Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.10.2019 / 20:49:15
ТОРЖЕСТВО СВЕТА И СТРАСТИ В ОПЕРЕ "ФЛОРИЯ ТОСКА" НА СЦЕНЕ ГАБТ ИМЕНИ А.НАВОИРазнообразная и насыщенная событиями музыкальная и театральная жизнь Ташкента радует нас все новыми и новыми волнующими событиями. И характерно, что вслед за ёмкой и запоминающейся «Неделей Государственного языка в Узбекистане» по инициативе Посольства Италии в Узбекистане плодотворно проходит и «Неделя итальянского языка в Узбекистане». Эта знаменательная акция свидетельствует о глубоком интересе узбекистанцев к культуре и языкам европейских государств , неустанном стремлении нашей страны к сближению с культурой различных стран мира. Однако еще более интересно для нас и то, что в рамках «Недели итальянского языка в Узбекистане Посольство Италии сочло возможным пригласить и для обмена опытом, и для участия в спектакле ГАБТ имени А.Навои «Флория Тоска» известного итальянского дирижера и педагога, маэстро Даниэле Аджимана, – и видную певицу и профессора вокального искусства Сандру Буонграцио. В результате родился интереснейший и плодотворнейший проект, который вызвал горячий энтузиазм у музыкальной общественности нашей столицы. Маэстро Даниэле Аджиман и Сандра Буонграцио не только активно репетировали спектакль в полном контакте с солистами оперы и коллективом нашего театра. Они провели и обширный ряд мастер-классов по изучению стиля исполнения итальянских произведений, по проникновению в особенности произношения итальянских слов, артикуляции и дикции – как в театре, так и в нашей консерватории.Во многочисленных встречах с молодыми вокалистами театра, студентами консерватории наши гости были приятно удивлены высоким качеством преподавания основ вокала, яркими голосовыми данными наших певцов, осмысленностью интонирования наших вокалистов. И, конечно же, они предложили немало важных и нужных профессиональных положений, приемов исполнения, особенностей произношения итальянских слов. Вне всякого сомнения, подобные встречи неимоверно важны и нужны нашим деятелям оперного искусства, они взаимно обогащают мастерством и плодотворным опытом, и, вне всякого сомнения, раскрывают важную функцию оперного искусства, как своеобразной «творческой дипломатии», сближающей страны и народы. Радует и то, как творчески активно наши гости внедрились в репетиционный процесс спектакля. «Флория Тоска» в нынешней версии идет на сцене театра около двух лет, многие наши певцы с успехом выступают в этом любимом публикой спектакле. Маэстро Аджиман, как это и бывает в международных контактах дирижеров с коллективами театров – активно предложил свою, во многом индивидуальную трактовку темпов и нюансов – и коллектив солистов, хора и оркестра благоприятно принял все его пожелания. Обладающая красивым крупным сопрано Сандра Буонграцио уже на репетициях проявила и запоминающуюся эмоциональность, и экспрессию. Интересно, что в репертуаре у ее есть и партии другого типа голоса – меццо-сопрано, известно, что она с успехом выступила и в «меццовых» партиях Амнерис и Азучены в операх Верди. Отрадное впечатление произвело и стремление певицы освоить постановочные особенности нашего спектакля, которые она скрупулезно изучала под руководством постановщика, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, бережно стараясь все запомнить и воплотить, пропустив через свое восприятие. И абсолютно все участники спектакля, начиная с прекрасного исполнителя роли Каварадосси – народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова, опытного Махмуда Рузиева, воплотившего образ шефа полиции Скарпиа и всех других молодых исполнителей – соединились плодотворно и ярко в этом своеобразном международном проекте. И спектакль состоялся во всей полноте своих прекрасных качеств – и вызвал горячий отклик ташкентской публики. А зал был наполнен и почетными гостями, и представителями посольств, и яркими представителями ташкентской интеллигенции – и абсолютно все по достоинству оценили этот особенный спектакль «Флории Тоски». Маэстро Даниэле Аджиман был экспрессивен, он излучал и волю, и энергетику. И звучащая партитура спектакля предстала во всей полноте и своеобразия его трактовки этой оперы. Все солисты, хор, оркестр сплотились в единый коллектив, с полной отдачей воплотивший эмоциональнейшее и контрастное звучание одной из лучших опер Джакомо Пуччини. Сандра Буонграцио в образе героини спектакля весьма красиво и полноценно звучала, была предельно выразительна и «проживала» буквально каждый момент существования на сцене своей страстной Флории Тоски. Её своеобразный голос, как бы «промежуточный» по тембру между крепким сопрано и высоким меццо-сопрано – звучал выразительно и страстно. Она отлично взаимодействовала с прекрасными партнерами, которые!отвечали» ей ансамблем вокальным и сценическим. Несомненно, наша прекрасная гостья красноречиво украсила наш спектакль своими вокальными и сценическими качествами самого высокого класса. Как всегда на высоте оказался и наш замечательный тенор, народный артист Узбекистана Рамиз Усманов. Он прекрасно звучал, был горяч и пылок в своей любви к прекрасной Флории, он эмоционально протестовал против насилия и произвола Скарпиа. В активном союзе с нашей гостьей он был и равнозначен, и весьма ярок сам по себе – что стало еще одним важным украшением спектакля. Махмуд Рузиев в образе коварного шефа полиции Скарпиа оказался третьим «полюсом» этого взаимодействия. Его звучный крепкий баритон, осмысленная фразировка и разнообразие штрихов сделали этот «негативный» образ весьма убедительным. М.Рузиев выступает в этой роли весьма часто, и его накопленный исполнительский опыт воплощения образа Скарпиа, несомненно, служит выпуклости и своеобразию его интересной работы. В этом спектакле практически нет «второстепенных» ролей. Очень порадовал талантливый СултанбекАбдурахимов в острохарактерной роли служителя храма Ризничего. Его большой и красивый голос здесь послужил ему средством для выразительных интонаций, пластика его была своеобразной, противоречивый характер обжоры и доносчика Ризничего был прекрасно раскрыт во всей полноте. Запомнился и угловатый, одержимый постоянным страхом за свои «недочеты» сыщик Сполетта в исполнении Отемиса Джуманиязова. А открывающий действие узник полиции Анджелотти, сумевший бежать из заключение – убедительно раскрылся в исполнении голосистого, артистичного Ришата Решитова, который сумел сделать этот характер объемным и запоминающимся. Жандармский офицер Шароне, человек, потерявший способность осмысливать, и лишь механически выполняющий приказы шефа полиции – предстал в исполнении Хислата Камилова, сделавшего и этот персонаж запоминающимся. А Султанбек Абдурахимов в последнем акте спектакля порадовал и исполнением совсем небольшой, но очень важной роли тюремщика, представив этого мрачного человека совсем иными средствами, чем Ризничего в первом акте. Хор под руководством главного хормейстера, Народного артиста Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой мощно и эффектно исполнил и знаменитый «Те Деум» в финале первого акта, и закулисную кантату, в которой солировал голос Флории. В ролях сыщиков и солдат заметны были и артисты миманса театра. Нельзя не сказать и о том, что вся постановка спектакля Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонимав своем замысле и воплощении отличается особой динамичностью и остротой. Раскрывая самую суть сложных конфликтов замечательной оперы Джакомо Пуччини, постановщик очень заботится о том, чтобы каждый миг общения героев был наполнен активным и физическим, и психологическим действием, неразрывно связанным с музыкальной драматургией. Спектакль отличает абсолютная верность композиторскому замыслу и в эпохе действия, и в стиле, и в воплощении удивительной пуччиниевской Правды жизни и в Свете, и в страстях героев на сцене – при неизменном сопереживании притихшего зала. Чутко воспринимаемый каждый момент действия, теплота восприятия отдельных номеров и овация в финале увенчали этот новый праздник Творчества на сцене нашего любимого театра... А ведь оперное искусство – в самом деле великий дипломат! Объединяя певцов и постановщиков различных стран, оно помогает всем нам уяснить простой закон мира и согласия. Надо просто понять особенности культуры любой страны и уяснить общность высоких гуманистических идей оперного искусства. К счастью, традиции исполнения итальянской оперы в Узбекистане с давних времен и обширны, и глубоки, и плодотворны в смысле возможности новых и новых открытий. Прекрасный спектакль «Флории Тоски»с нашими замечательными гостями– еще один пример воплощения этой важной и незыблемой истины... Б.БОРИСОВ
|
|