Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.09.2021 / 19:34:40
Молодёжный театр Узбекистана открывает 94 сезон премьерой спектакля "Леди на день"!Вот и настал этот радостный момент: антиковидные ограничения смягчены, и ташкентские театры после долгого перерыва открывают двери для зрителей! Старт 94-го сезона в государственном Молодёжном театре Узбекистана ожидается ярким и насыщенным. Очень скоро на его сцене состоится премьера спектакля «Леди на день» в постановке известного российского режиссёра Дмитрия АСТРАХАНА. Артисты и зрители, томительно долго предвкушавшие встречу, наконец-то вновь смогут увидеться лицом к лицу. И вспомнить, как это здорово – живое общение, неподдельные эмоции и единое дыхание! Но вернёмся в май и послушаем, что говорят знатоки театра на закрытых показах спектакля «Леди на день»
Мы ждали этого события с февраля 2021 года, когда в стенах Молодёжного театра началась работа над спектаклем. И вот в начале мая на суд зрителей был представлен результат международного проекта Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан, осуществлённого в Молодёжном театре. Все, кому удалось побывать на предпремьерных, закрытых показах «Леди на день», единодушны: «Это лучший спектакль театра за последние несколько лет!». Мнение зрителей подтверждает, что руководство театра – директор Хасан Салихов, главный режиссёр Обид Абдурахманов и заместитель директора Ирина Хилкова – взяло в этом сезоне очень правильный курс на обновление репертуара, на привлечение новых режиссёров. В чём же секрет успеха? Казалось бы, простая, бесхитростная история из жизни обитателей Бруклина – не самого респектабельного района Нью-Йорка (пьеса «Леди на день» была написана драматургом Олегом Даниловым по мотивам бродвейского мюзикла). Но за внешней лёгкостью и безыскусностью скрывается глубокий смысл. Режиссёр-постановщик Дмитрий Астрахан, который вообще умеет говорить легко о серьёзных, основополагающих вещах, считает, что зритель, приходя на этот спектакль, получает те подлинные эмоции, по которым мы сегодня так соскучились. Поэтому «Леди на день» смотрят по несколько раз – так, как перечитывают любимую книгу или пересматривают хороший фильм. Например, в небольшом городе Калининграде, где живёт 200 тысяч человек, этот спектакль игрался на сцене местного театра 12 лет, пока не развалились декорации. Вот что говорит Александр Кудрявцев, старший преподаватель кафедры «Режиссура кино, ТВ и радио» Государственного института искусств и культуры Узбекистана: «Можно сказать, что этот «ребёнок», появление, на свет которого с волнением ждали многие театралы столицы, родился красивым, здоровым и весёлым. И я думаю, что он будет очень популярен у ташкентских зрителей. Здесь всё сложилось очень удачно, просто один к одному. Вот три кита, на которых будет, уверен, держаться успех «Леди на день». Во-первых, очень хорошая драматургия, очень крепкая пьеса, просто шикарная комедия положений. Здесь есть, что играть каждому: она и добрая, и весёлая, и мудрая, и второй план там есть, и третий. Очень глубокая пьеса, хорошая история, Во-вторых, безусловно, высококлассная режиссура Дмитрия Астрахана. За такой короткий промежуток времени, с чужой труппой, в незнакомом театре так «завести» мизансцены, «озадачить» актёров, оставить их на два месяца для самостоятельной работы над пьесой… И в результате выдать такой блестящий спектакль! Это настоящий профи, и театру нереально повезло с приглашением опытного российского постановщика! В-третьих, труппа Молодёжного театра, которую сегодня можно сравнить с мощным деревом, где чётко прослеживаются два кольца-среза. Один – «породистое» среднее ядро – Фатима Режаметова, Лейла Сейд-Оглы, Анвар Картаев, Бобур Юлдашев, Азат Бекмуратов, Александр Колмогоров, Дмитрий Резепин. И второе кольцо – поколение совсем молодых, которые тянутся, стремятся проявить себя – Феруза Рахматова, Сабина Асанова, Анастасис Димиропулос, Евгений Москвичёв и многие другие. Опыт и мастерство среднего поколения артистов органично сочетается с напором, энергией, амбициозностью молодых артистов. Это и позволило так полно, хорошо раскрыть этот материал. Пьеса – густонаселённая, больше 40 персонажей – и каждому есть, что играть, каждому с любовью «прописан» режиссёром какой-то «рецепт-завиточек». И всё это, не стоит забывать, во время пандемии. Когда, что скрывать, многие столичные театры либо отсиживаются по тёплым кабинетам, списывая собственную инертность и лень на издержки ковида или откровенно «перелицовывают» старый репертуар, меняя названия или жанр уже идущих спектаклей. Многие, но не «Молодёжка». Этот театр всегда был живым, ведущим к свету. Это, безусловно, заслуга Наби Каюмовича Абдурахманова, который на протяжении многих лет был его создателем и художественным руководителем. Принципы, заложенные им, и сегодня живут здесь. Доброта, искренность и сопереживание, активная человеческая позиция - всё это от него. Хорошо, что эти принципы продолжают «работать» априори. Не по велению или указке Минкульта , а благодаря, прежде всего людям, кто работал с Наби Абдурахмановым. Теперь о тех, кто был на сцене. Труппа, как могли убедиться зрители, – нереально работоспособная, отличающаяся редкой самоотдачей. Это, пожалуй, лучший спектакль в своём жанре, который я видел за последние пять лет, а видел я очень много. Артисты «Молодёжки» сыграли на уровне крепкого, столичного российского театра! Не могу не отметить и своих бывших и нынешних студентов – Ш. Игамназарова, А. Варакуту и Е. Москвичева. Последний – Евгений меня просто поразил. Я всегда считал Женю одарённым, работоспособным актёром, которому подвластны все жанры. Но в «Леди на день» на нём двойная ответственность. Мало того, что ему выпала роль одного из главных персонажей комедии – Дэйва-Красавчика, он ещё и играет её в очередь с опытным Обидом Абдурахмановым, непосредственным его художественным руководителем. И к чести обоих, они оба достойно решили эту «конкурентную» роль. Оба – разные, но оба убедительные. И если Евгений более романтичен, более мягок и трогателен, то персонаж Обида Абдурахманова – это многое уже повидавший и перенёсший житель Нью-Йорка начала прошлого век, которому нужно ежеминутно отстаивать своё место под солнцем. Мудрость Дмитрия. Астрахана здесь проявилась ещё и в том, что он не стал «ломать» психофизику двух разных актёров, а смог из каждого вытянуть то, что могло быть у Дэйва. И так практически у всех актёров – первого и второго составов спектакля. А ведь они «играли на чужом поле»: не свойственный им жанр, другая эстетика. У актёров «Молодёжки» были определённые наработки, мы давно знаем, что артисты здесь – все сплошь поющие и танцующие. Но в «Леди» нужно было играть комедию положений! А если ты не сумеешь развеселить публику, то все твои другие умения «активно бегать и громко разговаривать» не спасут, не помогут убедить требовательную публику. Однако сегодня мы убедились, как хорошо принимается спектакль. Насколько здесь каждая шутка на своём месте – очень тонкая, очень пикантная и очень дозировано выданная. В этом тоже – мастерство режиссёра Астрахана, который не «прогибается» под публику, не «педалирует» излишне смешные моменты, а гармонично вплетает их в заразительное и увлекательное действие. В общем, это очень добрая, весёлая история, которая, я думаю, хорошо «зайдёт» и взрослому поколению, и молодёжи. И будет идти долго и счастливо!» Своим мнением по поводу спектакля делится Хамида Махмудова, заслуженный наставник молодёжи, профессор Государственного института искусств и культуры Узбекистана: «Впечатления от произведений искусства зачастую субъективны. Многое зависит от уровня эстетической подготовки, определённого вкуса воспринимающего. Поэтому я бываю достаточно осторожна, выражая суждение по тому или иному виду или явлению искусства. И даже если я не принимаю, не понимаю чего-то, это что-то имеет право быть. Что касается спектакля «Леди на день», на мой взгляд, он был принят зрителями единодушно и безоговорочно. Этот спектакль – событие в театральной жизни столицы!.. Часто люди, придя в театр и просмотрев спектакль достаточно среднего уровня, воспринимают его как данность. «Что же, театр отображает жизнь и, наверное, таким и должен быть, думают они. Посещение театра это просто светский выход, приятное времяпрепровождение. Как говорится, себя показать, на других посмотреть». Однако настоящий театр – это всегда потрясение, просветление, сотворчество артиста и зрителя. Спектакль Дмитрия Астрахана – глубокий, живой, искромётный. Режиссёр - постановщик – представитель знаменитой ленинградской школы. В его активе постановки в прославленном БДТ у Г.А.Товстоногова, в Театре комедии им. Акимова. «Леди на день» – крепкая, профессиональная, по-настоящему театральная работа – в самом лучшем смысле этого слова. Этот спектакль – серьёзный поворот в жизни Молодёжного театра, смена стиля и способа существования актёров на сцене. Я более 40 лет внимательно слежу за развитием этого театра (да и других театров тоже), мне есть с чем сравнивать. Возможно, ребята пока не осмыслили в полной мере, что ТАК они ещё не играли, это для них новая ступень актёрского мастерства. Избитая и опошленная так называемая «школа переживания, /вернее проживания/» К. С.Станиславского, вызывает отторжение у многих современных режиссёров. Почему «так называемая»? Потому что, редки сегодня случаи подлинного понимания и практического постижения этой гениальной системы. На сценах мы зачастую видим или суррогат школы, или голое формотворчество. К великому моему удовольствию, актёры Молодёжного театра в «Леди на день» продемонстрировали подлинный процесс сценического существования «по Станиславскому» – они ПРОЖИВАЮТ историю своих персонажей, проживают так, что оторваться от действия невозможно... В этом спектакле они каждое мгновение живут, видят, слышат – ни на секунду не выпадают из образа. В нашей профессии легко быть дилетантом и очень трудно профессионалом. Задача актёра на сцене – выдавать не чувства (это в последнюю очередь), а действие, психофизический процесс развития героя. Сегодня очень часто в нашем театре за внешними проявлениями – бурными слезами, объятиями, криками – не видно внутреннего содержания героев, «жизни человеческого духа». А это главное, ради чего зритель приходит в театр. Молодёжный театр, за которым я слежу ещё со времён студии «Дард», начинался как очень глубокий, тонкий, интеллигентный. У них были тогда потрясающие постановки. Потом это немножко ушло: нужно было привлекать молодого зрителя. И акцент в последующих работах был сделан на пластике, музыке, движении, световом оформлении… В современном театре вообще очень сильна тенденция к внешним эффектам, к поискам новых форм, когда спектакль превращается в некий перфоманс – в ущерб внутреннему содержанию. Сегодня в репертуаре Молодёжного театра появилась очень добрая, проникновенная пьеса с хорошей интригой и неподдельными, искренними чувствами. «Леди на день» я бы определила как лирическую трагикомедию. Это такая сказка для взрослых – знаешь, что всё закончится хорошо, но всё равно каждую секунду сопереживаешь героям, плачешь и смеёшься вместе с ними. Мне кажется, что в наше тёмное время, когда люди забыли о том, что такое настоящая любовь, дружба, бескорыстие, взаимопомощь, такая светлая история очень нужна. Все актёры играют прекрасно, с удовольствием: это не просто «я в предлагаемых обстоятельствах», у каждого прочитывается и отношение к герою. Особо хотелось бы выделить Лейлу Сейд-оглы (Ани), как тонко она ведёт свою роль: переход от беспросветного отчаяния к сумасшедшей надежде. Бобур Юлдашев (Мэр), который просто купается в роли, ловит кураж, хулиганит. Анвар Картаев – этакий «человек в футляре», не зря в его образе использован зонт – отсылка к Чехову. Обид Абдурахаманов (Дэйв Красавчик) – очень яркий и сочный получился у него образ. Азат Бекмуратов (Судья) тоже очень хорош. И все молодые актёры работают на хорошем уровне. В общем, блестящий спектакль Дмитрия Астрахана – это событие не только для Молодёжного театра, это событие столичного масштаба. Оно прозвучит на весь Ташкент: зритель любого уровня подготовки будет с удовольствием смотреть «Леди на день», находя что-то своё. Я думаю, что когда обстановка с треклятой пандемией нормализуется, спектакль будет идти с неизменными аншлагами. Спасибо Фонду развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан за такой интересный, масштабный и нужный международный проект! Для полноценной творческой работы очень важно общаться с мастерами разных стран, разных школ, разных направлений. Сегодня нам этого очень не хватает, и данный проект в какой-то мере восполняет этот пробел». «Спектакль – прекрасный! Сразу чувствуется рука мастера, – делится первыми впечатлениями преподаватель Венера ЮСУПОВА, доцент кафедры искусства театра кукол, педагог по сцен. речи кафедры актёрского мастерства Государственного института искусств и культуры Узбекистана. Такой спектакль – это эмоциональный всплеск для актёров. Многих артистов мы увидели в другом ракурсе. Да, мы привыкли, что маститые артисты театра всегда выдают результат хорошего уровня. В постановке Дмитрия Астрахана у них появились новые краски, проявились другие грани. Для молодых актёров работа с мэтром российской режиссуры – это не просто редкая удача, а, в первую очередь, серьёзная школа, возможность подняться на новую ступень в профессии. Астрахан очень точно расставил артистов – как гроссмейстер фигуры на шахматной доске. Опытные и молодые актёры существуют в едином ансамбле: мастера держат, «цементируют» каркас, а размещённые между ними молодые артисты достаточно свободно и уверенно чувствуют себя в этой «конструкции», когда в любой момент можно рассчитывать на поддержку мастеров. Но и некоторые шероховатости в игре молодёжи тоже заметны: иногда они излишне «педалируют» свои реплики, форсируют звук. Возможно, не хватило репетиций, всё-таки такая масштабная работа была осуществлена в очень сжатые сроки. Будем надеяться, что когда спектакль наберёт обороты, эти недочёты уйдут. В целом, спектакль – замечательный, можно с полной уверенностью сказать, что он состоялся, на него с удовольствием пойдёт зритель. Ведь и пьеса «Леди на день» самодостаточная, её перипетии держат зрителя в постоянном напряжении, и высококлассная режиссура – простая, ясная, «прозрачная» – позволяет от души насладиться прекрасной историей, а не разгадывать пол-спектакля что же именно хотел сказать режиссёр». Постоянный зритель Молодёжного театра, искусствовед. кандидат философских наук Эльмира Ахмедова так отозвалась о премьере: «Меня порадовало, что в Молодёжный театр приглашён известный режиссёр, современный режиссёр из Москвы – Дмитрий Астрахан. Постоянное взаимодействие, сотрудничество в области культуры – насущная необходимость, а для театра – особенно. В этом жизнь! Невозможно сегодня творческому человеку успешно работать, находясь в своём привычном, замкнутом кругу – «за забором», в изоляции. И то, что удалось прорвать «карантинную» стену и осуществить такой интересный международный проект – большой успех всех, кто в нём участвовал. Если говорить непосредственно о спектакле: изменилась эстетика самого театра. Это видно во всём – в постановке, в подборе актёров, в сценографии. Всё очень достойно и всё отвечает сегодняшним требованиям к театру. Актёры почувствовали, на мой взгляд, совершенно другой подход, что очень важно. Сама пьеса, несмотря на внешнюю её простоту, очень острая. В ней можно разглядеть много граней и созвучность сегодняшнему дню. Главная героиня – женщина, которая потеряла в жизни всё, получает шанс обрести утраченный смысл жизни... На наших глазах люди, выброшенные на обочину жизни, проявляют свои лучшие качества – бескорыстие, готовность, не раздумывая, помочь другу. И, оказывается, что каждый из этих «маленьких» людей обладает подлинным благородством, настоящим человеческим достоинством, отзывчивой душой – всем, что ценится в людях независимо от их статуса. Один из самых ярких образов спектакля – Мэр (великолепный Бобур Юлдашев). Каков он в начале – надменный, спесивый – просто «павлин», хозяин жизни, упивающийся своим положением. И в финале он оказывается «на дне», живёт в мусорном баке… Вот они – качели судьбы. Маленькие люди становятся большими, большими по своим внутренним, человеческим качествам. А человек, бывший на вершине, скатывается вниз… Спектакль, безусловно, состоялся! На мой взгляд, он надолго задержится в репертуаре театра, и ташкентцы будут с удовольствием смотреть «Леди на день»! Ещё раз хочу сказать о важности расширения диапазона культурного сотрудничества, и подчеркнуть, что такое взаимодействие невозможно без поддержки государства. Особая благодарность за этот проект Фонду развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. И в продолжение темы: сейчас в Ташкенте телеканал «Россия. Культура» ведёт съёмки документального фильма «Новый Узбекистан: культура и искусство». И спектакль «Леди на день» Молодёжного театра Узбекистана будет представлен в этом фильме, эту работу смогут увидеть и российские зрители». «Леди на день» заставляет задуматься о том, что такое счастье и о цене, которую мы готовы заплатить за своё счастье и счастье своих детей. О том, что важнее – благородное происхождение, безупречное генеалогическое дерево или благородные поступки, совершающиеся совершенно бескорыстно, чтобы просто помочь другу в трудной ситуации. Здесь, как в жизни, комичное и трагичное всегда рядом. Смех сменяется слезами, а безудержные рыдания переходят в робкую улыбку надежды...
Нас ждёт мощное, фееричное открытие сезона, ведь работа в театре не останавливалась ни на день. Полным ходом идут репетиции спектакля питерского режиссёра Игоря Галина по рассказу Ф. Кафки «Превращения», о начале работы над которым мы уже рассказывали. Премьера состоится очень скоро. Кроме того, в рамках возрождаемого Международного Ташкентского кинофестиваля «Жемчужина шёлкового пути» к нам приедет Дмитрий Астрахан. Его фильм представлен в конкурсной программе смотра. И два слова о ближайших планах театра: пьесу Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке» репетирует сейчас Камилла Абдурахманова . Ноябрь вновь будет премьерным! Так что следите за афишей и приходите в театр – будет очень интересно
|
|