Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.12.2023 / 14:19:53
Еще одним важным событием в культурной жизни столицы накануне Нового года стало открытие в Галерее изобразительного искусства Узбекистана выставки "Тоннель памяти: Фитрат"Абдурауф Фитрат(1885-1938) был талантливым узбекским историком и поэтом, одним из основоположников современного литературного узбекского языка. Сторонник национального просветительского движения джадидов. Образование он получил в Турции.Как сообщает Википедия, перу Фитрата принадлежат драмы «Гробница Тимура», «Огузхан», научные произведения: «Тилимиз», «Узбек тили сарф китоби», «Узбек тили нахв китоби», «Шеър ва шоирлик», «Адабиёт коидалари», «Аруз хакида», научные трактаты посвящённые «Девону луготит турк», «Мукаддимат ул-адаб», «Кутадгу билиг», «Хибат ул-хакоик». Фитрат — автор статей о жизни и творчестве Ахмеда Яссави, Алишера Навои, Бабура, Мухаммеда Салиха, Машраба, Умар хана, Турды, Фирдоуси, Омара Хайяма, Бедила, книги об истории ислама «Мухтасар ислом тарихи», трудов по истории узбекской литературы. В его рассказах и стихах, таких как «Мунозара» (Спор), «Рахбари нажат» (Путеводитель спасения), «Ойла» (Семья), «Баёнати саёхи хинди» (Рассказы индийского путешественника) и др. уничтожающей критике подвергалось невежество мулл, с фанатизмом выступающих против новометодных школ. В них пропагандировалось преимущество европейской системы образования, светской культуры для прогресса страны. Собрал ценнейшую коллекцию старинных восточных рукописей, которая в 1934 году поступила в Государственную публичную библиотеку в г. Ташкенте.В 1937 году был арестован органами НКВД. Включен в «Сталинские списки» от 28 марта 1938 года. Выездной сессией Военной коллеги Верховного суда СССР 5 октября 1938 года в Ташкенте приговорен к расстрелу, расстрелян в тот же день, был казнен с обвинением в национализме. В 1962 году был посмертно реабилитирован. Показанные раннее для зрителей Галереи изобразительного искусства Узбекистана две тематические выставки , посвященные памяти джадидов-просветителей «Рождение дутара» (Абдульхамид Чулпан) и «Письмо из Самарканда» (Махмудходжа Бехбуди) выстраиваются в цикл единого выставочного историко-образовательного проекта под названием: «Тоннель памяти». Обо всем этом, важнейшем значении наследия Фитрата для современности говорили на церемонии открытия Камола Акилова- академик Академии художеств Узбекистана, директор Галереи, доктор искусствоведения, профессор, Александр Джумаев, кандидат искусствоведения, Сайёра Назарова, главный специалист отдела выставок и фондов галереи. Большая и вдумчивая работа проделана по организации выставки ее куратором Мансуром Аскаровым ,чтобы наглядно продемонстрировать все это. Сын бухарского купца, получивший свое первое образование в знаменитом медресе Мири Араб, далее в Стамбульском медресе «Ваизун»(по мнению Заки Валиди), где преподавали учителя самых прогрессивных взглядов мусульманского мира.Османская империя в канун своего заката, среди огромного количества бедности и народных волнений, создала арену для сообщества появления тюркского национального движения. Огромный тюркский мир, разделенный между империями, состоящий из большого количества этносов и народов, которые нуждались в идее нации, в идее политико-культурного объединения с общим языком, прессой, образовательными школами и культурой. История появления национально пробуждения джадидизма начинается в далеком Бахчисарайском медресе Зенджирли, к 1913 году это искра в городах древнего междуречья превращается в пылающий огонь мощнейшего самосознания народа. Туркестанские джадиды, настоящие романтики нации появились вопреки сложившимся традициям среди средневековых порядков царившим в Туркестане. Первая плеяда джадидовТуркестана это люди с традиционным исламским образованием (Бехбудий – муфтий; Фитрат – выпускник теологических учебных заведений). По мнению большинства исследователей Абдурауф Фитрат является одним из самых важных идеологов джадидизма в последующем автором культурной концепции Узбекистана. Вклад Фитрата в эволюцию узбекского языка, музыки и литературы неоценим. Выставка выстраивается вокруг разоренного кабинета Фитрата по фотографии 1922 года.
Подготовил БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|