Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.02.2021 / 21:10:52
ПОД НЕБОМ ИТАЛИИ, УЗБЕКИСТАНА И ДРУГИХ СТРАН МИРАВечера-композиции на Малой сцене ГАБТ имени А. Навои, Музыкальной гостиной – отличаются разнообразием и разножанровостью. Ташкентский зритель, с энтузиазмом заполняющий на каждом объявленном спектакле-концерте этот камерный зал театра, с нетерпением ждет каждый раз от создателей и исполнителей концерта новых и неожиданных впечатлений. И, к общей радости, - никогда не обманывается в своих ожиданиях. Так было и в минувшую пятницу на объявленном вечере-композиции «ПОД НЕБОМ ИТАЛИИ, УЗБЕКИСТАНА И ДРУГИХ СТРАН МИРА». Своеобразная композиция, прекрасно подготовленная и выразительно исполненная пятью ведущими солистами театра в ансамбле с опытным концертмейстером Ниной Давлятовой стала настоящим праздником творчества и была горячо принята зрителем. Стоит начать с того, что вся пятерка участников концерта представляет своеобразное творческое объединение певцов разных поколений. Опытные прекрасные солистки-сопрано Саида Мамадалиева и Малика Норматова уже заслуженно стали любимицами ташкентских почитателей оперы. Молодая Гульмира Нурметова, дополнившая эту тройку мсопрано – принадлежит к молодому поколению певиц. Два прекрасных ведущих тенора – Рустам Алимарданов и Дамир Рахмонов уже прочно вошли в репертуар театра и по праву завоевали любовь зрителя. Очень важно, что все они обладают прекрасными голосами индивидуальных и ярких тембров. Но ещё более важно, что каждый из этих исполнителей прекрасно и утонченно владеет и игрой тембров, и выразительностью интонаций, и по-своему несет высокую энергию своего чувства. Это главное свойство стало первым основополагающим началом концерта. Но не менее важно и другое – этот концерт стал ещё одним из творческих проектов, созданных под руководством и при участии заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Андрея Слонима. В тесном союзе с исполнителями и прекрасным концертмейстером была разработана интересная композиция, в которую были вкраплены и номера, исполняющиеся очень и очень редко. И это свойство придало композиции особый оттенок и энергетику. И этот вечер, как и многие предыдущие, стал новым спектаклем-концертом, раскрывающим истину высших человеческих чувств. Да, это было отнюдь не простое, последовательное соединение разных номеров в единую программу. В этом спектакле-концерте, в разнообразии и контрастах выстроенных номеров и соединенных в единое целое - явственно прослеживалась главнейшая мысль композиции. Любовь – великая, светлая, сильная и ранимая – едина для каждого жителя Земли, независимо от того, в какой стране ему суждено жить. И разные композиторы мира каждый по-своему раскрыли драматургию постижения Любви, борьбы за право любить и охранять Любовь от посягательств недобрых обстоятельств. Круг произведений взял свое начало с родного для нашей земли номера. Уже почти не звучащая прекрасная опера Д. Закирова и Б. Зейдмана «ЗАЙНАБ И ОМОН» сейчас практически не только не идёт на сценах, но и не вспоминается в кругах почитателей оперного искусства. И ария Хури из этой оперы, обаятельно и тонко исполненная Гульмирой Нурметовой - высветила значение этой оперы в новом, весьма привлекательном смысле. Гульмира Нурметова порадовала в этот вечер и другим вокальным раритетом – чрезвычайно редко звучащей арией Мариэтты из оперы Немецкого композитора Э. Кронгольда «Город мёртвых». Своеобразная драматургия и интонационный строй этой арии пришлись по душе зрителю, который, несмотря на полную новизну для себя этого незнакомого произведения – встретил это исполнение весьма горячо. А сюрпризы продолжались. И если опера великого итальянского композитора Дж. Пуччини «Богема», повествующая о жизни обитателей парижского Монмартра – хорошо известна в мире, с успехом идет и на сцене нашего театра – то «Богема» другого великого итальянца Р. Леонкавалло слушателям практически неизвестна. Вспомним, что два выдающихся композитора в свое время даже капитально рассорились из-за этой «параллельности» созданных каждым из них совершенно разных опер на один сюжет. И тем радостнее было услышать в истинно превосходном исполнении наших певцов два новых для публики номера из этой оперы – арию Марселя (замечательно и горячо исполненную Дамиром Рахмоновым) и песенку Мюзеттты (изысканно и филигранно исполненную Маликой Норматовой). И эти новые для восприятия слушателя номера были встречены горячо и живо. Саида Мамадалиева со всей полнотой трагического звучания раскрыла в прекрасном выразительном пении трагедию куртизанки Манон Леско, умирающую в безлюдной пустыне, куда их с ее возлюбленным забросила судьба. Чуть позднее со всею озаренностью светлой надеждой Мамадалиева с большим эмоциональным накалом исполнила знаменитую «арию надежду» Баттерфляй из великой оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». Далее в дуэте любви и- пуччиниевской «Тоски» она предстала и любящей, и ревнивой Флорией Тоской в горячем ансамбле со своим возлюбленным Марио Каварадосси ( в эмоциональном и тонком исполнении Дамира Рахмонова). А ещё позднее эта замечательная творческая пара убедительно и страстно раскрыла труднейшую сцену объяснения Сантуццы и Туридду из оперы «Сельская честь» ещё одного великого итальянского композитора – Пьетро Масканьи. И снова реакция зрителей на эту великую правду чувств, раскрытую в замечательном экспрессивном пении – была самой горячей! А певцы нашего театра продолжали радовать новыми и новыми яркими выступлениями. Рустам Алимарданов выразительно и смело раскрыл драму раскаяния американского офицера Пинкертона, осознавшего всю трагическую суть своей измены любящей его Чио-чио-сан.. Малика Норматова тонко и искренне раскрыла сострадание юной рабыни Лю, беззаветно любящей своего господина – принца Калафа ( в замечательной опере Дж. Пуччини «Турандот»). И ее с трудом скрываемую нежную и светлую любовь к нему. Любовь, за которую она позднее без сомнений отдаст собственную жизнь... Возвышенно и светло прозвучал дуэт-хорал «Аве, Мария!». воссозданный на материале знаменитого оркестрового интермеццо Пьетро Масканьи в опере «Сельская честь» - и в нём поистине усладили зрителя как звучанием, так и экспрессивностью пения Саида Мамадалиева и Дамир Рахмонов. Далее последовал ещё один замечательный сюрприз. Все три сопрано – и Саида Мамадалиева, и Малика Норматова, и Гульмира Нурметова, объединив излучения своих душ и голосов, преподнесли зрителю поистине царское приношение. Они исполнили экспрессивное попурри на темы как итальянских, так и других арий и песен. Сменяя друг друга, переливаясь блеском мелодических всплесков и вокальной техники, прозвучали и ария Лауретты из оперы Дж. Пуччини «Джанни Скиккаи», и вальс Мюзетты – на этот раз из достаточно знакомой «Богемы» Пуччини, и финал арии Леоноры из вердиевского «Трубадура», и блистательное «Испанское болеро» А. Кьяра, и даже фрагмент арии Джудитты из одноимённой оперетты Ф. Легара. И океан торжествующей Любви, которая сильнее всего на свете и во всём мире – едина – предстал во всём многообразии и бескрайности. А берег, к которому в финале концерта причалил «корабль пения» - снова был наш родной, связанный с традициями и укладом нашей узбекской земли и ее народа. Нежное и утонченное произведение Х. Рахимова «Севимли ёрим» исполнили все участники вечера. Они же подарили зрителям и два не указанных в программе «бисовых» сюрприза – «Застольную» из «Травиаты» Дж. Верди и замечательную арию Принца Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот». В финальных словах этой фразы заключен особый смысл – «лишь только взойдёт солнце, я одержу победу!» Какой великий смысл светлой надежды в наше непростое время был подарен зрителю этим жизнеутверждающим финалом вечера! И зал, встречавший буквально каждый номер вечера страстно и эмоционально, в финале откликнулся новой особенно горячей овацией, и долго не отпускал исполнителей со сцены. Опытный концентмейстер-ансамблист Нина Давлятова прекрасно, динамично и многокрасочно провела всю эту разнообразную и непростую программу. В каждом произведении был ощутим тонкий и филигранный ансамбль с исполнителем, особенности композиторского и исполнительского стиля каждого произведения были соблюдены в самой высшей мере. Это единство каждого солиста и концертмейстера тоже сцементировало всё разнообразие представленной программы в цельную и внятную единую композицию. Как и в предыдущих концертах, преамбулы Андрея Слонима к каждому произведению были и ёмкими по смыслу, и лаконичными, и очень экспрессивными по подаче. Украсили вечер и два сюрприза от самого автора композиции и постановщика вечера – его замечательные театрализованные раскрытия двух творений Вильяма Шекспира – знаменитого сонета №30 (в переводе С. Маршака) и трагично-противоречивого знаменитого монолога Гамлета (в переводе Б.Пастернака). Этот поэтический ряд драматургии в театрализованно –артистичной подаче Андрея Евсеевича прочно вплелся в ткань вечера – и во всей полноте творческой отдачи поддержал и всю вокально-исполнительскую палитру композиции концерта. Эта возвышенная атмосфера принесла зрителям истинно добрую энергию души, зарядив всех доброй надеждой и яркостью света Любви, которую необходимо беречь и хранить как высший дар. И публика, долго не желающая расходиться, надолго запечатлела в душе неизгладимые впечатления от этого замечательного вечера. И предвкушала новые встречи в этом замечательном зале Музыкальной гостиной нашего театра, которые непременно произойдут в будущем... Максим ЧЕРНОГАЕВ
|
|