Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
20.07.2021 / 00:04:26

Неслучайные случайности: творческий портрет Виолетты Бондяс-ведущей солистки ГАБТ им. А. Навои


Есть судьбы, путь которых предрешён ещё на небесах. Словно ведомые свыше, они приходят на землю и воплощают в жизнь божье благословение. Так и в нашем случае. Двери неба открываются и всё нереальное становится реальным.

Виолетта родилась в семье музыкантов. Росла умным, подвижным, дружелюбным ребенком. В два года она уже свободно рассказывала наизусть сказки, чем очень радовала своих родителей. В садик не ходила – ее воспитанием занималась мама. И любовь к искусству и музыке - заслуга ее родителей. С четырех лет она уже играла на фортепиано и это не были занятия по принуждению – для нее они были в радость. Вместо детских игр со сверстниками она предпочитала открывать незнакомые ноты и читать с листа новые произведения. Поэтому закономерно, что учась в общеобразовательной школе, она одновременно обучалась в ДМШ по классу фортепиано и флейты, участвовала во всех концертах и школьных мероприятиях

Однажды в общеобразовательной школе объявили набор в группу художественной гимнастики и так как у Виолетты были хорошие данные, ее тоже пригласили. Под руководством замечательного и в тоже время требовательного педагога Татьяны Геннадьевны она за короткий срок многому научилась, участвовала во всех соревнованиях и занимала первые места. Но вышло так, что дойдя до разряда "кандидат мастера спорта", ниточка оборвалась. Тогда она занялась современными танцами, занятия по которым проходили в хореографическом училище. Педагог, видя талант девочки, предложила ей попробовать поступить в хореографическое училище. Там она впервые увидела своего будущего наставника и одновременно ректора хореографического училища Куркмаса Сагатовича Сагатова

После каждого успешного тура мама Виолетты плакала от счастья. Легче всего удался её дочери музыкальный тур, где она исполнила на фортепиано свои любимые произведения. Тогда в отборочной комиссии сидела Инна Александровна Кеворкова, которая заметила из толпы стройных поступающих девочек упитанную, голубоглазую Виолетту. И она с восхищением сказала: "Посмотрите на эту девочку, как она танцует! Нам нужны такие пухленькие, умные горляшечки». Инна Александровна, сделав ставку на природные данные конкурсантки, не промахнулась.

В течение всех лет учёбы в хореографическом училище педагогами и наставниками Виолетты были Тимур Мурадович Текоев - педагог по народно-сценическому танцу; Раиса Юсуповна Ходжисаитова – педагог по хореографии; Кундуз Миркаримова и Сайера Худойназаровна Тураева – преподаватели узбекского танца. Они вложили в нее всю свою душу, и сегодня она с огромной благодарностью вспоминает своих наставников.

По окончании училища педагоги не раз говорили, что у них давно не было такой ученицы, - круглой отличницы по общеобразовательным и специальным предметам. А Т.М.Текоев как-то сказал своим воспитанницам: «Виолетта в массе танцует подобно солистке. Мне нужно чтобы вы все танцевали, как она!». Это высокая оценка педагога стала для неё одним из счастливых мгновений.

Перед выпускными экзаменами с Виолеттой произошел курьёзный случай: она заболела ветрянкой, пролежав дома целый месяц. Вернувшись в училище, она стала неистово заниматься, не жалея себя, потому что желание танцевать было сильнее всех соблазнов. Так Виолетта быстро вошла в форму.

На государственных экзаменах её заметил главный балетмейстер ГАБТа им. Алишера Навои Ибрагим Юсупович Юсупов, который пригласил В.Бондяс на работу в театр. Своим опытным взглядом он увидел в ней будущую талантливую солистку. И не ошибся. Благодаря его наставлениям и советам в работе над партиями в больших балетах, стала стремительно развиваться ее театральная карьера.

Уже с начала работы в театре Виолетта танцевала не только в кордебалете, но в ансамблях и в небольших сольных партиях – то есть периодически ей давали шанс и пробовали её. Почему? Наверное, видели, что она старается, пробует и много репетирует. Известно, что в начале карьеры балерина, как правило, проходит все этапы творческого пути: от артистки кордебалета – это ведь тоже очень сложно и интересно до солистки, накапливая, таким образом, опыт и силу. Поэтому Виолетта готовила сольные партии вне рабочего графика и текущего репертуара. Вскоре она танцевала один спектакль ведущую партию, а на другом – уже вторую заглавную. В этом была большая заслуга и народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Замиры Турдымуротовны Давлетмуратовой, а также народного артиста Узбекистана Виталия Анатольевича Васильева – педагогов и наставников, которые существенно помогли в освоении репертуара и оттачивании мастерства молодой балерины. И, конечно же, человека, который на протяжении всей жизни и творческой карьеры, был всегда рядом – Куркмас Сагатович Сагатов. Приняв её в училище, будучи критичным, но справедливым педагогом, он всегда верил в её возможности и успех, помогал и наставлял в течение учёбы и дальнейшей работы в театре, давал силы  и уверенность в себе.

Уже через полгода работы в театре Виолетте доверили станцевать в концертной программе Адажио Одетты-Одиллии из знаменитого «Лебединого озера». После успешного выступления И.Ю.Юсупов предложил ей исполнить уже всю эту партию в самом спектакле. Не секрет, что «Лебединое озеро» считается для балерин вершиной мастерства. И технически, и образно эта партия является самым сложным и опасным, ведь нужно вначале показать нежную и хрупкую Одетту, а затем её противоположность - коварную Одиллию. Не следует забывать и о 32 фуэте. Всё это вместе обязывает балерину выложиться на 120 процентов, чтобы её танец был «созвучен» музыке великого Чайковского…

По окончании спектакля зал аплодировал Виолетте стоя. Безусловно, она оправдала труд и заботу своих педагогов, которые в тот вечер были рады за свою талантливую ученицу, как и балетмейстер, давший ей возможность заявить о себе как об артистичной и техничной балерине. Успех был колоссальным. Зрители остались в полном восторге.

Ну а дальше пошло, как говорится, по нарастающей: Виолетта  получала партию за партией.  Она много работала над ними в балетном классе, доводя свою технику до совершенства, чтобы она помогала раскрыть тот или иной образ, а не мешала.  Зачастую ей приходилось готовить их в очень короткие сроки.

Так случилось и со спектаклем «Спящая красавица». Виолетта готовила партию Феи Сирени, но балерина, которая должна была танцевать Аврору, сломала за несколько дней до спектакля ногу. В театре возникла форс-мажорная ситуация: билеты все проданы, а замены исполнительнице главной партии нет.  Выбор пал на Бондяс. Она дала согласие. Правда, было немного страшновато: одолеет ли? Вряд ли кто ещё из балерин смог бы пойти на такой  невероятный риск, ведь на подготовку абсолютно новой партии оставалось всего пять дней. Вдобавок В.А.Васильев сомневался, сможет ли достаточно высокая Виолетта соответствовать своей традиционной героине - маленькой, хрупкой Авроре. И потом эта партия – серьёзное испытание на артистическую зрелость, на свой почерк в искусстве. Однако З.Т.Давлетмуратова верила в свою ученицу, как и балетмейстер И.Ю.Юсупов, что она справиться с партией Авроры, ведь в ней самой и в её мироощущении было сильно оптимистическое начало. Она объяснила Виолетте, чем легче, изящнее она преодолеет технические трудности партии, тем вернее она покажет зрителю  внутренний мир своей героини, тем ярче донесёт бездонную радость жизни, которая и есть главным в этом образе.  И вновь началась кропотливая,  напряжённая работа, требующая настойчивости и терпения.

В итоге Бондяс станцевала спектакль настолько успешно, что В.А.Васильев, обычно сдержанный и скупой на похвалу, назвал её «настоящей Авророй». Безусловно, его слова стали для неё самым бесценным подарком. Позже он пригласил её выступить на своём творческом вечере именно с сольным номером Авроры.

Ну а далее последовала роль царицы Томирис из одноименного балета У.Мусаева по мотивам книги "Пятнистая смерть" Явдата Ильясова. Ставил его главный балетмейстер театра И.Ю.Юсупов. Главная героиня балета Томирис – личность необычная, а потому сложная, многозначная. Виолетта с радостью окунулась в новую работу, однако ей приходилось постоянно переключаться на сольные партии других балетов. Как, например, на Шахерезаду из "Тысяча и одной ночи" Ф.Амирова. И всё-таки к Томирис она вернулась. В создании этого образа Бондяс помогла несравненная З.Т. Давлетмуратова, которая была первой исполнительницей этой партии. Она скрупулёзно работала со своей ученицей. Балет «Томирис» полон больших контрастов: массовые сцены сменяются сольными, лирические – трагическими. Вот и образ Томирис В.Бондяс был наполнен живым драматизмом. По  окончании спектакля И.Ю. Юсупов сказал ей: "После Замиры Давлетмуратовой, ты - настоящая Томирис! И это твоя партия!".  С тех пор балет «Томирис» стал одним из её самых любимых.

Завершая свой материал, замечу, Виолетте Бондяс не раз предлагали контракты различные зарубежные театры. Однако она не представляет свою жизнь вдали  от Родины, родного театра, людей, взрастивших её талант. И где бы балерина ни была, она всегда возвращается домой, к своему дорогому узбекистанскому зрителю. А на вопрос, кому она благодарна в  становлении своей профессии, Виолетта, не раздумывая, отвечает: «В первую очередь, моей маме. Она всегда была моим главным другом и критиком».

Ну а от себя я пожелаю своей героине дальнейших неожиданно приятных неслучайных случайностей!

                                                                                                           Лидия Джусова,
                                                     магистр Государственной консерватории Узбекистана

 





Другие материалы рубрики

09.07.2021 / 21:24:43

В продолжение темы. Молодёжный театр. 93-й сезон. Финал Итоги сезона глазами зрителя

Студенты МГУ им. Ломоносова и Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина (ташкентские филиалы) о театре: "Прекрасный театр, декорации, профессиональная игра актёров! Сразу виден их труд и опыт. И всё это ради нас, зрителей. За что им огромная благодарность! Масса удовольствия и эмоций от просмотра! Надеюсь, что будут ещё интересные постановки. Далее...

08.07.2021 / 21:49:53

Молодёжный театр. 93-й сезон. Финал Итоги сезона глазами зрителя

Можно с уверенностью сказать, что завершившийся сезон стал яркой страницей в истории старейшего театра Узбекистана. Несмотря на сложности сегодняшнего дня, когда правила игры менялись на ходу, коллектив "Молодёжки" отработал в этом году по максимуму. На их счету: участие во втором Международном фестивале русских театров в Москве, значительное обновление репертуара – четыре очень разные и интересные премьеры, масштабные международные проекты! Какой ещё ташкентский театр может похвалиться такими результатами? Далее...

06.07.2021 / 19:03:41

Театральный сезон ГАРДТ Узбекистана завершился комедией "Аромат любви", вызвавшей зрительские дебаты…

Государственный академический русский драматический театр Узбекистана завершил театральный сезон общественным просмотром 30. 06. 21 комедии "Аромат любви" по пьесе "Мисс Америка из Арканзаса" современного американского драматурга и сценариста Марвина Нила Саймона (1927 — 2018). Далее...

04.07.2021 / 08:47:09

"Приключения Буратино" на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

Весёлый Буратино впервые взошёл на сцену Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, чтобы покорить маленьких, да и взрослых зрителей забавными приключениями деревянной куклы, которые сотрясают мир без малого целое столетие. Далее...

21.06.2021 / 21:25:37

4 сентября 2021 года под патронажем ЮНЕСКО в ГАБТ им. Алишера Навои пройдет балетный спектакль "Лазги"

Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле предоставила почётное право проведения постановки "Лазги" под эгидой ЮНЕСКО Фонду развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте