Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.11.2021 / 22:22:28
В Ташкенте с большим успехом показан спектакль Кашкадарьинского областного музыкально-драматического театра "Записки сумаcшедшего". Он получил Гран-при на международном фестивале в ТурцииУже прошел далеко не один день после просмотра спектакля по произведению Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего» на сцене Национального драматического театра Узбекистана, но забыть это просто невозможно. Он, можно сказать, блистательно поставлен на сцене каршинского театра известным турецким режиссером Кубилаем Эрдиликара всего за 20 дней, но каковы результаты... Потому многочисленным зрителям, в том числе и мне, пришедшим на этот показ в Ташкенте, довольно быстро стало ясно почему эта постановка признана самой лучшей на III Международном театральном фестивале Малтепе, который проходил с 7 по10 октября в Стамбуле. Кашкадарьинский областной музыкально-драматический театр продемонстрировал в этот вечер, что является одним из лучших у нас в стране представив спектакль, который впечатляет и радует от самого начала и до самого конца. Надо сказать, что конкуренция на этом представительном фестивале была весьма значительной, потому что в его рамках было показано 14 спектаклей, поставленных театральными коллективами Турции, Узбекистана, Российской Федерации, Азербайджана, Сербии, Грузии, Кипра и других стран. Решением жюри спектакль поставленный турецким режиссером Кубилаем Эрдиликара в Кашкадарьинском областном театре музыкальной драмы по мотивам широко известной повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего», был признан лучшим и удостоен первого места. Она написана в 1834 году, впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Арабески» с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее была включена в сборник «Петербургские повести». Главный герой, от имени которого ведётся повествование, Аксентий Иванович Поприщин, петербургский чиновник, переписыватель бумаг в департаменте, столоначальник, мелкий дворянин в чине титулярного советника. В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. А проблема бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев в России той поры, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». В такой ситуации многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент сравнения себя с другими, что приводит к неуверенности в себе. Поприщин воплощает в себе понятие одиночества. Он покинут всеми, никто не желает понять его. И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки. И в тот период, когда одиночество одолевает со всех сторон, в самом деле можно сойти с ума. Все это в полной мере удается продемонстрировать на сцене исполнителю главной роли, актеру Гайрату Хусанову. Под стать ему играют и другие актеры, которые работают с не меньшим творческим вдохновением и желанием. После окончания спектакля прозвучали долгие аплодисменты и немало добрых слов в их адрес. Коллектив Кашкадарьинского театра с большой удачей этой постановки тепло поздравил первый заместитель министра культуры Узбекистана Бахтиер Ахмедов. Потом, после спектакля, обращаясь к Бахтиеру Мамаджановичу, я сказал, что стоило бы пригласить турецкого режиссера, который является также главным режиссером драмтеатра в Стамбуле, для проведения мастер-классов для узбекских театров. Он улыбнулся и сказал — подумаем... Следующим нашим собеседником стал, пришедший на эту премьеру, председатель Комитета Сената (Верхняя палата) Олий Мажлиса Узбекистана по вопросам молодежи, культуры и спорта Бахтиер Сайфуллаев. -Бахтиер Сайфуллаевич, я думаю, что реальный успех достигнут артистами из Карши и это результат отлично сделанной работы. Как вы могли бы оценить это? - С профессиональной точки зрения это колоссальный труд артистов, великолепная режиссура и мы видели актерское мастерство на должном уровне. Ниже десяти баллов никак не могу оценить. Ребята молодцы, очень хорошо поработали. Они хорошо чувствуют ситуацию, отчетливо видят как надо действовать дальше, играют именно так, как требуется от актеров. И я рад сердечно поздравить их с большим творческим успехом и в Стамбуле, и в Ташкенте. В этом большая заслуга и режиссера и артистов занятых в этом спектакле. Я очень рад этому. - Какие выводы надо сделать и здесь в театре, и в других театрах? - Выводы. Работать на уровне самых высоких требований мирового театра, больше привлекать самых лучших зарубежных режиссеров. К большому сожалению, у нас режиссура хромает. Для практического решения этой проблемы надо чаще привлекать молодых режиссеров. В искусстве нет граней, ни в языке общения, ни в законах творчества. Актеры великолепно поняли замысел турецкого режиссера и в результате удалось создать великолепный спектакль. С чем я их поздравляю. - А как был доволен зрительный зал… - Да, согласен с вами. Я давно такого зала не видел. Все происходящее на сцене зрители воспринимали с большим интересом. Это дорогого стоит. И еще одно интервью человека, который хорошо понимает театральное дело. Это искусствовед Насима Джураева. - Можно сказать, что это было событие очень впечатляющее. Вы со мной согласны? - В самом деле, это событие весьма значительное в нашей культурной жизни. Вы знаете, так получилось, что мы видели этот спектакль в Турции во время международного фестиваля и мы видели, что он взорвал публику и у нас в Ташкенте. И я могу сказать с уверенностью, чэто был заслуженный успех на фестивале в Турции. Мы покорены постановкой, игрой актеров, сценическим решением спектакля. Мы там получили громадное впечатление от спектакля и теперь,у нас в театре. Это, в самом деле, мощная современная постановка. Я бы назвала это настоящей колаборацией между режиссером и актерами играющими в этой постановке. Мы видели там, на фестивале, великолепные спектакли и великолепные подходы к раскрытию темы. Не зная языка турецкий режиссер поставил спектакль за очень короткое время. - Можно сказать, что праздник состоялся. -Да это именно так. К этому добавим, что средства на поездку в Турцию были выделены из резервного фонда бюджета области по решению областного Кенгаша народных депутатов. Кашкадарьинский областной музыкально-драматический театр не первый раз участвовал в Международном театральном фестивале Малтепе. В 2019 году спектакль «Мечта моего деда» был показан на открытии II фестиваля в Стамбуле. Тогда кашкадарьинцы получили приз за лучшие театральные костюмы, а директор театра Уткир Махматкулов был награжден специальным дипломом за вклад в развитие театрального искусства.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|