Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.07.2021 / 14:26:11
О недавней постановке в ГАБТе им. А. Навои Андрисом Лиепа балета "Баядерка"Среди тех изданий, которые вызывают интерес у наших посетителей, свое определенное место занимает информационно-развлекательный журнал «Zoom”. В одном из последних номеров обращают на себя внимание статьи и материалы, посвященные жизни и творчеству ряда выдающихся деятелей культуры и искусства. Представляем статью Марии Коровиной о недавней постановке в ГАБТе им.А. Навои Андрисом Лиепа балета «Баядерка» Всегда очень волнительно побывать на премьере. И тем более, увидеть спектакль, который до настоящего времени не ставился в полной версии в Узбекистане. Я о балете Людвига Минкуса «Баядерка». Среди тех журналов, которые впервые, подчёркиваю, впервые он был представлен на ташкентской сцене в постановке Андриса Лиепы, народного артиста России, а теперь и главного балетмейстера, и худрука балетной труппы Большого театра имени Навои. Андрис Лиепа ввёл у нас прекрасную традицию - выходить перед началом спектакля к зрителям, приветствовать и погружать их в историю постановки. (Вплоть до пересказа либретто). Так было перед нашумевшими зимними премьерами одноактных балетов «Жар-птица» и «Шехерезада». Так было и перед началом «Баядерки». Легкой, пружинистой походкой стильный Лиепа с небрежно наброшенным на строгий костюм кашне подошёл к оркестровой яме, взял в руки микрофон, оглядел зал и порадовался, что полны партер, амфитеатр, балконы, ложи… В этот вечер был самый настоящий аншлаг! Среди зрителей — сенатор Бахтиёр Сайфуллаев, кинорежиссёры Али Хамраев и Алиаскар Фатхуллин с супругами, в прошлом балеринами, журналисты зарубежных изданий, известный американский кинодокументалист, знаменитый фотограф из Таиланда, немало иностранных гостей и туристов (в антракте была слышна английская, немецкая, японская, испанская, болгарская речь). Предваряя новый спектакль, Андрис Лиепа сказал, что это посвящение 200-летию со дня рождения величайшего балетмейстера 19-20 веков Мариуса Петипа:
Отметив, что никогда до этого «Баядерка» не ставилась в Ташкенте, Лиепа, справедливости ради, подчеркнул, что в далекие 60-годы прошлого века в театре Навои было показано лишь одно из действий, а именно финальная балетная сюита «Тени». Теперь о названии балета, действие которого разворачивается в Индии и главными героями которого являются прелестная танцовщица Никия и её возлюбленный, доблестный воин Салор. Баядерками называли индийских девушек, которые служили танцовщицами в храмах, куда их отдавали родители по причине того, что они были нелюбимыми и нежеланными. «Баядерас» - так называлась и популярная индийская группа, которую впервые в 1839 году в Париже увидел Теофил Готье. Он впечатлился танцами солистки Амани, много упоминал о ней в своём творчестве. Спустя какое-то время, узнав о самоубийстве примы, был глубоко потрясён. В память об Амани Теофил Готье написал либретто к балету «Шакунтала» (так, кстати, называлась драма древнеиндийского поэта Калидасы). В то время был огромный интерес к экзотичному Востоку и Петипа тоже обратился к притягательной моде на восточную культуру (в частности, на индийскую). Правда, за литературную основу он взял сразу два произведения - и драму древнеиндийского поэта Калидасы и балладу Гёте «Бог и баядерка». Так на основе этих бессмертных творений балетмейстеру русской императорской труппы Мариусу Петипа удалось создать красивую историю о несчастной любви, ставшую одной из самых известных в русском балете. Разработчиком либретто тогда были он сам, а также драматург Сергей Худеков. Автором музыки австриец чешского происхождения, служивший у российского императора, композитор, скрипач и дирижёр – Людвиг Минкус. «Баядерка» стала одним из самых знаменитых произведений композитора. И вот теперь этот прославленный балет - в репертуаре Большого театра Узбекистана им. А. Навои. Было уже два премьерных показа. Мы с моей подругой, искусствоведом Эльмирой Ахмедовой, попали на вторую премьеру. Как сказал директор театра Махмуд Муминович Муратов, которого, кстати, Андрис Лиепа поблагодарил за активное содействие в постановке «Баядерки» в Ташкенте, заметил: сегодня у нас в основном задействован второй состав. Не могу судить о первом составе, не видела в этом спектакле ни Надиру Хамраеву, ни Улугбека Олимова, хотя и слышала хорошие отзывы. Зато Ширин Хасанова (Никия) - нежная, воздушная, чувственная, с высокими прыжками и Бекзод Акимбаев (Солор) - достойны похвал! Понравились и верховный брамин (Андрей Немировский), Дугманта, раджа (Замир Фузлутов), Газатти, его дочь (Мадина Юсупова), Золотой божок (Сардор Садинов). Каждое движение их танца было продумано до мельчайших подробностей! И каждый отдельный персонаж был наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал чувства, мысли и переживания. Будь- то баядерки, брамины, слуги, воины, факиры, охотники, музыканты. В спектакле вместе с артистами балета самого театра были задействованы и учащиеся Высшей школы хореографии и танца. (Для них - это прекрасная школа, уверена, они будут совершенствоваться и исправят отдельные шероховатости). Как говорится, «и опыт - сын ошибок трудных...» Сюжет «Баядерки» до банальности простой, как и сценарии индийских фильмов. Это красивая история, окутанная индийскими мотивами, словно причудливыми узорами, о страсти и любви, верности и предательстве. Но рассказанная языком танца и телодвижений эта история полна драматизма и трагизма. Зрителю как бы задается сложный вопрос – что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Андрис Лиепа немного структурировал постановку: чуть-чуть ее сократил (она идёт в двух актах), хотя считает, что укрупнять и удлинять спектакли нельзя. Но он сделал это, отдавая дань времени и современному зрителю, не привыкшему более трёх часов смотреть балет. Спектакль получился ярким, динамичным и колоритным. Можно с уверенностью сказать, что он органично лёг в репертуар театра Навои. Декорации, оркестр впечатлили! Вообще музыкальная часть была невероятно подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединились драма и лирика. Кроме того, оркестр ( дирижёр Бобомурад Худайкулов) очень тонко следовал за хореографией, а может наоборот, артисты балета за музыкой. «Баядерка» в Ташкенте сопровождалась овациями. И в том, что этот балетный спектакль стал настоящим культурным событием заслуга и самого Андриса Лиепы, и его многочисленных помощников. Их тоже хочется отметить. Это художник по костюмам – заслуженный художник Российской Федерации Вячеслав Окунев; художник Лобар Палванова; художник-технолог – Елена Нецветаева-Долгалёва (Россия); ассистенты хореографа-постановщика — заслуженная артистка Российской Федерации Светлана Романова, Мария Левицкая (Россия); музыкальный руководитель и дирижёр — заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов; дирижёр симфонического оркестра ГАБТ им. Навои – Бобомурод Худайкулов. Когда- то в начале 20 века, гастроли в Европу и Америку с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева принесли славу русскому балету. Кто знает, может и узбекский балет, благодаря сегодняшним переменам, займёт свою достойную нишу в мировом искусстве? Потенциал, как считает сам Андрис Лиепа, есть!
|
|