Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.05.2021 / 19:06:31
"Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения художника"В Москве в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие На открытии cо стороны Узбекистана с приветственной речью выступили
Абдухакимов Азиз Абдукахарович, Заместитель премьер-министра Республики Узбекистан; Мирзиёева Саида Шавкатовна, Заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан.
Cо стороны Российской Федерации выступили Руденко Андрей Юрьевич, Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации; Трегулова Зельфира Исмаиловна, Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи; Ярилова Ольга Сергеевна, Заместитель Министра культуры Российской Федерации; Нагорных Юрий Дмитриевич, Председатель Совета Благотворительного фонда «Транссоюз».
Состав выставки: более 300 экспонатов, среди которых 29 живописных и 214 графических произведений, 1 скульптура, архивные материалы.
Иван Алексеевич Кудряшов (1896–1972) — живописец, график, супрематист, крупнейший представитель космизма в искусстве прошлого века, создатель собственного варианта абстрактного искусства, педагог. Международный музейный проект, посвященный юбилею Ивана Кудряшова, — первая и наиболее полная ретроспектива произведений одного из ярких мастеров русского авангарда. Это выставка-исследование искусства художника, чья творческая судьба неординарна и одновременно характерна для понимания истории отечественной культуры ХХ века, полной взлетов и человеческих драм. Кудряшов принадлежал к поколению художников, искренне откликнувшемуся на революционные преобразования. 1919–1921 годы стали для мастера началом невероятного творческого эксперимента, развивавшего художественные концепции его учителей во 2-х Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) — Казимира Малевича и Натана Певзнера. Он включился в реформирование искусства страны в качестве посланца Наркомпроса, миссионера-инструктора авангардистских мастерских в Оренбурге, где организовал филиал «партии художников» Уновис (Утвердители нового искусства), создал масштабные проекты живописного оформления местных театров, трактуя их как образы супрематической Вселенной. В Оренбурге Кудряшов поддерживал творческие связи как с витебскими, так и с туркестанскими авангардистами. Первой остановкой на пути художников в Азию был именно Оренбург. В 1921 году Кудряшов, посылая в Туркестан книги Малевича, считал, что «восточные ребята» развиваются стремительнее, чем оренбургские. Возвращение художника в Москву в 1922 году совпало с изменениями его творческой программы. Увлечение личностью и идеями Константина Циолковского, творческое сотрудничество с Иваном Клюном и многолетняя дружба с Зеноном Комиссаренко, Юрием Меркуловым и Николаем Ходатаевым, авторами первого советского анимационного фильма «Межпланетная революция» (1924), способствовали идейно-пластическому переосмыслению достижений раннего авангарда. В это время он, развивая основные пространственные идеи супрематизма, вел активную работу над темой динамического движения в космической бесконечности. В 1925, 1926, 1928 годах космистская живопись и графика Кудряшова были показаны на выставках Общества станковистов (ОСТ). Утопические прозрения о проникновении человечества во Вселенную Кудряшов связывал с осмыслением пространственных проблем, заботами о теоретическом обосновании беспредметного творчества, отстаиванием его ценностей. Однако с середины 1920-х годов убежденный авангардист подвергся жесткой критике. В 1938 году он был исключен из Московского отделения Союза художников РСФСР. Мастера лишили возможности выставляться. Все созданное Кудряшовым долгие годы не покидало стен его комнаты. В начале 1960-х творчество художника заново «открыли» московские коллекционеры Георгий Костаки и Александр Мясников, приобретя около десятка полотен и рисунков художника для своих собраний. Внимание Костаки сделало раннее творчество Кудряшова востребованным, и в 1968 году одну из супрематических акварелей художника приобрела Третьяковская галерея. В 1970-м в парижской галерее Жана Шовлена состоялась небольшая персональная выставка мастера, а вскоре сообщение о поступлении рисунка Кудряшова в дар Центру Жоржа Помпиду опубликовал «Бюллетень Лувра». В наши дни творческое наследие мастера неравномерно распределено между музеями четырех стран: России, Узбекистана, Греции и Франции. Благодаря трудам Игоря Савицкого, художника, искусствоведа, создателя и первого директора Музея искусств в Нукусе, там сосредоточена самая значительная коллекция произведений Кудряшова, раскрывающая творческий путь мастера — от самых ранних натурных зарисовок времен учебы в Строгановском училище до композиций «возвратного» супрематизма начала 1970-х. Важнейшим достижением выставки в Третьяковской галерее является показ в экспозиции значительного корпуса работ художника из коллекции этого музея. Выставка состоит из нескольких разделов, включающих в себя живопись, графику, сценографические произведения художника, а также архивные материалы. В одном из залов представлен объемный макет-реконструкция супрематической росписи Кудряшова для Оренбургского городского театра, переименованного в октябре 1920 года в 1-й Советский театр. Также впервые демонстрируется большой блок неизвестных ранее документов, включающий переписку членов Уновиса (Витебск — Оренбург), произведения которых представлены в экспозиционном пространстве. Решение показать рядом работы художника и его соратников связано со 100-летием проведения объединенной выставки трех уновисских центров (Витебска, Москвы, Оренбурга), состоявшейся в июне 1921 года в Москве. Важное место в экспозиции отведено произведениям, отразившим реальные достижения первопроходцев освоения космоса (1957–1960-е). Успехи советской космической программы стали для Кудряшова подтверждением его художнической правоты. К открытию выставки подготовлено иллюстрированное издание — первое монографическое исследование творчества Кудряшова, в котором опубликовано более 150 произведений из собраний России, Узбекистана, Греции и Франции. В отдельной книге впервые представлена реконструкция проекта супрематической росписи для театра в Оренбурге. Выставка Ивана Кудряшова вводит творчество крупного, но малоизученного мастера русского авангарда в широкий контекст искусства ХХ века.
|
|