Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.02.2021 / 18:07:45
"Высоким слогом русского романса" – от Михаила Глинки до Георгия СвиридоваВ Музыкальной гостиной Государственного академического Большого театра оперы и балета ГАБТ им. А. Навои на вечер романсов русских композиторов собралось необычно много любителей классической музыки. Всем хотелось поближе познакомиться с творчеством молодых солистов ГАБТ им. А. Навои - Султанбеком Абдурахимовым (бас) и концертмейстером Марией Жуковой (партия фортепиано). Композицию, режиссуру, лирическую поэзию возложил на себя заслуженный деятель искусств, режиссёр-постановщик ГАБТ Андрей Слоним. Предваряя концертную программу, Андрей Слоним рассказал, что ему поручено руководить экспериментальной творческой мастерской молодых солистов, совершенствовать их сценическое мастерство в особенностях театра оперы, сочетающего экспрессивное пение и динамику актёрского мастерства и пластики в единое и неразрывное целое. В рамках разнообразных действий и проектов этой мастерской намечено активное стремление всесторонне и полноценно готовить талантливую творческую молодёжь к высокопрофессиональному участию в спектаклях, концертах и других разнообразных проектах Большого театра. «И хотя и ранее мы с радостью встречались с проектами, включающими активное и плодотворное участие молодёжи – нынешний концерт, по существу, стал первым творческим экзаменом и результатом коллективного труда участников этого проекта, представленный на суд массовому зрителю», - заверил публику режиссёр-постановщик ГАБТ Андрей Слоним. Султанбек Абдурахимов, уроженец Намангана, стал одним из талантливых выпускников ГКУз. Ученик по классу сольного пения замечательного мастера оперы и педагога, заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой, ещё во время учёбы стал неоднократным лауреатом многих престижных конкурсов - Международный фестиваль «Виктория» (Ташкент, 2016); Конкурс Назиры Ахмедовой; Международный конкурс «Bella Voice» (Москва) – Гран-при. С 2016 года служит в оперной труппе ГАБТ имени А. Навои, успешно исполняет достаточно обширный круг оперных партий. Зрители хорошо знают Султанбека Абдурахимова по обилию успешных выступлений в спектаклях и концертах театра. Мария Жукова, выпускница ГКУз, проявила себя как способная и перспективная пианистка с ярко выраженной склонностью к профессии концертмейстера. Известно, что далеко не каждый самый талантливый пианист может реализовать себя как ансамблист-концертмейстер, носитель совершенно особой профессии музыканта. Мария Жукова, начавшая плодотворную работу концертмейстера в ГАБТ им. А. Навои, выступает здесь, на Малой сцене театра, уже со вторым сольным концертом, где она с успехом подготовила вместе с исполнителями разнообразную и обширную программу. Вечер открылся исполнением романса Сергея Рахманинова «Утро» на слова Михаила Янова для голоса с фортепиано. Композитор создал его в 1891–1892 годах и посвятил своему другу, композитору и критику Юрию Сахновскому. В нём был передан диалог утра с рождающимся днём в самых нежных лирических тонах, которые сумели подслушать у природы поэт и композитор – эта вокально-музыкальная тончайшая перекличка мгновенно выразила доверие публики к исполнителям, сразу поразившим их своим слаженным дуэтом, слиянием слова и музыки. Ведущий программы Андрей Слоним анонсировал, что этот романс весьма непрост и по мелодике, и по нюансировке, и по требованию к выразительности слова. В чутком и слаженном ансамбле Султанбека и Марии многомерное естество этого романса раскрылось во всей полноте. Конечно, в каждом нюансе, элементе фразирования, и темповой, и звуковой динамике, и в выстройке драматургии произведения – ощущалась большая скрупулёзная работа артистов с вокальным педагогом Ольгой Александровой и режиссёром проекта Андреем Слонимом, который чётко организовал и органичную композицию всего вечера, и режиссуру каждого отдельного номера, воспринимавшегося как некий своеобразный и выразительный моноспектакль. Порадовало и то, что Султанбек Абдурахимов проявил особое пристальное внимание к выразительности русского языка, к особым стилевым манерам исполнения каждого из сложнейших произведений русской романсовой классики, требующей полного и безоговорочного погружения в тончайший и трепетный внутренний мир души лирического героя. И состоялось главное – убедительный и живой «Театр романса», захвативший внимание каждого зрителя и вызвавший ответное сопереживание. Буквально, с первых нот и фраз установился этот желанный контакт с залом, чутко реагирующим на излучаемую солистом и пианисткой энергию души... И приём был искренним и истинно горячим! В ходе программы Султанбек и Мария на одном дыхании исполнили популярные романсы: П. Чайковского (стихи А.К. Толстого) «Средь шумного бала» и М. Глинки (стихи А. Пушкина) «Я помню чудное мгновенье». Слушать и воспринимать эти романсы было необычайно интересно – они, буквально, рождались и излучали свет из глубин души молодых исполнителей, исключительно «от себя» и «сегодня, здесь и сейчас», и потому особенно глубоко откликались в сердцах внимательной публики. Эта существенная часть программы навела на мысли о том, что Россия - родина многих великих людей. Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Иванович Глинка – эти имена хорошо известны не только россиянам, но и другим народам, так как они внесли неоценимый вклад в развитие национальной и смежных культур. Пушкин стал основоположником русского литературного языка, а Глинка заложил основы национальной классической музыки. Будучи современниками, они были соединены не только дружескими отношениями, но и творческими связями. Композитор на стихотворные тексты поэта написал немало произведений, искусно соединив в них воедино слово и музыку. Одним из образцов слияния талантов двух "титанов" стала вокальная миниатюра «Я помню чудное мгновение» - романс, в котором Глинка своей вдохновенной музыкой сумел тончайше отразить все нюансы поэтического языка гениального Пушкина. Андрей Слоним напомнил слушателям историю создания романса «Я помню чудное мгновенье». Как известно, Пушкин этот маленький поэтический шедевр, своё бессмертное творение, посвятил в 1825 г. в селе Михайловском, где он отбывал ссылку, своей возлюбленной – красавице Анне Керн. Потом их жизненные пути разошлись. Минуло время, и по иронии судьбы Глинка знакомится с дочерью Анны Керн – Екатериной в стенах Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. Через некоторое время тридцатипятилетний Глинка сам себе признался, что безумно влюблён в девушку, которой едва минул двадцать один год и её общество для него бесценно. Вот тогда-то и появился романс, но теперь уже рассказывающий о нежных чувствах композитора к своей возлюбленной Екатерине Керн. Помимо романса «Я помню чудное мгновенье», Михаил Глинка на поэтические тексты Александра Сергеевича Пушкина написал ещё девять вокальных миниатюр, среди которых знаменитые: «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», «Не пой, красавица, при мне», «Ночной зефир» и другие. А.Е. Слоним между вокальными номерами уделил также внимание «линии жизни» Георгия Васильевича Свиридова – одного из самых ярких и своеобразных художников своего времени. В XX веке редко можно встретить композитора, сознательно посвятившего своё творчество вокальной музыке, раскрывающего в произведениях этого жанра сокровенные мысли о жизни и смерти, о добре и зле, о Родине, её истории и народе, о своих предках и современниках, об искусстве и его высокой этической миссии. Оратории и кантаты, вокально–инструментальные поэмы и циклы романсов и песен – всё это многочисленные разветвления избранного композитором рода музыки, ни одна из ветвей которого не является побочной, второстепенной, а все равно значительны. Для голоса в сопровождении фортепиано Свиридовым в 1935 году были написаны шесть романсов на стихи Пушкина. Андрей Слоним отметил, что Г.В. Свиридов всегда очень требовательно относился к поэтическому тексту и избирал, как правило, лишь, действительно, высокие поэтические образцы. Правда, в некоторых случаях он обращался со стихами свободно, сокращал, иногда заменял слова или соединял строки из разных стихотворений, но делал это всегда очень тактично, с сохранением стиля поэта, а главное – ради более полного музыкального раскрытия художественной идеи. В концерте на Малой сцене ГАБТ Султанбек Абдурахимов с глубоким чувством исполнил романсы Г. Свиридова на стихи А. Пушкина «Зимняя дорога» и этого же композитора с широким размахом - «Русскую песню» (стихи народные). В «Русской песне» молодой артист сумел сочетать песенную гибкость и широту мелодии с точностью и психологической правдивостью декламации. Среди высоких незаурядных личностей, чьё творчество и судьба соприкасались с А. С. Пушкиным, был и Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор, который также, как и Глинка, является основоположником русской классической школы. В середине XIX века, как известно, исключительное место в практике салонного музицирования занимали песни, романсы, арии, т. е. вокальная музыка. А.С. Даргомыжский более 20 лет дружил с Михаилом Глинкой, несмотря на разницу в возрасте. Его отличали тонкий поэтический вкус, острое ощущение поэтического слова, именно поэтому вокальное наследие композитора почти не знает посредственных стихов. Это слияние высочайшей поэзии и тончайшей музыки донёс до публики Султанбек Абдурахимов, чутко и нежно исполняя такие сложнейшие по драматургии, подтексту и смыслу произведения, как романс А. Даргомыжского на стихи Александра Пушкина «Юноша и дева» и «Мне грустно» на стихи Михаила Лермонтова. Сольный концерт для любого артиста всегда сопровождается особенным волнением и высокой ответственностью. Перед молодым артистом стояла особенно трудная задача – не просто донести до зрителей академическое безупречное исполнение известных романсов, но внести в их настроение, интонацию своё представление о «Золотом веке» русской культуры и современное понимание жизни, высокой нравственности взаимоотношений мужчины и женщины, идеал женской красоты и многое другое, что является подтекстом классического вокально-музыкального произведения высшей духовной пробы. С радостью отмечу, что в этом концерте молодых исполнителей все эти высокие основы и категории были бережно, эмоционально и как-то особенно доверительно по отношению к публике вполне раскрыты. Султанбек Абдурахимов сумел сделать свой голос прекрасным выразительным обертоном раскрытия чувств и страстей, ни на йоту не переходя грани высокой меры – что, поистине, дорогого стоит! Молодой певец также задушевно, свежо исполнил довольно редко исполняемые произведения: М. Глинки (стихи А. Пушкина) «Признание»; Г. Свиридова (стихи А. Пушкина) «Подъезжая под Ижоры...» и другие контрастные по своему настроению вокальные произведения. Каждая из этих камерных вещей требовала от исполнителя особой трактовки и музыкально-вокального прочтения: надо было заново прожить их как мини-спектакль, пропустить через своё сердце и донести до зрителей боль и страдание, порой легкомысленную радость и юношескую беспечность лирического героя, как, например, в романсе Г. Свиридова «Как яблочко, румян...» на стихи П.-Ж. Беранже в переводе А. Курочкина, который артист исполнил с большим сарказмом. Ведущий программы Андрей Слоним усилил эти впечатления от концерта декламацией разножанровых поэтических произведений, органично лёгших в канву музыкального спектакля. Это были «Чаша жизни» М. Лермонтова; «Для берегов отчизны дальной...» А. Пушкина. Лирическая тема продолжила своё развитие в известном стихотворении С. Есенина «Отговорила роща золотая...». Андрей Слоним прочитал наизусть эти стихи со своим особым отношением к ним и трагической простотой, без «модного» сегодня при исполнении есенинских творений «ложнокабацкого» надрыва, мелодраматизма – а во всей драматичной простоте. Спектакль-концерт был бы неполным по полифонии затронутых в нём чувств, если бы не прозвучало саркастическое стихотворение П.-Ж. Беранже «Знатный приятель» («Червяк») в блестящем «театрализованном» исполнении А. Слонима, вызвавшее в зале продолжительный смех и дружные овации. Когда зрители вместе с участниками программы прошли и пережили все муки ада и рая, их подвели к выстраданному знаменательному финалу. Это были «День обид» и «День радости» Дмитрия Шостаковича из камерно-вокального цикла на стихи Евгения Долматовского, очень редко исполняемые в современном музыкальном мире из-за технической сложности этих произведений для голоса и фортепиано. Вокальные циклы в творчестве зрелого Шостаковича занимают важное место. «Пять романсов на стихи Долматовского» - это волшебный веер настроений любви: День встречи, День признаний, День обид, День радости, День воспоминаний несут в себе законченный сюжет. Помимо примет «оперности» (объединённости всех частей лейтмотивами, контрастности эпизодов, ярких характеристик героев), в цикле присутствуют и элементы инструментальной музыки: общность тематического материала, его вариационность. Слушателей во время исполнения заключительных, контрастных по настроению, романсов - «День обид» и «День радости» - не покидало ощущение, что они находятся на представлении своеобразной камерной оперы в концертном исполнении. Тончайшее сплетение поэтического и музыкального начал в концерте всегда рождает ни с чем не сравнимые, не испытанные ранее ощущения. Слово будто рождается заново, приобретает новое звучание, всё больше наполняется смыслом. Каждый маленький союз поэзии и музыки даже в рамках полуторачасового концерта творит целый мир, необъятную Вселенную, бесконечно разнообразную и сложную. Отрадно, что Султанбек Абдурахимов и Мария Жукова в творческом союзе и соответствующем художественном обрамлении автора композиции, выразительных преамбул к каждому номеру и исполнителя поэтического Слова - Андрея Слонима – воплотили главную идею программы (она в названии!) в полной мере и доставили несказанную радость всем собравшимся в Музыкальной гостиной театра. Вот почему после концерта зрители долго не отпускали громкими овациями и возгласами «Спасибо!» полюбившихся солистов. А.Е. Слоним заверил всех, что это только начало реализации грандиозного творческого проекта и нас впереди ожидает ещё много подобных счастливых встреч с молодыми талантами ГАБТ им. А. Навои.
Гуарик Багдасарова Фото: Ирина Кепанова
|
|