Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.08.2019 / 23:12:12
"Астана-Балет" впервые представил "Легенду о любви" на сцене ГАБТ им. А. Навои в ТашкентеВ Год Казахстана в Узбекистане «Астана-Балет» впервые представил на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои лучшие постановки из своего репертуара. Гастроли молодого балетного коллектива начались 22 08 19 с концертной программы «Наследие Великой степи» и современного одноактного балета «A Fuego Lento». Гастрольную программу казахстанского коллектива 24 и 25 августа продолжил всемирно известный балет Арифа Меликова «Легенда о любви» - воссозданная постановка Юрия Григоровича, украшающая репертуар Мариинского театра в Санкт-Петербурге с 1961 года и блистающая на сцене Большого театра в Москве (1965). Театр «Астана-Балет» был основан в 2012 году по инициативе первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Дебютное выступление состоялось в июле 2013 г. и за шесть лет коллектив обрёл тысячи поклонников в Казахстане и за его пределами. Основываясь на богатстве классического наследия и современного балетного искусства, театр развивает и выводит национальный танец на большую сцену. Столичный коллектив выступал на знаменитых сценах России, Китая, США, Азербайджана, Франции, Италии, Белоруссии, Бельгии, Японии и Польши. Спектакль «Легенда о любви» в постановке Юрия Григоровича на сцену «Астана-Балет» с точностью до нюансов перенесли ассистенты знаменитого хореографа - Руслан Пронин и Оксана Цветницкая. В прошлом солисты Большого театра, сегодня они воссоздают спектакли прославленного балетмейстера на ведущих сценах России, Кореи, Китая, Германии и Бельгии.
Перед началом завершающего гастрольного спектакля состоялась пресс-конференция с гостями «Астана-Балет» - Русланом Прониным и руководителем симфонического оркестра Большого театра Узбекистана - маэстро Арманом Уразгалиевым. Ташкентских зрителей волновали не только история знаменитого балета, но и черты современного новаторства его постановки. - У нас имя Юрия Григоровича ассоциируется с советской классикой балета. Какие элементы современной хореографии были Вами привнесены в легендарную постановку за последние годы? Руслан Михайлович Пронин: - Мы пытались сделать спектакль в духе новой эстетики, которая существует сегодня в балетном мире. Спектакль с 60-х годов прошлого века прошёл большой путь эволюции: всё, что мы пытаемся привнести в постановку, мы делаем с ведома Юрия Николаевича. Сегодня он также современен, как в середине ХХ века. - Вы впервые в нашей стране? Восток ассоциируется обычно с экзотикой. Есть ли она в вашей постановке? - Мы впервые здесь в Узбекистане, приехали с труппой «Астана-Балет», которую мы курируем, в связи с постановкой «Легенды о любви». Это был первый опыт постановки спектакля с «Астана-Балет». Её премьера состоялась в Нур-Султане в июле этого года, и в эти дни мы представили постановку, которая занимает особое место среди работ Юрия Григоровича, на суд ташкентским зрителям. В основу сюжета положено древнее персидское сказание, будто созданное для балета с его любовью к экзотике. Самое главное в постановке Юрия Николаевича - реализация балетного театра. Наш спектакль - это развитие на протяжении трёх действий сюжетной линии с его контрастами, противопоставлениями любви и ненависти, отваги и слабости, которые усилили музыка и сценография. - Как справились артисты «Астана-Балет» с этой задачей на сцене ГАБТ им. А. Навои? Ваши ожидания от этих гастролей и от наших зрителей оправдались для Вас? - Выступать в театре с его многолетними традициями – большая ответственность для артистов балета. Нас особенно радует большая сцена и великолепное отреставрированное здание старинного Государственного академического Большого театра, построенного ещё в сороковые годы ХХ века. Для нас большая честь и ответственность представлять наш спектакль в таком храме искусства. На Западе мы пока ещё этот спектакль не ставили: там с успехом идут «Раймонда», «Спартак», многие другие балетные спектакли Юрия Григоровича. Мне кажется, у этого спектакля большое будущее. Он сейчас вызывает интерес по всему миру. Там заложен хороший фундамент, чтобы этот балет ещё долго радовал зрителей на должном уровне.
«У спектакля, - подчеркнул в беседе с журналистами Руслан Пронин, - сложная сценография, в основе которой лежит элемент открывающейся и закрывающейся старой книги, из которой выходят и куда заходят все персонажи спектакля. Не каждая сцена может принять эту сценографию». В целом, сценография обращает зрителей к наиболее раннему литературному источнику – знаменитой поэме Алишера Навои «Фархад и Ширин». Поэтому спектакль насквозь поэтичный: особенно ярко это проявляется в музыке Арифа Меликова. В ней достаточно много народных восточных напевов. Хореография Юрия Григоровича органично совмещает европейские и национальные этнические элементы восточных танцев. В необычной сценографии учтены все нюансы: от выразительной лаконичной декорации, разнообразных характерных костюмов до освещения сцены. Костюмы и декорации к премьерным показам в Нур-Султане создавались по эскизам Симона Вирсаладзе. О нём говорят в труппе не иначе как о художнике, что он «одел танец». Совместными усилиями российских и казахстанских мастеров под руководством художника по восстановлению сценографии Дмитрия Чербаджи удалось воссоздать каноничное оформление сцены, что в сочетании с насыщенными цветами световой формы балета погружают зрителей в атмосферу древних восточных сказаний. Декорации в виде открытой книги оставляют пространство сцены на откуп артистам, где танцем они говорят о любви: в кроваво-красных цветах, когда на сцене главенствует царица Мехменэ, и нежно-голубых оттенках, когда в центре сюжета оказываются возлюбленные Ферхад и Ширин. Мощные сцены с участием кордебалета и эмоциональные монологи четырёх главных действующих лиц в исполнении артистов театра «Астана Балет» добавляют этому широкому хореографическому полотну собственные яркие и ни с чем несравнимые краски. Поддержки и сложнейшие вариации исполнителей главных героев поражают воображение и заставляют признать зрителей в безграничности пластических возможностей человеческого тела. Каждое движение и даже жест, поражающий своей красотой и психологизмом, тотчас вызывали в зале бурную овацию. Ярко, выразительно выступили артисты балета «второго» плана: визирь – Амир Жексенбек; Незнакомец – Нельсон Пенья Нуньез; Шут – Елдар Сарсынбаев. Временами глаза разбегались по сцене, так как даже в кордебалете в массовых сценах у каждой группы – будь то друзья Ферхада, или офицеры придворные, или танцовщицы при дворце – был свой, отличный от других, хореографический рисунок и характерный ритм. Они дополняли друг друга и вносили свою неповторимую эмоциональную краску в развитие действия и тем самым синхронно отражали всё полифоническое богатство музыки к балету. Либретто балета «Легенда о любви» турецкий поэт и драматург Назым Хикмет создал на основе собственной драмы «Ферхад и Ширин», которая, в свою очередь, основывалась на поэмах классика азербайджанской поэзии Низами Гянджеви «Хосров и Ширин» и основателя узбекской классической литературы Алишера Навои «Фархад и Ширин». В 1958 году молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов приступил к работе над балетом, которая продолжалась два года. Как вспоминал позже композитор: «Написав балет, я тут же сел в самолёт, прилетел в Ленинград в Мариинский театр и показал музыку. Меня сразу же хорошо приняли, заключили со мной договор. И вот в 1961 году состоялась премьера „Легенды о любви“. Это была феерическая премьера». Маэстро Арман Уразгалиев, в эти гастрольные дни дирижировавший симфоническим оркестром Большого театра Узбекистана, смог вместе с нашими музыкантами донести до зрителей свежесть этой феерической постановки спустя 58 лет после первой премьеры. Вот что он рассказал перед началом спектакля о предшествующей работе перед премьерой: - Мы проделали большую работу с оркестром, добиваясь полного контакта, хотя всё равно времени нам не хватило… Мы провели четыре оркестровых репетиций, на которых полностью разобрали партитуру и либретто в целом. - С кем Вам легче работать – с артистами балета или с оперными певцами? - На данный момент – с артистами балета, так как я всецело переключился на балетную музыку и постигаю, как нужно до малейших нюансов аккомпанировать балетный спектакль. - Что Вы можете сказать о музыке Арифа Меликова к балету «Легенда о любви»? - Азербайджанский композитор Ариф Меликов – это великий композитор, к сожалению, не так давно ушедший от нас. Музыка к балету «Легенда о любви» - это гениальная музыка, настолько она тонко написана и грамотно инструментована, богато передаёт восточную тематику. Эта постановка, в которой музыка совершенно сочетается с хореографией, проверена временем и является визитной карточкой Юрия Григоровича. Лучше, мне кажется, просто невозможно сделать: все без исключения художественные образы точно прорисованы в музыке и хореографии. Играть и дирижировать такую музыку одно удовольствие! В каждом балетном спектакле есть определённые главные и между ними связующие сцены. Основные сцены мы особенно отрабатывали. Я посмотрел много вариантов этой постановки и обнаружил, что эта самая актуальная версия на сегодняшний день, так как она прославляет жертвенную любовь, патриотизм и звучит очень современно. Глубокие переживания и сильные эмоции, душевные муки и отчаяние, испытания и жертвенность не оставят равнодушным никого, потому сама любовь говорит на языке музыки Арифа Меликова и хореографии Юрия Григоровича. По окончании спектакля артистов казахстанского балета долго вызывали на поклоны и одаривали цветами. На авансцене в больших корзинах алели огромные букеты роз, преподнесенные Посольством Казахстана в Узбекистане и руководством ГАБТ им. Навои. В фойе театра – море счастливых лиц и улыбок: фотографировались на память с артистами театра «Астана-Балет» и Андрисом Лиепой. Такое феерическое событие в культурной жизни узбекской столицы запомнится всем надолго.
Гуарик Багдасарова Фото автора и Юрия Полянского
|
|