Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.09.2021 / 14:09:37
Пластические поиски скульптора Юнуса СафардиараСкульптура как один из древней¬ших видов искусства зародилась на территории Узбекистана много веков назад. Подъем скульптуры в Узбекистане пришелся на XX век, когда была сформирована национальная школа пластики, прошедшая несколько этапов в своём развитии. С обретением в стране независимости происходит раскрепощение творческого сознания, появляются новые имена и яркие достижения в сфере культуры и искусства. Самарканд - один из древнейших городов мира, великий город легенд, живой рассказ о древних временах, где каждый памятник - свидетель прошлого. В этом древнем городе в 1968 году родился безумно талантливый узбекский скульптор Юнус Сафардиар, творчество которого можно считать ярким достижением в сфере культуры и искусства ни только нашей страны, но и мирового масштаба. Юнус с раннего возраста увлекался искусством. В 13 лет он был зачислен в Республиканскую школу-интернат искусств для одаренных детей в Ташкенте. Ю.Сафардиар развивался как художник и стал одним из самых плодовитых скульпторов современности. В 1984 году он поступил в Государственную Академию живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. На становление и развитие творческой личности огромное влияние оказывают педагоги и наставники. Для Юнуса Сафардиара это - академики О. К. Комов (1932 – 1994) и М. К. Аникушин (1917 – 1997). Благодаря наставлениям этих педагогов Юнус в 1985 году получает малую золотую медаль Академии Художеств СССР. В 1993 году Юнус окончил Государственную Академию Художеств им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге по классу скульптуры с Золотой медалью.
В 1993 году после окончания учебы в Санкт-Петербургской Академии Художеств, скульптор переехал в Лондон. С 1986 г. Ю. Сафардиар - актив¬ный участник международных выставок: «Выставка молодых художников-нонконформистов в Центральном Манеже, Санкт-Петербург (1986), Персональная выставка в «Thomson Gallery», Cork St. («John Martin Gallery») (1993), «Мелодия в камне» - выставка в «Barkley Square Gallery», Лондон, Великобритания (1996), Выставка «Три тонны еды за один подход» в «Shoreditch Hay Street Gallery», Лондон, - спонсорство Министерства культуры Великобритании (1997), Выставка - перформанс «Бриллиантовый век» в Union Chapel, Лондон, - спонсорство Министерства культуры Великобритании (1999), Персональная выставка «Искусство поглощения» в Business Design Center, Лондон, - спонсорство Министерства культуры Великобритании (2000), Открытие скульптуры в бронзе «Пробуждение» в Regents Park, Лондон, Великобритания (2003), «Загадка в камне» для St. Mary Somerset, London City, Великобритания (2004), Персональная выставка «Проходя вне времени» - «Lorie F.A. Gallery » (Boca-Raton Miami), Флорида, США (2005), «Art Basel » - Майами, Флорида, США, (2005), «Gate of Multiplicity» - Regent’s Park, London, (2007). Ю.Сафардиар сформировался как художник в Великобритании, когда он переехал туда в начале 1990-х гг., и зарекомендовал себя как динамичная фигура в области современного искусства. В свое время Сафардиар предпочел рисковую жизнь вольного лондонского художника взамен надежной карьере монументалиста в России. Он провез в Лондон свою первую выставку, выиграл конкурс, объявленный британской корпорацией на украшение лондонского офиса. Молодой скульптор пытался завоевать британскую столицу экстравагантными перформансами, лепя скульптуры из приготовленных на вертеле барашков и испеченных целиком акул. Успех Юнусу Сафардиару принесли не авангардистские работы, а его академические произведения. Его камерную мраморную скульптуру «а-ля Роден» купил владелец ювелирного дома Bently Марк Эванс, чтобы установить её в том же Ридженс-парке. Господин Эванс прославился благодаря заказу от главной лондонской звезды Дэмиена Хирста на платиновый череп с бриллиантами, который обещает стать самым дорогим произведением современного искусства в мире хотя бы в силу использованных драгматериалов. Юнусу Сафардиару такой буквализм чужд, хотя и его вдохновляет ювелирная тема — одна из созданных им композиций называется "Рубины". Но учитывая парковый масштаб, красные капли на напоминающей гигантский терновый венец бронзовой композиции исполнены из синтетического акрилика. Из этого аналога стекла изготовлена и огромная скульптура-линза. Еще одна скульптура носит вычурное имя "Врата многогранности", но более всего похожа на забронзовевшее облако. Искусство Юнуса Сафардиара охватывает очень широкий спектр времени и пространства, часто бывает сложно понять масштаб его видения, которое изображено в его искусстве. Но одновременно в его работе вы можете пробудить в себе собственные ожидания. Сказать, что его искусство захватывает дух, было бы преуменьшением. Его работы - визуальное воплощение вызовов современности. Его искусство не знает границ. Ю. Сафардиар работает с такими материалами» как медь, камень, рубин, бронза, серебро, дерево. Темы для работ выбирает разные - этнические и мифологические, исторические, но в основном - портреты и компози¬ции, выполненные в классических традициях и с использованием новых технологий. Ю. Сафардиар считает, что «Искусство — это двухсторонний процесс, оно не живет без зрителя, без его интерпретации, пусть и неправильной, суждений и критики. Мнение автора здесь вторично, все, что я хотел сказать, я уже выразил в работе, дальше — дело за публикой. Современная скульптура — это дорогостоящая вещь, это все равно что построить дом, и учитывать, как мнение заказчика, так и технические детали необходимо. Мысль не имеет гравитации, в последние годы я все чаще убеждаюсь в этом. У скульпторов всегда есть желание каким-то образом ее перебороть, у меня 30% времени уходит на то, чтобы найти этот компромисс. Окружающая реальность сама вносит свою лепту. Можно ухищряться, как угодно, но ты не заставишь скульптуру зависнуть в воздухе, она все равно ляжет определенным образом, сама «выберет» свой ракурс, впишется таким образом в пространство. Юнус Сафардиар, является автором композиции «памятник Ермаку». Ермак - казачий атаман, который в XVI веке завоевал Сибирь для Российского государства. Работа над скульптурой велась 3 года, с 2007 по 2010 год. Скульптура выполнена из классических материалов: бронза, серебро, сталь и акрил с использованием современных технологий. Эта скульптура символизирует прорыв, который сделал Ермак, присоединивший Сибирь к России. Мы видим Ермака в момент гибели, перед которым предстает великая и мудрая Сибирь в сочетании женского и мужского начала. Любовь, безграничная доброта и мудрость Сибири воплощены в лице типичной алтайской девушки, мощь и сила – в пятилапом волке, хранящем ее покой. Скульптору Юнусу Сафардиару удалось воплотить в монументальном произведении показать современный взгляд на исторические события XVI века сквозь призму времени. И Сафардиар совмещает в этой скульптуре актуальную оптику, и «старорежимные» материалы (бронза, серебро, сталь), и модернистскую экспрессию, и постмодернистскую символику. Установка скульптуры Юнуса Сафардиара «Покорение Сибири» в Новосибирском «Толмачеве» — еще один шаг по превращению аэропорта в «арт-порт». Очень важно пассажиру, устало ожидающему откладывающегося рейса, искусство поможет снять стресс перед полетом или после него. Искусство совершенно бескорыстно предлагает пассажирам вне зависимости от класса билета свои услуги, и эти услуги непривычны, а потому эффективны и живительны.
Большую часть своих работ скульптор хотел бы видеть под крышей. Особенно это актуально для стран СНГ, где уличную скульптуру можно выполнить только в камне или металле, все остальное не выдерживает. А Сафардиар любит экспериментировать с новыми материалами. С другой стороны, когда работаешь под открытым небом, приходится решать очень интересные задачи. Новая работа скульптора Юнуса Сафардиара была создана по заказу российского предпринимателя и мецената Романа Троценко. Инсталляция «Капсулы безвременья» представляет из себя четыре «скафандра» из полированной нержавеющей стали с использованием углеводородных волокон. Внутри капсул находятся будто погруженные в сон восковые фигуры гигантов. Художник назвал своё творение работой о людях, о надежде на будущее, о подсознательной тяге оставить собственный след после себя, о попытках жить вечно. «Технологии непрерывно развиваются, скорость изменений постоянно растет, — говорит Юнус Сафардиар. — Если верить прогнозам, за ближайшие лет 30-40 человечество сделает больше открытий во многих дисциплинах, чем сделало за прошедшие четыре тысячелетия». Кроме «Капсул безвременья» в «Башне Федерация» находится другой проект скульптора — композиция «Врата многогранности». Форма скульптуры напоминает спустившееся на землю облако, которое складывается из отдельных сфер, образующих единое целое. Это бронзовое зеркальное «облако» принимает в себя окружающее пространство благодаря отражениям и просветам форм. Впечатляющий размер арт-объекта «Врата многогранности» (3*3*3 м.) соответствует футуристическому размаху архитектуры Москва-Сити. По словам автора, «этот культурный проект призван показать общность культурных кодов мира, единство общечеловеческих ценностей, значение гармонии в жизненном пространстве». Произведения Ю.Сафардиара отличает мастерство исполнения, фанта¬зия, эмоциональная пластика. Благодаря своему мастерству пластического искусства, он достиг поставленной цели и обрёл достойное место в мировом современном искусстве. Работы Юнуса Сафардиара находятся в собраниях Академии художеств (Россия), коллекции Boca-Raton Sculpture Park (США), ABN AMRO Collection (Великобритания) Собрание российской Академии Художеств, Санкт-Петербург, Россия Boca-Raton Sculpture Park, Флорида, США J. Lazar Kagan collection, Нью-Йорк, США ABN AMRO collection, Лондон, Великобритания St. Mary Somerset, City of London, Великобритания Regent’s Park, Лондон, Великобритания. Скульптор Ю. Сафардиар в честь 30-летия независимости Узбекистана на безвозмездной основе передал в дар Государственному музею Темуридов скульптуру Захириддина Бабура, что является ценным подарком для этого музея. Эта скульптура раскрывает образ выдающегося писателя и поэта, ученого, талантливого полководца и государственного деятеля Захириддина Мухаммада Бабура. В память о нем скульптор расскрыл образ Бабура, грациозно и динамично восседающего на коне. На правой руке Бабура меч, символизирующий отважность полководца. В этой скульптуре автор ясно построил композицию, четко просматриваемый силуэт статного молодого полководца. Скульптор демонстрирует, с одной стороны, приверженность к современным тенденциям станковой скульптуры, с другой, стремление к поэтизации образа – «полководца» средствами пластики. В трактовке общей формы образа полководца скрываются секреты пластического решения. Эта особенность ярко выражена в ярком динамичном поведении главного героя Бабура, с особенной уверенностью в себе. В данной станковой скульптуре мы видим ясность, выверенность композиции, четко просматриваемый силуэт туловища и головы, грамотное использование различных точек обозрения.
Торжественная церемония передачи произведения искусства пройдет 27 сентября в Академии художеств Узбекистана. Ведь именно при ее активном содействии и при поддержке Посольства Узбекистана в Великобритании эта небольшая бронзовая скульптура получит «прописку» на Родине автора. Примечательно, что сам он также прилетел на это мероприятие и примет в нем участие. Сухроб Курбанов, искусствовед
|
|