческое «олицетворение гуманности, честности и самоотверженности». Произведения, пронизанные памятью о войне, занимают большую часть экспозиции. Среди них привлекают внимание посетителей жанровые композиции, правдиво написанные с живой натуры в воображаемых обстоятельствах военного времени и поэтому оказывающих сильное идейно-эстетическое воздействие на наших современников: триптих «Эхо войны» («Ярость», «Набат», «Победа») Роберта Матевосяна; «Письмо с фронта», «Прощай, мама!», «Проводы на фронт», «Ташкент – город хлебный», «Вечная память» Р. Ризамухамедова; «Помни, сынок!» Л. Маркина; «Улетевшие в вечность» (памятник в Чирчике «А превратились в белых журавлей…» по мотивам песни Я. Френкеля и М. Фрадкина «Журавли» на стихи Расула Гамзатова), «Вспоминая 41-ый», «Песни военных лет» («Эх, дороги…», «Синий платочек», «В землянке»), «Вечная память» А. Батыкова. В этот цикл органично вписалась жанровая картина «Трагедия Арала - трагедия века» А. Слугина о катастрофе ХХ века уже в мирное время. Эти картины воскрешают в памяти недавно открытые архивные материалы, среди которых обнаружено Письмо смертельно раненного танкиста невесте от 25 октября 1941 года: "Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой. Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока. Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху. Вот так из трех танкистов остался один. В темени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов". Александр Андреевич Батыков всегда чуток к веяниям сегодняшнего дня и поэтому он реалистично смог изобразить диптих – два исторических эпизода, вошедшие в художественный фильм «101», основанный на реальных событиях. В основу ленты вошли исследования нидерландского журналиста Ремко Рейдинга и Посольства Республики Узбекистан в странах БЕНИЛЮКС. В 1941 году в битве под Смоленском были взяты в плен советские солдаты, среди них были узбеки – 101 воин. Именно их фашисты морили голодом и держали под открытым небом, чтобы снять измождённых пленных в мотивирующем ролике для немецкой армии. Кульминацией этой идеи должна была стать булка хлеба, брошенная в загон под кинокамеры. Это должен быть великий фильм Рейха, как полуживотные бросаются на хлеб, грызя себе подобных зубами. Для солдат это должен быть очень поучительный фильм, он должен был поднять дух немецкой армии. Но всё пошло не так. Брошенная булка хлеба упала в середину загона, к ней подошел самый младший мальчишка. Бережно её поднял, поднеся ко лбу как святыню. А потом передал самому старшему. Узбеки уселись в круг и стали передавать по цепочке крошечные кусочки хлеба, словно плов на самаркандской свадьбе. Каждый получил кусочек, грел об него руки, а потом неторопливо, закрыв глаза, съедал. Вот так задание Гитлера потерпело крах. А узников потом жестоко избили и расстреляли в лесу, сказав, что их перевозят в другой лагерь. Планам фашистов помешало реализовать благородство узбекского народа. Пройдя все муки ада в концлагере голландского города Амерсфорт, пленные узбекистанцы достойно приняли смерть, никогда не узнав о грядущей Победе. Громкая премьера узбекско-голландского фильма о сто одном солдате-герое из Узбекистана на основе одноимённого романа Анвара Иргашева и Юлии Медведовской состоялась на нашем Национальном телевидении на двух языках – узбекском и русском - в эти майские предпраздничные дни, чтобы страна знала своих героев. Одну из главных ролей сыграл Борис Гафуров, актёр и художественный руководитель театра "Ильхом». Мальчика – дебютировавший в фильме Тимофей Меренков. А. Батыков изобразил общий вид адского концлагеря на земле и передал его ужасающую атмосферу. В другой жанровой картине художник воспроизвёл встречу потомков начальника концлагеря и погибшего узбекистанца-поэта много лет спустя после войны в Самарканде, сопроводив её подробной надписью: «Мартин, сын начальника концлагеря, вручает стихи Хошима-узника его сыну Тимуру». Художник подчеркнул значение картины своим устным рассказом: «Мартин готов преклонить колени и покаяться, но дети не отвечают за грехи отцов» – так комментировал этот драматический эпизод из реальной послевоенной мирной жизни и фильма Александр Батыков. Среди любознательных зрителей, затаив дыхание, внимавших художнику, была молодой директор Международного модельного арт-агентства в Узбекистане (Celebrity Model Group), предоставляющего детей на съёмки рекламных клипов, Тамилла Маматказина. Она рассказала о талантливом мальчике, участвовавшем в съёмке фильма «101» – Тимофее Меренкове, а также кипучей артистической деятельности художника Александра Батыкова, в последние годы занятого во многих рекламных видеороликах и сериалах, в частности, документальном видеоролике о подвиге ташкентского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова(1890—1970) и его жены Бахри Акрамовой (1903-1987), принявших 14 сирот. Шамахмудовы явились прототипами главных героев романа Рахмата Файзи «Его величество Человек», художественного кинофильма «Ты не сирота» режиссёра Ш. С. Аббасова (1964) и памятника «Дружба народов» Дмитрия Рябичева на одноимённой площади в центре Ташкента. Видеоролик подготовлен Пресс-службой президента Узбекистана. Александр Батыков в этом видеоролике представляет «детей войны», как и его сверстники, испытавших голод, холод и другие лишения тех грозных лет.
Руслан Маматказин, учащийся второго класса ташкентской 74-ой школы, пришедший с мамой на выставку, был поражён и восхищён убедительной сокровенной красочной художественной информацией о минувшей войне… не по учебнику. Для наших отцов и дедов эта война была Отечественной: её святость без истории невозможна. В целом, выставка носила праздничный оптимистичный характер благодаря пейзажам Р. Азиханова («Весна в Сукоке», акварельным рисункам «Рассвет в Сукоке», «Последний луч заката» и др.), О. Васиханова («Моё село»), Э. Машарипова («Красные деревья») и сочным предметным натюрмортам Р. Матевосяна («Посвящается борцам за свободу»), а также серии цветочных натюрмортов Р. Мамасолиева («Натюрморт с сиренью», «Ирисы»). Их дополняли реалистические, тонко психологические портреты А. Слугина («Бессмертный полк». Токарь военного завода Пётр Никифиров) и Е. Шубиной: «Память», «Утро», «Настенька», «Со слезами на глазах» и её красочные натюрморты, полные полевой свежести и весеннего аромата («Букет». «Голубые шары»). Эти художественные произведения в сопровождении песен военных лет и Победы в записи на выставке олицетворяют наше мирное небо над головой и спокойную созидательную жизнь на протяжении 76 лет после окончания Второй мировой войны. Двор на Беш-Агач
Мне часто снится двор на Беш-Агач. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и президент Российской Федерации Владимир Путин 7 мая провели телефонный разговор, сообщает корреспондент Podrobno.uz: "В начале беседы главы двух государств обменялись сердечными поздравлениями и тёплыми пожеланиями, в связи с 76-й годовщиной Победы над фашизмом. Было подчёркнуто, что великий подвиг народов наших стран, которые плечом к плечу героически сражались на поле боя и самоотверженно трудились в тылу, навсегда останется в благодарной памяти потомков", – отметили в пресс-службе Ш. Мирзиёева. В узбекской столице к этой знаменательной дате был приурочен калейдоскоп культурно-массовых мероприятий. Это художественная выставка в ТДФ; благотворительный концерт ансамбля «Хор Турецкого» на площади перед Дворцом дружбы народов; концерт, посвящённый великой Победе на летней эстраде Дворца «Туркистон»; концерт камерного оркестра национальных инструментов «Согдиана», посвящённый Дню Победы и Дню памяти и почестей «Никто не забыт, ничто не забыто» в парке имени Мирзо Улугбека (бывший Тельмана); патриотическая акция - выставка детских рисунков под символическим названием: "Мы помним", "Мы не забудем (1941 – 1945)" в парке перед рестораном "Голубые Купола"; пасхальный концерт артистов ГАБТ в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ; торжественное возложение цветов на мемориальном воинском комплексе «Братские могилы» в День Победы, памяти и почестей, а также многочисленные школьные мероприятия, посвящённые знаменательной дате, – всё это существенные звенья в патриотическом воспитании молодёжи, напоминающие о важнейших вехах отечественной истории.
Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! (Р. Рождественский. Реквием).
Гуарик Багдасарова
Фото автора и Ирины Кепановой
|
|