Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.05.2024 / 13:14:39
Вновь порадовал ташкентцев Театр "Ильхом". В его галерее развернута впечатляющая выставка картин одного из ведущих наших художников Бабура Исмаилова , которая называется "Апостроф"Каждая его выставка становится событием для очень многих любителей и поклонников изобразительного искусства. Так было и в этот раз. Наряду с ташкентцами и гостями города познакомиться с выставкой пришли крупные узбекские художники, известные деятели культуры и искусства, представители дипломатического корпуса. Принимая во внимание то, что интерес к выставке очень большой, презентация проходила в течении двух дней 17 и 18 мая с.г. И надо сказать, что здесь представлены не только новые живописные работы народного художника Узбекистана Бабура Исмаилова, но и полотна отражающие в себе библейские истории в контексте сегодняшнего мира. Открывая выставку и говоря об этом, ее куратор, искусствовед Наталья Мусина отметила, что она является новым важным этапом в его творческой деятельности. Это нашло затем подтверждение в выступлениях академиков Академии художеств Узбекистана Нигоры Ахмедовой и Джавлона Умарбекова. И в самом деле, тут есть , что посмотреть и над чем задуматься. Художник продолжает свое осмысление окружающего мира именно в евразийском пространстве и в только ему принадлежащей творческой манере. И вот как это понимает, находящийся в эти дни в Ташкенте, выдающийся узбекский кинорежиссер и сценарист Али Эргашевич ХАМРАЕВ: - Притягательная сила есть не только в творчестве Бабура, но и его, я бы сказал, вулканическом характере. Это замечательный человек и сын нашего прекрасного кинооператора Абдурахима Исмаилова, моего многолетнего друга, вгиковца с очень большим стажем и опытом. Я прихожу на выставки Бабура не только для того, чтобы обнять его , а увидеть и понять куда он прошел дальше в своем искусстве рисовать такие сложные, удивительные картины. По большому счету оценивать художника такого масштаба будут искусствоведы и художники будущих поколений. А сейчас могу сказать, что он ворвался в нашу культуру , как метеор и он настолько разнообразен.Для меня сегодня он и Бекзад, Сальвадор Дали и Пикассо , он и Усто Мумин тоже. Он вобрал в себя все лучшее, что есть в мировой живописной культуре, это очень грамотный и талантливый человек. Недавно по его проекту создан прекрасный международный туристический проект «Шелковый путь. Самарканд- вечный город». Это же просто восхитительно. Это потрясающий человек, у него есть свои ученики, у него есть своя школа живописи. Я рад поздравить Бабура и его семью с этим событием , дай бог им счастья и чтобы они были такими еще многие годы.
Интервью для сайта Культура Узбекистана
Наталья МУСИНА, куратор выставки
- Наталья Константиновна,интерес к картинам Бабура Исмаилова постоянно растет. В чем, по вашему мнению, такая притягательная сила картин Бабура Исмаилова? - Потому что Бабур Исмаилов гениальный художник. Я его знаю уже 30 лет Он перешагнул 50-летний рубеж и с каждым годом его картины становятся все глубже и глубже по содержанию. И эта выставка демонстрация того, что он живет не в безвоздушном пространстве, а в очень сложном мире. И эти картины об этом рассказывают. Но при этом на выставке есть нежный, тонкий женский портрет. Девушка теряет ключ, то ли от сердца, то ли от любви. Обращает на себя картина, где девушка сидит перед зеркалом , но основные его картины это рассказ о нашем сложнейшем мире в котором есть войны, трагедии. Но все-таки для меня самое главное на этой выставке — это Адам и Ева. Это отражение любви человеческой , любовь мужчины к женщине , это любовь человека к миру . Бабур глубокий и настоящий художник. При этом редчайший колорист и великолепный живописец. Поэтому интерес к нему никогда не иссякнет. - Думаю, что интерес к нему и далее будет расти… - Даже не сомневаюсь , каждая его выставка становится все глубже и глубже по содержанию.
Нигора АХМЕДОВА, академик Академии Художеств Узбекистана
Выставочный проект Бабура Исмаилова «Апостроф»… Слово Апостроф, которым Бабур Исмаилов назвал выставку, для всех вполне конкретный небуквенный орфографический знак в виде надстрочной запятой ('). Можно так же добавить, что первоначально на древнегреческом оно означало «обращённый назад», а когда мы узнаем, что апострофом называется соединение знаков тонкого придыхания и тяжёлого ударения, то возникающие ассоциации придадут новый смысл картинам художника. В целом, можно сказать, что он выстраивает свое художественное высказывание вокруг широкого значения этого слова. Небольшая экспозиция в театре «Ильхом» дает возможность зрителю в полной мере увидеть разнообразие поисков Бабура Исмаилова. Панорама впечатляет - от картин с библейскими образами и каноническими темами, к неким персонажам из неоновых нитей будто возникающих на рентгеновском снимке до новой тенденции к аскетизму и упрощению языка живописи. Все это не похоже на то, что он делал раньше. Эти изменения в творчестве художника дают почувствовать представленные здесь картины 2018 г. В новой серии работ - «Копье Лонгина, «Наблюдающий», «Новая версия» - просвечивают или открыто присутствуют цитаты и культурные отсылки. Выставка предлагает зрителю авторское переосмысление традиционной западной иконографии, известных образов и метафор в контексте современной повседневности – сложной, трагичной, и не всегда понятной. Чтобы современному художнику подойти ближе к реальности, передать умонастроение эпохи, оказалось, что нужно отойти подальше - к Апокрифу, к Священному Преданию. Его интерпретация художником – это напряженный диалог, перекличка образов, знаков. Вот римский сотник Лонгин - родной брат современного захватчика, поражающий обычную станцию, тревожное «черное» солнце на сияющем золотом фоне, детальная точность фигур, хаотично движущихся на фоне осыпающейся фрески. Все это перестает быть чем-то далеким. Теперь это обычная городская сцена. Эстетизм живописи, неизменно присущий творчеству Бабура Исмаилова, и в этих драматичных современных историях, напоминает о совершенстве мира как о законе Вселенной. Бабур Исмаилов - не бунтарь и авангардист – мы видим, что не сокрушая устоявшиеся нормы и ожидания, тем не менее представляет зрителю новый способ видеть и понимать сакральное. В стиле его картин аппроприирущих ренессансные мотивы и средневековые иконы с помощью виртуозной техники, отображающей традиционные атрибуты и современные гаджеты, художник воплощает глубоко личные исследования и эмоции. Примечательно, и это отмечали критики, что количество изображений Иисуса и святых, напоминающих образы с иконами, в начале 21 века значительно увеличилось по сравнению с искусством 20 столетия. В изображении Христа и Мадонны у современных авторов появляется новое понимание мастерства - свобода внутри канона, а картины становятся все более искренними, честными и цепляющими новизной. В постмодернистской вольнице теперь каждый может делать отсылки к религии в самых интересных и неожиданных контекстах и не получить за это негодование современных «инквизиторов». Вот и в картинах Бабура Исмаилова не только зритель рассматривает изображение Христа, но и Спаситель внимательно наблюдает за нами, собираясь смотреть в бинокль. А после картины «Возвращение волхвов», охватывает неожиданное волнение, что они все - таки пришли…. Смотря на картину с Богоматерью, которая называется «Новая версия», мы поднимаем глаза то к небу, то опускаем их к земле, то опять вверх… Дроны, модные бренды, дымящие трубы города, раны от телесных страданий, и золотые нимбы в сочетании с мобильниками. Все это о многом и важном, прискорбно забытом в настоящей повседневности. А если вспомнить, что первоначальное значение древнегреческого слова «мученик» - «свидетель», то в нашем мире средства массовой̆ информации превращают всех нас в пассивных свидетелей̆ чужих страданий. Несколько картин - «Проспект мира», «Жатва», «Материк» отражают сознательное самоограничение художника на пути к обнажению смысла. Отказ от сложного и детализированного, что привлекало в других картинах, в этих произведениях оправдан в пользу необходимого, в пользу ясности и лаконичности изображения. Это новый метод художника обращает зрителя к медитативному созерцанию, философскому и символическому пониманию сути вещей и явлений. В «Проспекте мира» удаляющаяся от зрителя перспектива забора и одновременно надвигающиеся по небу самолеты словно «угрожают» словом «Мир». А картина «Жатва» становится историческим пейзажем. У края безбрежной синевы в картине «Материк» охватывает человека чувство одиночества. Есть в них что-то беспредельное, а значит метафизическое. Такое важное для нас в окружении нашей укоренившейся локальности понимания формы и смысла. Все это новый минимализм Бабура Исмаилова, который дает нам опыт кодирования и семантизации жизни, говорит об изменении нашего бытия. Однако главное - эта выставка говорит очень много о том новом мире, в котором мы существуем. Вот так – оказалось, что эта «одиночная подпрыгнувшая запятая» в грамматике английского языка, стала неким символом, а также стимулом погрузиться на этой выставке в удивительную историю размышлений художника.
Выставка Бабура Исмаилова в галерее Театра «Ильхом» будет работать до 27 мая с.г.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|