Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.12.2021 / 12:13:44
Вечная любовь НасреддинаВ преддверии очередного дня памяти народного артиста СССР, лауреата Государственных и Международных премий, композитора, дирижера, профессора Мухтара Ашрафи в Ташкенте был проведен ряд мероприятий. Ярчайший талант, внимание к мельчайшим деталям, стремление к совершенству – все это позволило ему создать ни на что не похожие музыкальные произведения и стать выдающейся фигурой в истории узбекской музыки. Ашрафи написал симфонии, кантаты, поэмы, ораторию «Сказание о Рустаме», музыкальные драмы. Он является автором опер, балетов, песен, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Среди мероприятий, посвященных дню памяти выдающегося музыкально-общественного деятеля Узбекистана, театр-студия «Дийдор» представила в оригинальной трактовке свой недавно поставленный известным таджикским режиссёром, писателем, драматургом Барзу Абдураззаковым спектакль «Сон бабочки» по новелле прославленного литератора Тимура Зульфикарова «Первая любовь Ходжи Насреддина». Замечу, в истории музейного дела этот совместный проект осуществляется впервые, и дата его выбрана была неслучайно. Как известно, аналогии всегда полезны. Достаточно сопоставить творчество Мухтара Ашрафи и Тимура Зульфикарова, чтобы убедиться в общности интересов композитора и автора легенды. Можно покопаться и в истории поисков Леонида Соловьева (автора романа «Возмутитель спокойствия») и легендах о Насреддине. Или найти точки пересечения между Виктором Витковичем (автором сценария культового фильма «Насреддин в Бухаре») и Барзу Абдураззаковым (автором современного спектакля), либо между Яковом Протазановым и ташкентским режиссером Бабуром Юлдашевым, а также между великим Яковом Свердлиным и современными узбекскими актерами... Не говоря уже о музыке Мухтара Ашрафи, написанной совместно с Борисом Араповым к фильму «Насреддин в Бухаре», созданным в 1943 году, которая уже давно стала классикой.
Позже Ашрафи напишет, что в военное лихолетье во время музыкального оформления фильма о Насреддине, он много размышлял о жизнерадостном мудреце и вечном борце за справедливость: «Я взял в основу старинную узбекскую народную песню, обработал ее и развил ее тему». Отмечу, «Первую любовь Ходжи Насреддина» задолго до «Дийдор» поставил Молодежный театр Узбекистана, с музыкой Альберта Халмурзаева, как и другие зульфикаровские притчи – «Созвездие Омара Хайама» и «Вечная плясунья Шарора» (обе – с музыкой Дм.Янов-Яновского). Сам поэт скажет об этих постановках: «Я соприкоснулся с театром, в котором нет фальши. Так жить на сцене, так фанатично отдаваться своему ремеслу под силу не каждому!». Эти слова Тимура Зульфикарова можно применить и к глубокому философскому спектаклю «Сон бабочки» театра-студии «Дийдор», в котором Барзу Абдуразаков, предлагая свою театральную версию, использует немало знаков и символов, закодированных в берущем за душу зрелищном действии. О чем этот спектакль? О любви бедного юноши, о борьбе за справедливость, о бедности и богатстве, о добре и зле, о выборе жизненного пути и многом другом. Динамичный и увлекательный он притягивает глубиной переживаний, поднимая на поверхность то, на чем строится наше мировоззрение. Таким образом, в нынешней постановке есть весь современный театральный набор: философские символы, вовлечение публики в процесс событий, молодые актеры, сам художественный руководитель, много унаследовавший от своего недавно ушедшего отца – режиссера и актера Баходира Юлдашева, являвшегося ключевой фигурой узбекского театрального искусства и одной из наиболее влиятельных личностей в его истории. Сегодня сын продолжает дело своего родителя, художественного руководителя театральной студии «Дийдор», которая еще при его жизни успела стремительно заявить о себе не только в Узбекистане, но и за рубежом. Баходир Турсунович был большим другом нашего музея, часто приводил своих молодых студийцев как на экскурсии, так и на наши мероприятия, приобщая их к творчеству и деятельности Мухтара Ашрафи, к узбекской музыкальной культуре. Возвращаясь к спектаклю «Сон бабочки», сюжет которого разыгрывался актерами живо и стремительно, а главное искренне и увлеченно, замечу, он не оставил ни одного равнодушного зрителя, сидящего буквально в полуметре от участников динамичного театрального действа. Отрадно, что в этот день было много молодежи, которая имела возможность окунуться в мир высокой поэзии Тимура Зульфикарова сквозь призму искусного и дальновидного взгляда Барзу Абдураззакова, захватывающе разыгранной актерами театральной студии, которых благодарные зрители проводили в финале бурными аплодисментами. Наталья Гунова, директор дома-музея Мухтара Ашрафи
|
|