Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
26.09.2021 / 14:09:37

Пластические поиски скульптора Юнуса Сафардиара


Скульптура как один из древней¬ших видов искусства зародилась на территории Узбекистана много веков назад. Подъем скульптуры в Узбекистане пришелся на XX век, когда была сформирована национальная школа пластики, прошедшая несколько этапов в своём развитии. С обретением в стране независимости происходит раскрепощение творческого сознания, появляются новые имена и яркие достижения в сфере культуры и искусства.

Самарканд - один из древнейших городов мира, великий город легенд, живой рассказ о древних временах, где каждый памятник - свидетель прошлого. В этом древнем городе в 1968 году родился безумно талантливый узбекский скульптор Юнус Сафардиар, творчество которого можно считать ярким достижением в сфере культуры и искусства ни только нашей страны, но и мирового масштаба. Юнус с раннего возраста увлекался искусством. В 13 лет он был зачислен в Республиканскую школу-интернат искусств для одаренных детей в Ташкенте. Ю.Сафардиар развивался как художник и стал одним из самых плодовитых скульпторов современности. В 1984 году он поступил в Государственную Академию живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. На становление и развитие творческой личности огромное влияние оказывают педагоги и наставники. Для Юнуса Сафардиара это - академики О. К. Комов (1932 – 1994) и М. К. Аникушин (1917 – 1997). Благодаря наставлениям этих педагогов Юнус в 1985 году получает малую золотую медаль Академии Художеств СССР. В 1993 году Юнус окончил Государственную Академию Художеств им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге по классу скульптуры с Золотой медалью.

 

В 1993 году после окончания учебы в Санкт-Петербургской Академии Художеств, скульптор переехал в Лондон. С 1986 г. Ю. Сафардиар - актив¬ный участник международных выставок: «Выставка молодых художников-нонконформистов в Центральном Манеже, Санкт-Петербург (1986), Персональная выставка в «Thomson Gallery», Cork St. («John Martin Gallery») (1993), «Мелодия в камне» - выставка в «Barkley Square Gallery», Лондон, Великобритания (1996), Выставка «Три тонны еды за один подход» в «Shoreditch Hay Street Gallery», Лондон, - спонсорство Министерства культуры Великобритании (1997), Выставка - перформанс «Бриллиантовый век» в Union Chapel, Лондон, - спонсорство Министерства культуры Великобритании (1999), Персональная выставка «Искусство поглощения» в Business Design Center, Лондон, - спонсорство Министерства культуры Великобритании (2000), Открытие скульптуры в бронзе «Пробуждение» в Regents Park, Лондон, Великобритания (2003), «Загадка в камне» для St. Mary Somerset, London City, Великобритания (2004), Персональная выставка «Проходя вне времени» - «Lorie F.A. Gallery » (Boca-Raton Miami), Флорида, США (2005), «Art Basel » - Майами, Флорида, США, (2005), «Gate of Multiplicity» - Regent’s Park, London, (2007).

Ю.Сафардиар сформировался как художник в Великобритании, когда он переехал туда в начале 1990-х гг., и зарекомендовал себя как динамичная фигура в области современного искусства. В свое время Сафардиар предпочел рисковую жизнь вольного лондонского художника взамен надежной карьере монументалиста в России. Он провез в Лондон свою первую выставку, выиграл конкурс, объявленный британской корпорацией на украшение лондонского офиса. Молодой скульптор пытался завоевать британскую столицу экстравагантными перформансами, лепя скульптуры из приготовленных на вертеле барашков и испеченных целиком акул.

Успех Юнусу Сафардиару принесли не авангардистские работы, а его академические произведения. Его камерную мраморную скульптуру «а-ля Роден» купил владелец ювелирного дома Bently Марк Эванс, чтобы установить её в том же Ридженс-парке. Господин Эванс прославился благодаря заказу от главной лондонской звезды Дэмиена Хирста на платиновый череп с бриллиантами, который обещает стать самым дорогим произведением современного искусства в мире хотя бы в силу использованных драгматериалов.

Юнусу Сафардиару такой буквализм чужд, хотя и его вдохновляет ювелирная тема — одна из созданных им композиций называется "Рубины". Но учитывая парковый масштаб, красные капли на напоминающей гигантский терновый венец бронзовой композиции исполнены из синтетического акрилика. Из этого аналога стекла изготовлена и огромная скульптура-линза. Еще одна скульптура носит вычурное имя "Врата многогранности", но более всего похожа на забронзовевшее облако.

Искусство Юнуса Сафардиара охватывает очень широкий спектр времени и пространства, часто бывает сложно понять масштаб его видения, которое изображено в его искусстве. Но одновременно в его работе вы можете пробудить в себе собственные ожидания. Сказать, что его искусство захватывает дух, было бы преуменьшением. Его работы - визуальное воплощение вызовов современности. Его искусство не знает границ.

Ю. Сафардиар работает с такими материалами» как медь, камень, рубин, бронза, серебро, дерево. Темы для работ выбирает разные - этнические и мифологические, исторические, но в основном - портреты и компози¬ции, выполненные в классических традициях и с использованием новых технологий.

Ю. Сафардиар считает, что «Искусство — это двухсторонний процесс, оно не живет без зрителя, без его интерпретации, пусть и неправильной, суждений и критики. Мнение автора здесь вторично, все, что я хотел сказать, я уже выразил в работе, дальше — дело за публикой. Современная скульптура — это дорогостоящая вещь, это все равно что построить дом, и учитывать, как мнение заказчика, так и технические детали необходимо. Мысль не имеет гравитации, в последние годы я все чаще убеждаюсь в этом. У скульпторов всегда есть желание каким-то образом ее перебороть, у меня 30% времени уходит на то, чтобы найти этот компромисс. Окружающая реальность сама вносит свою лепту. Можно ухищряться, как угодно, но ты не заставишь скульптуру зависнуть в воздухе, она все равно ляжет определенным образом, сама «выберет» свой ракурс, впишется таким образом в пространство.

Юнус Сафардиар, является автором композиции «памятник Ермаку». Ермак - казачий атаман, который в XVI веке завоевал Сибирь для Российского государства. Работа над скульптурой велась 3 года, с 2007 по 2010 год. Скульптура выполнена из классических материалов: бронза, серебро, сталь и акрил с использованием современных технологий. Эта скульптура символизирует прорыв, который сделал Ермак, присоединивший Сибирь к России. Мы видим Ермака в момент гибели, перед которым предстает великая и мудрая Сибирь в сочетании женского и мужского начала. Любовь, безграничная доброта и мудрость Сибири воплощены в лице типичной алтайской девушки, мощь и сила – в пятилапом волке, хранящем ее покой. Скульптору Юнусу Сафардиару удалось воплотить в монументальном произведении показать современный взгляд на исторические события XVI века сквозь призму времени. И Сафардиар совмещает в этой скульптуре актуальную оптику, и «старорежимные» материалы (бронза, серебро, сталь), и модернистскую экспрессию, и постмодернистскую символику.

Установка скульптуры Юнуса Сафардиара «Покорение Сибири» в Новосибирском «Толмачеве» — еще один шаг по превращению аэропорта в «арт-порт». Очень важно пассажиру, устало ожидающему откладывающегося рейса, искусство поможет снять стресс перед полетом или после него. Искусство совершенно бескорыстно предлагает пассажирам вне зависимости от класса билета свои услуги, и эти услуги непривычны, а потому эффективны и живительны.

 

Большую часть своих работ скульптор хотел бы видеть под крышей. Особенно это актуально для стран СНГ, где уличную скульптуру можно выполнить только в камне или металле, все остальное не выдерживает. А Сафардиар любит экспериментировать с новыми материалами. С другой стороны, когда работаешь под открытым небом, приходится решать очень интересные задачи.

Новая работа скульптора Юнуса Сафардиара была создана по заказу российского предпринимателя и мецената Романа Троценко. Инсталляция «Капсулы безвременья» представляет из себя четыре «скафандра» из полированной нержавеющей стали с использованием углеводородных волокон. Внутри капсул находятся будто погруженные в сон восковые фигуры гигантов.

Художник назвал своё творение работой о людях, о надежде на будущее, о подсознательной тяге оставить собственный след после себя, о попытках жить вечно. «Технологии непрерывно развиваются, скорость изменений постоянно растет, — говорит Юнус Сафардиар. — Если верить прогнозам, за ближайшие лет 30-40 человечество сделает больше открытий во многих дисциплинах, чем сделало за прошедшие четыре тысячелетия».

Кроме «Капсул безвременья» в «Башне Федерация» находится другой проект скульптора — композиция «Врата многогранности». Форма скульптуры напоминает спустившееся на землю облако, которое складывается из отдельных сфер, образующих единое целое. Это бронзовое зеркальное «облако» принимает в себя окружающее пространство благодаря отражениям и просветам форм. Впечатляющий размер арт-объекта «Врата многогранности» (3*3*3 м.) соответствует футуристическому размаху архитектуры Москва-Сити. По словам автора, «этот культурный проект призван показать общность культурных кодов мира, единство общечеловеческих ценностей, значение гармонии в жизненном пространстве».

Произведения Ю.Сафардиара отличает мастерство исполнения, фанта¬зия, эмоциональная пластика. Благодаря своему мастерству пластического искусства, он достиг поставленной цели и обрёл достойное место в мировом современном искусстве.

Работы Юнуса Сафардиара находятся в собраниях Академии художеств (Россия), коллекции Boca-Raton Sculpture Park (США), ABN AMRO Collection (Великобритания) Собрание российской Академии Художеств, Санкт-Петербург, Россия Boca-Raton Sculpture Park, Флорида, США J. Lazar Kagan collection, Нью-Йорк, США ABN AMRO collection, Лондон, Великобритания St. Mary Somerset, City of London, Великобритания Regent’s Park, Лондон, Великобритания.

Скульптор Ю. Сафардиар в честь 30-летия независимости Узбекистана на безвозмездной основе передал в дар Государственному музею Темуридов скульптуру Захириддина Бабура, что является ценным подарком для этого музея. Эта скульптура раскрывает образ выдающегося писателя и поэта, ученого, талантливого полководца и государственного деятеля Захириддина Мухаммада Бабура. В память о нем скульптор расскрыл образ Бабура, грациозно и динамично восседающего на коне. На правой руке Бабура меч, символизирующий отважность полководца. В этой скульптуре автор ясно построил композицию, четко просматриваемый силуэт статного молодого полководца. Скульптор демонстрирует, с одной стороны, приверженность к современным тенденциям станковой скульптуры, с другой, стремление к поэтизации образа – «полководца» средствами пластики. В трактовке общей формы образа полководца скрываются секреты пластического решения. Эта особенность ярко выражена в ярком динамичном поведении главного героя Бабура, с особенной уверенностью в себе. В данной станковой скульптуре мы видим ясность, выверенность композиции, четко просматриваемый силуэт туловища и головы, грамотное использование различных точек обозрения.

 

Торжественная церемония передачи произведения искусства пройдет 27 сентября в Академии художеств Узбекистана. Ведь именно при ее активном содействии и при поддержке Посольства Узбекистана в Великобритании эта небольшая бронзовая скульптура получит «прописку» на Родине автора. Примечательно, что сам он также прилетел на это мероприятие и примет в нем участие.

Сухроб Курбанов,

искусствовед

 





Другие материалы рубрики

19.09.2021 / 14:57:20

Брим. Несклоняемая фамилия

Зал академии Художеств Узбекистана заполнен до отказа художниками театра, искусствоведами, студентами художественных ВУЗов столицы, одним словом – художественной интеллигенцией Ташкента. Выставка, посвященная памяти Георгия Робертовича Брима открылась в день его рождения Далее...

16.09.2021 / 16:59:10

Центр современного искусства в Ташкенте (CCA) объявляет о новой выставке Dixit Algorizmi ("Как говорил аль-Хорезми") под кураторством Джозефа Грима

Междисциплинарная выставка включает в себя работы музыкантов, кинематографистов, архитекторов, дизайнеров, теоретиков, а также визуальных, концептуальных и текстильных художников Далее...

09.09.2021 / 19:44:28

В продолжение темы. XXX -летие государственной независимости Узбекистана в образах изобразительного искусства

В Центральном выставочном зале АХУз в канун празднования ХХХ-ой годовщины Дня независимости Республики Узбекистан открылась выставка произведений мастеров искусства: "Нам жить в новом Узбекистане – свободной и процветающей стране" Далее...

05.09.2021 / 19:35:34

К юбилею Мастера. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Народного художника Узбекистана, академика, профессора Рахима Ахмедова

В связи с этим событием у нас на сайте решено опубликовать серию материалов о жизненном и творческом пути Рахима Ахмедовича Далее...

01.09.2021 / 21:35:30

Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок Центральный выставочный зал пригласили ташкентцев на Республиканскую художественную выставку в честь 30-летия независимости Узбекистана

Название этого довольно впечатляющего вернисажа -"Нам жить в новом Узбекистане – свободной и процветающей стране!" говорит о многом. Его участники — лучшие художники Узбекистана разных поколений в представленных здесь картинах в полной мере раскрывают главную тему Далее...





21.10.2021 / 20:55:09
Смена руководства Большого театра Узбекистана
 
18.10.2021 / 22:56:22
"Петербургское русское чудо" в Самарканде, Ташкенте и Гулистане
 


23.10.2021 / 14:11:40
Состоялся V Открытый Международный конкурс молодых исполнителей русского романса "Среднеазиатская Романсиада"
 
20.10.2021 / 20:31:43
Джаз Маком. Концерты пройдут в театре Марка Вайля "Ильхом" 22 октября в 18.30 и в зале театра Мукими 23 октября в 14.00
 


29.09.2021 / 17:13:33
Обсуждены проблемы и перспективы развития туризма в странах ШОС
 
22.09.2021 / 19:31:12
В продолжение темы. В Нукусе прошла международная археологическая конференция "Археология и туризм: определение потенциала и управление наследием".
 


16.10.2021 / 20:49:37
В 2002 году не стало известного ученого, доктора медицинских наук, отличного организатора, замечательного человека, друга и наставника многих молодых ученых и специалистов Р.М. Рузыбакиева
 
07.10.2021 / 20:08:41
Навстречу 100-летию со дня рождения Народного художника Узбекистана Рахима Ахмедова. Одна из лучших картин, созданных им, это портрет заслуженного деятеля искусств Узбекистана Лайло Салимджановой. Она была одним из первых учеников художника
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте