Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.04.2021 / 19:23:14
ИСТИНА СТРАСТЕЙ КАК ПРАЗДНИК ТВОРЧЕСТВА( новая жизнь спектакля «СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ» на сцене ГАБТ имени А. Навои) На днях после большого вынужденного перерыва почти в семь месяцев Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои вновь представил публике один из лучших спектаклей репертуара – замечательную оперу выдающегося итальянского композитора Пьетро Масканьи «Сельская честь». Несмотря на неспокойную пандемическую обстановку, энтузиасты оперного искусства с полным соблюдением положенных пандемических норм безопасности в достаточно обильном количестве посетили этот спектакль и с непрерывным сопереживанием восприняли все напряженные перипетии действия, наградив исполнителей и постановщиков в финале горячими аплодисментами. Уже само по себе то, что одна из самых непростых опер мирового репертуара – «Сельская честь» в недавно обновленной версии активно и страстно живет на сцене ГАБТ имени А. Навои и даже в сложной атмосфере пандемии собирает благодарных зрителей – необычайно важно само по себе. Но и истинно высокое качество постановки и исполнения этого спектакля вызывает огромное уважение. Вспомним еще раз, что это произведение, созданное в последней трети XIX века стало одним из первых, кто раскрыл на оперной сцене жизни и судьбы отнюдь не высокородных героев, а представителей простого народа. Жители небольшой сицилийской деревни оказались в масштабности своих душевных переживаний и истине страстей ничуть не уступающими «привычным» для традиционной оперы герцогиням и принцам. Это новое течение, получившее красноречивое название «веризм» (от итальянского слова «веро» - «правда»!), раскрыло людские характеры в полном комплексе их противоречий. Самое удивительное свойство «Сельской чести» как классического примера «веристской оперы» - это тот факт, что ни один из ее героев не может быть признан как бескомпромиссно положительный герой. Буквально у каждого в противоречивом столкновении устремлений и поступков – и своя правда, и острейшее нарушение многих важных принципов, в результате которого события в своей катастрофичности буквально обрушиваются на героев, опустошая души, сметая судьбы... «Сельская честь» Пьетро Масканьи – это особое предостережение нам, сегодняшним, в наш бурный век значительного и горького излома всех нравственных понятий и устоев. В течение одного праздничного пасхального дня, когда, казалось бы, людские души должны быть особо устремлены ввысь – герои становятся истинными рабами своих разгулявшихся страстей, эгоистических устремлений, озлоблений, жестокости. Влюбленный в красавицу Лолу молодой Туридду уходит в солдаты, а вернувшись, узнает, что Лола предпочла его богатому возчику Альфио. Чтобы заглушить горечь, Туридду пытается найти утешение в новой любви к Сантуцце. Но Лола и в статусе выгодного замужества не желает уступать Сантуцце своего Туридду, к которому, как и прежде, устремлена страстным порывам. А Сантуцца, не дождавшись от Туридду раскаяния в измене, проклинает его в день светлого праздника, да еще раскрывает правду об измене Лолы ее мужу Альфио... И ход событий предопределён, а этот классический «треугольник страстей» становится в опере главным, мощным, несокрушимо предопределяющим всю трагичность ситуаций. Музыка Масканьи высоко драматична, она полна контрастов, всплесков и обвалов, надежд и крушений. И ключ к раскрытию драматургии этой оперы вовсе не прост и не однозначен. Постановка этого спектакля, которую осуществил один из ведущих мастеров, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним – всеми своими построениями, большими и малыми штрихами и деталями предельно заостряет заложенный в музыке «суперконфликт». Устремленный к раскрытию истинно общечеловеческой Правды этого произведения, постановщик избегает и искусственной мелодраматизации, и «ультрамодного» псевдоосовременивания обстановки и облика героев. Понимая и ценя истинный уровень страстей оперы вообще, а «Сельской чести» - в особенности, режиссер не одевает героев в джинсы и мини-юбки, не спекулирует на «низменно-вульгарных» приемах раскрытия действия. Поначалу кажется, что Андрей Слоним просто раскрывает во всей полноте один день жизни сицилийской деревни позапрошлого века. Но психология, динамика чувств и поступки героев, вполне соответствуя нашему сегодняшнему мироощущению, увеличивают напряжение с каждым моментом. Вскрываются непреодолимые противоречия, опустошая души героев, ослепляя их. Герои излучают мощную энергетику, активно взаимодействия, переплетая друг с другом взрывы своих эмоций. И от этого спектакль в каждый момент своего действия воспринимается со все возрастающей напряжённостью, с особым взрывом трагедийности рокового финала. Детально проработанный с каждым солистом интонационный и пластический рисунок роли – будит в каждом талантливом исполнителе активное стремление вершить жизнь своего героя и по законам авторской музыкальной партитуры, и по законам правды действия. И спектакль истинно живет своей жизнью, находя живой и страстный отклик в душе каждого зрителя. Дирижер спектакля Бобомурод Худойкулов органично раскрывает свой замысел и в богатстве звучания партитуры, и в убедительном соответствии темпоритмов, штрихов и оттенков общему замыслу спектакля. Оркестр звучал насыщенно, красочно и динамично, живя вместе с героями во все моменты действия спектакля. Нельзя не отметить и высокий уровень вокальных возможностей всех пяти героев спектакля – и эмоциональное, красивое и действенное пение наполняет и каждый образ, и каждый момент действия в сочетании и единении с убедительным артистизмом жизни на сцене каждого солиста в образе своего героя и в общении с партнерами. Опытная и талантливая Анастасия Юдина насыщает свою Сантуццу и необыкновенной страстностью, и некой странной одержимостью своим чувством, перерастающей почти в навязчивую идею во что бы то ни стало «присвоить» Туридду, который в своей нерешительности буквально «запутался» в своих чувствах к обеим героиням. Обладая красивым меццо-сопрано, А.Юдина следует общемировой традиции, согласно которой образ Сантуццы успешно воплощается, как и крепкими сопрано, так и выскокими меццо-сопрановыми голосами. Она убеждает в каждый момент своей героини на сцене, ни на миг не допуская ни заземлённости чувств, ни преувеличения красок и штрихов. Даже в момент, когда она в исступлении говорит Альфио об измене его жены с Туридду – Юдина соблюдает и высокий уровень экспрессии, и меру и вкус – и образ ее от этого выигрывает в полной степени в своей истине страстей. И как во всей правоте, так и неправоте – вызывает искреннее ежеминутное сопереживание. Туридду в исполнении молодого солиста Бекзода Садыкова – очень юн, и по-юношески неразборчив в жизненных обстоятельствах. Сохранив свое влечение к уже замужней Лоле, он почти без сомнения поддается ее власти и полноте воздействия на его душу. А к Сантуцце он, как видно, тоже питает достаточно теплые чувства – но... Но клубок роковых обстоятельств завихривает и его судьбу в роковые противоречия. И не зная, что ответить Сантуцце на ее справедливые упреки в неверности ей, он отвечает лишь раздражением и насмешками. Красивый плотный голос молодого певца становится хорошим средством для раскрытия им столь противоречивых чувств. Сопереживать ему в каждый момент также отрадно. Только подход к грани земной жизни заставляет его Туридду резко опомниться, одуматься, но – увы! – слишком поздно! А последнее прощание с матерью, когда он осознает всю безысходность – воспринимается зрителем буквально с комом в горле... Самодовольный возчик Альфио – несомненная удача другого молодого солиста – Ришата Решитова. Его мощный баритон излучает вначале полное довольство и успокоенность, а когда он из уст Сантуццы узнает об измене жены – ярость его безгранична. При роковом объяснении с Туридду он ироничен и самоуверен в однозначности своей победы над зарвавшимся юнцом. Да, опера носит ироничное название «Сельская честь» - ведь во всем «частоколе» далеко не честных поступков героев кодекс «чести» в своеобразии их понимания – незыблем даже в этой сицилийской деревне... Ярко и красочно раскрывает Рада Смирных образ матери Туридду – Лючии. Ее в этой деревне все почтительно называют «мамой», как самую мудрую и житейски многоопытную главу одного из родов этой деревни. Она весьма жестка по отношению к Сантуцце вначале, когда осуждает ее внебрачную связь с сыном. Но узнав от Сантуццы еще более нелицеприятную правду – проникается к ней сочувствием и теплом. Однако, и она, к сожалению, замкнувшись в своем привычном мирке – не успевает осознать грозность событий и предотвратить кровавую развязку и гибель сына... В роли своенравной и обаятельной Лолы, не признающей никаких пределов в своей устремленности к властью над Туридду – вполне убедительно дебютировала молодая солистка Валерия Шароватова. Трудную задачу воплощения многих черт сластолюбивой и эгоистичной Лолы Шароватова воплотила вполне достойно. Она убедила и раскованностью страсти, и тем, что ни на момент не впала в возможную вульгарность, представив свою героиню убежденной «праведницей» в общественном мнении, поскольку она грешит только тайно, скрыто от прямых взглядов. И только жестокая пощечина обманутого мужа в финале и гибель Туридду в поединке с Альфио – страшно отрезвляет ее в общем финале обрушений и безысходности... Прекрасным действующим лицом спектакля предстал и хор. Отлично звучащий, динамично живущий на сцене, он был очень органичен и в двух народных сценах первого и второго актов, и особенно замечательно прозвучал в знаменитой пасхальной мессе. Великолепная работа главного хормейстера, Народного артистам Узбекистана Сулеймана Шадманова и хормейстера Натальи Куприяновой воплотилась в том, что хор театра достойно выполнил все указания постановщика и предстал полноправным и ярким участником спектакля. А народные сицилийские подтанцовки, поставленные заслуженной артисткой Узбекистана Аминой Бабаджановой, хор выполнил очень обаятельно и с хорошей исполнительской отдачей. Артисты миманса и детская группа также внесли свои живые штрихи в жизнь этого замечательного спектакля. По окончании зрители горячо отблагодарили участников и постановщиков за этот особенный спектакль, который в каждый момент вызывал напряженное сопереживание, а все кульминационные моменты трогал с особой остротой. Так подаренная каждым участником этого спектакля истина страстей стала удивительным праздником творчества, который, несомненно. надолго запомнится многочисленным ценителям оперного искусства.
Максим ЧЕРНОГАЕВ. Фото Юрия ПОЛЯНСКОГО.
|
|