Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.09.2021 / 17:07:11
Магия танца: балет "Лазги" на сцене ГАБТ им. А. НавоиПятого сентября 2021 года под эгидой ЮНЕСКО в ГАБТ им. Алишера Навои состоялась премьера нового балетного спектакля «Лазги» («Лязги»). Публика в этот праздничный вечер могла увидеть этот уникальный спектакль в режиме on-line на больших экранах на площади перед центральным входом в Большой театр. Журналисты смогли третьего и четвёртого сентября посмотреть воочию постановку "Лазги" хореографа Рауля Раймондо Ребека на сцене ГАБТ во время общественного просмотра и генеральной репетиции спектакля. Четвёртого сентября накануне премьеры «Лазги» работники СМИ встретились с постановщиком балетного спектакля и представителями Министерства культуры Узбекистана на пресс-конференции в ГАБТ и задали им волнующие их вопросы: «Почему «Лазги» («Лязги»)? Как возникла идея такого грандиозного проекта? Как работалось европейскому маэстро с молодой узбекистанской труппой ГАБТ над его реализацией, какие гастрольные перспективы ожидают новую постановку и какое значение имеет новый новаторский во всех отношениях балет в современном мире хореографии?»
"Наша страна — важнейший узловой пункт Шёлкового Пути, это привело к неизбежному смешению многочисленных древних культур, языков, философий и религий. Несмотря на разнообразие, узбекский танец «Лазги» пронёс через столетия свою индивидуальную стилистику и палитру уникальных движений, которую подчеркнул в новой балетной постановке Раймондо Ребекк. Он поможет взглянуть на танец с неожиданных ракурсов, даст ему совершенно неизвестный характер и форму. После премьеры спектакль ждёт гастрольный тур по странам Европы", - исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Гаянэ Умерова.
Если вы окажитесь в Хорезме, то обязательно должны увидеть «Лазги» (на местном наречии - «Лязги»). «Лазги» – это танец, обладающий позитивным жизнеутверждающим фактором, который пробуждает чувство радости и наслаждения жизнью. Существует мнение, что древнее слово «лязги» означает «трястись», что описывает энергичные движения тела в такт с бьющими через край музыкальными ритмами, сопровождающимися выразительной лицевой мимикой. Эксперты на пресс-конференции в ГАБТ его перевели более ёмко как «жизнь» и рассказали предысторию постановки. Двенадцатого декабря 2019 года, согласно решению 14-ой сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в Боготе (Колумбия), хорезмский танец «Лазги» был внесён в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. ЮНЕСКО признаёт необходимость обеспечения сохранности определённых форм культурного производства, что оберегает унаследованное знание местных реалий и культурных норм от разрушающего влияния глобализации с целью продвижения межкультурного диалога и уважения культурных особенностей и «другого образа жизни». «Лазги» как раз соответствует всем этим критериям, воплощая в себе богатство истории, культуры, национального характера и уникального образа жизни Хорезма.
История «Лазги» насчитывает три тысячи лет. «Лазги» – это древний танец, созданный хорезмийцами, жителями нижнего побережья реки Амударья, или Оксус/Окс, по определению древнегреческих авторов. Танец «Лазги» сохранялся в течение тысячелетий, несмотря на многочисленные войны, социальные потрясения, изменения и природные катаклизмы, произошедшие в Хорезмском оазисе. Немалую роль в сохранении танца и его традиций сыграла сестра Тамары Ханум Гавхар. Она собирала старинные классические хорезмские песни, танцы, глубоко изучила культуру и искусство, а самое главное, подарила это уникальное наследие зрителям во многих странах мира. В 1965 году Гавхар Рахимова получает звание «Народной артистки Узбекистана», в 1968 году она создала Хорезмский ансамбль «Лазги», которым руководила много лет. Этот ансамбль продолжает своим искусством радовать людей и в этом, конечно, огромная заслуга Гавхар Рахимовой. История «Лазги» окутана легендами и мифами, что делает этот танец магическим и загадочным. Именно эти особенности попытался сохранить в балете главный хореограф, выпускник балетной школы Берлинской национальной оперы Рауль Раймондо Ребек. Он имеет опыт работы со многими известными хореографами, танцевал в постановках Ролана Пети, Мориса Бежара, Ханса ван Манена, Стефана Тосса, Иржи Килиана. В этом списке стоит выделить и имя великого Рудольфа Нуреева. С 2012 года Ребек является штатным хореографом Дортмундского балета, а с 2014-го возглавляет NRW Juniorballet Dortmund. Опыт и нестандартный взгляд на хореографию сделали Ребекка первым кандидатом на роль главного хореографа постановки. В прошлом году на Евразийском фестивале современного танца, проходившем в Астане, его одноактный спектакль «Белый сон», поставленный на южнокорейскую труппу Universal Ballet, вызвал интерес критиков и собрал положительные отзывы зрителей. Этот спектакль органично вошёл в первое действие нового балета и донёс до зрителей наиболее известную легенду. Она повествует о боге, создавшем человеческое тело, в которое он затруднялся вдохнуть жизнь, потому что Душа не захотела входить в тёмное внутреннее пространство тела. Однако всё изменилось, как только Душа услышала звуки неотразимой музыки: Душа, очарованная энергичными музыкальными ритмами, проникла в тело, постепенно наполнив его жизненной энергией. Балетмейстер, восхищённый древним жизнеутверждающим хорезмским танцем, не только полностью его вписал в драматургию спектакля под аккомпанемент «живого» ансамбля народных инструментов, профессионально исполнявшего мелодию и песню на узбекском языке, но почти в каждом хореографическом номере сохранил элементы этого выразительного народного танца. На сегодняшний день, по мнению народной артистки Узбекистана Гавхар Матъякубовой, существует девять видов «Лазги» – “Масхарабоз”, “Кайрок”, “Сурнай”, “Дутар”, “Сарой-базм”, “Гармонь”, “Чангак”, “Чанак” и “Хива”. В балетном спектакле зрители могли увидеть не только классический образец «Лазги», но также Масхарабоз (клоунский) «Лазги» - один из видов узбекского зрелищного искусства. В прошлом этот вид искусства являлся демонстрацией буффонады, шутовства и подражательства. Другими словами, это являлось представлением актёра в маске (масхарабоза). «Лазги» Масхарабоз является воплощением и отражением тотемических верований в мистическую связь между людьми и животными. «Лазги» Масхарабоз традиционно исполняется мужчинами и в настоящее время пользуется особой популярностью в деревне Монак Шаватского района, расположенной в 37 километрах от Ургенча. В прошлом масхаробозы развлекали толпы людей на базарах, площадях и городских дворах. В начале XIX - XX веков буффонада стала сочетаться с искусством ходьбы на канате. Маски впоследствии были заменены оригинальным гримом. Древние танцоры были искусными подражателями животных и птиц, умело имитирующими характерные движения и звуки, издаваемые животными и птицами. Все эти элементы народного танца своеобразно по-современному воплощены в новом балетном спектакле «Лазги». Классический Лазги» исполнила солистка ансамбля народного танца Дильноза Артыкова. «Лазги» начинается постепенно: артистка в ярком национальном костюме начинает танец в медленном ритме, замерев в позе и подняв руку вверх (в «ключе») – как бы направляя к Солнцу – затем начинает последовательно приводить в движение пальцы и кисти, затем руки, плечи, шею, корпус и ноги, приводя всё тело в движение, сопровождающееся мелкой дрожью (по-узбекски «титратма»), с комбинацией поворотов, наклонов, мелких проходов, приседаний, подскоков и специфических движений шеи («ястребиная шея» или ийгир буйин), корпуса (гавда тебраниши и гавда иргитиш), плеч (елка кокиш), подбородка (ияк харакати). Ритм танца постепенно ускоряется, наполняя его всё большим жаром и энергией. Исполнительница завершает танец с почти экстатическим чувством чистой радости и счастья, вызывая бурю восторга в публике. Зрители вместе с танцовщицей, словно после затяжного карантина, заново возрождаются к новой здоровой счастливой жизни. Неудивительно, что этот энергичный и зажигательный танец помогал древним хорезмийцам выживать в условиях холодных суровых зим и бесконечных междоусобных войн. Спектакль был бы неполноценным, если бы только продемонстрировал эволюцию древнего хорезмского танца от его рождения до наших дней. Это было ещё и путешествием во времени, начиная со времён кочевых племён, шаманства и пробуждения Любви к вечной «танцующей душе» в первом действии под условным названием «Оазис шёлкового пути». Второе действие происходит в наше время в «Музее естествознания», в котором оживают восковые фигуры одной любящей пары. Души исторических персонажей прошлого сливаются с посетителями музея и одухотворяют их Любовью. На сцене остаются две девушки, олицетворяющие «Душу» и «Любовь» в одном человеке. Их танец с возлюбленным – это не только чьи-то воспоминания. Танец трёх солистов балета олицетворяет единение прошлого и настоящего в каждом человеке, нашу соборную память. Кстати, танец возлюбленных сопровождается озвучиванием газелей средневекового поэта Боборахима Машраба - поэтическим диалогом двух влюблённых на узбекском языке. Третье действие «В современном мире и традиции» – это попытка заглянуть в деловое механистическое общество, в котором вместо души – механические действия и рефлексы человеко-роботов, поражающее нас вдобавок неограниченной властью верхов и раболепием вокруг их персон. Хореограф этот бездушный деловой мир противопоставляет народным культурным традициям и в одном танце объединяет прошлое, настоящее и будущее, в котором побеждают общечеловеческие духовные ценности с их «лица необщим выраженьем». В четвёртом действии утверждаются две вечные ценности на земле – «Душа» и «Любовь», наиболее ярко воплощённые в хорезмском танце «Лазги», завершающем балетную постановку. В балете использованы всевозможные пластические выразительные средства: «па-де-дё», «па-де-катр», «па-де-труа», «па де сиз» и разнохарактерные интермедии: «танец рук и сурдоперевод», «танец стихии» «танец бизнеса» и многие другие органические хореографические вставки, взаимно дополняющие друг друга. Солисты балета так ярко, музыкально, поэтично и неподражаемо индивидуально олицетворяют духовные субстанции: Душа - Надира Хамраева; Любовь – Эльмира Юсупова; Прошлое - Надира Хамраева; Настоящее - Эльмира Юсупова; Будущее - Ситора Хисматова и Сардор Садиков; мифологические персонажи: Шаман – Родион Исянов; Лидер – Улугбек Олимов; Скорпион (дуэт) - Лиза Артыкова и Алияр Худяров. В балете чётко просматриваются совершенно различные по пластике, стилистике и темпераменту мужские (танец «Стихии», например) и женские партии («Любовь» и «Душа»). Многие другие артисты хореографической труппы ГАБТ им. А. Навои заняты в различных массовых сценах: всех их не перечислить в статье. Кордебалет в этом спектакле отличается предельной групповой слаженностью и точностью движений. Искусство исполнения танца кордебалетом – это и искусство его постановщика, от которого зависит успех всего спектакля. Рауль Раймондо Ребек, в целом, остался доволен высокой технической подготовкой наших артистов балета: он быстро нашёл с ними особенный язык взаимопонимания - с помощью мимики, особых жестов и пластики тел, а также душевного единения. В продуманной до мельчайших деталей сценографии (Йоко Сеяма) нет ничего лишнего. Шёлковый занавес символизирует Великий шёлковый путь, бесконечное течение времени и вековые непреходящие, объединяющие разобщённое человечество незыблемые духовные ценности. Множество горящих свечей в оркестровой яме, на сцене и в руках исполнителей в финальной сцене – это своего рода реквием, это вечный огонь в память о нашем славном прошлом и призыв ко всем людям понимать красоту и быть благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Над проектом также работали:автор идеи – Саида Мирзиёева; руководитель проекта – Гаянэ Умерова; либретто и хореография – Раймондо Ребек; художник по костюмам – Фрол Буримский; музыкальная аранжировка и композиция – Дэвидсон Жаконелло; консультанты – Гульнора Мусаева и Гавхар Матъякубова. Художнику по свету – Тиму Вацлавеку - с помощью световых эффектов удалось не только оживить золотистого цвета шёлковый занавес, воссоздать на сцене лёгкое облачко, песок барханов и водопад в пустыне, а также передать своеобразную ауру торговых караванов на Великом шёлковом пути с их многочисленными шатрами, юртами и многоликими торговцами. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране, премьера прошла в закрытом формате, но все желающие смогли увидеть спектакль на канале Milliy TV и на больших экранах на площади ГАБТ им. Алишера Навои. Балетное представление «Лазги», посвящённое этому танцу, поможет распространить народную традицию Узбекистана на международной культурной арене. Представление войдёт в постоянный репертуар Государственного академического Большого театра им. Алишера Навои, где так успешно прошла его премьера.
Гуарик Багдасарова Фото: Юрий Полянский
|
|