Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.04.2022 / 17:50:10
Премьера драмы "Потерянная душа" в ГАРДТ Узбекистана: взгляд из современностиВ преддверии Дня работников культуры и деятелей искусства (15 апреля) Государственный академический русский драматический театр преподнёс для своих зрителей знаменательный подарок. На сцене ГАРДТ 13 апреля состоялась премьера драмы «Потерянная душа» в двух действиях по пьесе Лилиан Хеллман «Лисички». Лилиан Флоренс Хеллман (1905 – 1984) – американская писательница, сценаристка и драматург. Входит в число наиболее известных в мире американских драматургов. Излюбленный жанр творчества Хеллман — жанр социально-психологической драмы. Произведения писательницы привлекают своим последовательным, пристальным вниманием к психологии человека, с одной стороны; с другой — стремлением объяснить насущные социальные проблемы. Эти две основные черты драматического искусства Лилиан Хеллман обусловливают друг друга, сливаются воедино: желание правдиво, глубоко раскрыть духовный мир современника не может не привести к рассмотрению больших исторических проблем, тревожащих человечество, а решение кардинальных социальных вопросов современности писательница не мыслит себе без углублённого анализа внутренней жизни человека. Творчество Хеллман тесно связано с существенными процессами в жизни Америки, и в особенности в жизни американской интеллигенции в годы, предшествующие Второй мировой войне, во время неё, а также после её окончания. В предисловии к сборнику американских пьес XX века составитель так охарактеризовал драматургию Лилиан Хеллман: «элегический психологизм и язвительная афористичность». Пьеса «Лисички» (1939 г.) повествует о жадности и неприязни в семье алчных предпринимателей Хаббард. События происходят в 1900 году на Юге Америки. Эпиграфом к пьесе являются слова из "Песни песней" Соломона: "Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвету". "Лисицы" и "лисенята" – это семейство Хаббардов: братья Бен и Оскар и сестра Реджина. Троица задумала разбогатеть и купить мельницу, а потом и хлопковую фабрику. Реджина и её братья Бен и Оскар намереваются любым способом уговорить её мужа - мистера Гидденса - вступить в долю в новом бизнесе... Зрители были свидетелями первого публичного представления семейной драмы Хаббард в тот вечер. Официальная премьера назначена на 30 апреля 2022 г. Несмотря на волнения исполнителей и участников спектакля, было достигнуто главное впечатление от происходящего на сцене: артисты заставили публику с первых минут погрузиться в трагедию большой семьи, где на глазах у зрителей распадались родственные узы. …Двери столовой распахиваются и быстро закрываются, в гостиную входят Оскар Хаббард (Юрий Антипин), Реджина Гидденс (Екатерина Белова) и Уильям Маршал (Антон Кораблёв). Реджина — красивая женщина. Деловой гость семейства Хаббард - богатый предприниматель Уильям Маршал (Антон Кораблёв) из Чикаго - недурён, манеры сдержанные. Вслед за ними входит Александра Гидденс (Кристина Езовских), хорошенькая, хрупкая девушка. За ней — Бен Хаббард (заслуженный артист Узбекистана Олег Галахов). У него широкая, веселая физиономия и легкие движения. На этом фоне лицемерных аристократов, которых связывает лишь жажда наживы, естественной, наивной и человечной выглядит — Эдди, служанки семьи, благообразная темнокожая афроамериканка. Её непринуждённо проживает на сцене заслуженная артистка Узбекистана Людмила Стоцкая. С первого взгляда, зрителям казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском… Первая сцена, первые диалоги дают представление о вполне дружной благополучной семье Хаббардов. Ёмкие характеры, захватывающие диалоги и драматизм сюжета превращают историю одной семьи в бессмертную притчу о власти денег, алчности, деградации личности и потере собственной души. Главной героиней в пьесе, бесспорно, является Реджина Гидденс – её блестяще на сцене ГАРДТ сыграла Екатерина Белова. Задолго до премьеры исполнительница главной роли поделилась со мной своими размышлениями об этой женщине. В трудном детстве она была лишена родительской любви. Отец завещал наследство её братьям, оставив дочь без содержания. При всей внешней красоте, светскости, женском очаровании героини, её внутренней силе, она корыстна и больше всего на свете любит деньги и мечтает осуществить свою девическую мечту – разбогатеть во что бы то ни стало, лучше поздно, чем никогда - если не своими силами, то за счёт больного мужа, не сумевшего осуществить её заветную мечту в браке стать счастливой, свободной, богатой леди и осуществить тысячу желаний. Уже в первом действии Реджина делится своей заветной мечтой с родными братьями: - Я поеду в Чикаго. И, когда я устроюсь там, я познакомлюсь с настоящими людьми и узнаю толк в настоящих вещах, — потому что сейчас я ещё не знаю в них толка. Я поеду в Париж и буду их покупать. (Смеется.) А тебя и Оскара я оставлю считать кирпичи. Актриса осуждает свою героиню за то, что она из меркантильных целей «помогла» мужу умереть. Больного, но вполне рассудительного, уравновешенного Горация Гидденса психологически выверено играет Сергей Архипов. Екатерина Белова вместе с тем оправдывает свой персонаж за позднее раскаяние в совершённом преступлении – неоказании помощи больному. В конце пьесы её дочь Александра Гидденс, после кончины отца, сразу же покидает родительский дом навсегда. Реджина Гидденс, оставшись одна, искренне раскаивается в своих грехах. Сцена покаяния дана с психологическим накалом и драматургической мощью, подобно шекспировским трагедиям. У зрителей, читавших пьесу Л. Хеллман, складывалось впечатление, что это в какой-то степени продолжение "Унесённых ветром" Маргарет Митчелл... Тот же антураж американского Юга, величественные особняки, только в них поселились нувориши — выбившаяся в богачи "белая рвань". Однако на смену богатым спешат очень богатые. Назревает новый конфликт. И куда уж прагматичной Скарлетт до циничной Реджины, которая не останавливается ни перед чем!.. Они не только завладели жильём аристократов, но и женились на их дочерях. Этот трогательный, романтичный и очень несчастный образ Берди Хаббард, разочарованной супруги семейного диктатора Оскара Хаббарда, женившегося на ней по расчёту убедительно на сцене ГАРДТ воплощает актриса Тамила Гребенник. Берди тоскует по родительскому дому и мечтает восстановить его вместе с оранжереей. Её монолог напоминает чеховских героинь из «Трёх сестёр» (1900 г.) и «Вишнёвого сада» (1903 г.), способных мечтать, но не действовать в жёстких условиях зарождающегося капитализма.Её сын Лео Хаббард (Алексей Маслов), служащий банка, давно разочаровал мать: он, как и старшее поколение, заражён эпидемией наживы и готов пойти на самое тяжкое преступление – украсть деньги из банковской ячейки близкого родственника. Между тем родные люди вместе обедают, спорят, а в это время разрушается их мнимое семейное счастье, и разбиваются их жизни Другие зрители, воспитанные на советской классике, сравнивают Реджину Гидденс с героиней сложной судьбы - Вассой Железновой, владелицей пароходной компании, из одноимённой трагедии А.М. Горького, написанной в 1910 году и переработанной в 1935 году, где автор обострил тему классовой борьбы и распада, в связи с этим, большой семьи. Режиссёр – постановщик – Заслуженная артистка Республики Узбекистана Ирина Авдюшкина, сценография и костюмы создала Мария Сошина, репетитор по балету – Антон Авруцкий - каждый по-своему - в общем сценическом контексте осуществляют своё назначение не прямым предметным смыслом содержания пьесы, а «подводным течением», тем противоречивым жизненным самочувствием героев, какое в них проявляется на протяжении спектакля. В спектакле присутствует финальная мораль, так необходимая структуре классической пьесы того времени. Создатели постановки сделали всё по максимуму, чтобы зрители надолго запомнили этот «потерянный рай», в котором вместо цветущего виноградника и хлопковых полей проросли в будущее совсем другие ростки враждебности, отчуждения и агрессии… В спектакле о человеческих пороках зрители увидели нравственный призыв к внутренней свободе человека, его духовному очищению. Зрители долго аплодировали и не отпускали артистов со сцены, даря им букеты весенних цветов, и уходили из театра с желанием спешить делать добро. P.S. Сегодня много говорят о третьем Ренессансе в Новом Узбекистане («Духовность и просветительство в современном мире» - //Доверие, №16, 15.04.22) – эпохе очередного культурного возрождения, которое должно опираться на историко-культурное наследие предыдущих эпох. Коллектив ГАРДТ в поздравительном обращении к своим коллегам по творческому цеху и зрителям ко Дню работников культуры и искусств отметил, что «…уметь создавать и хранить прекрасное - это особый дар, благодаря которому вы делаете этот мир лучше. Приумножение духовного богатства, культурного наследия, ценностей просветительства стало делом вашей жизни, и без преувеличения его можно назвать подвижническим. День работника культуры - это праздник не только работников музеев, библиотек, клубов, но и многочисленных благодарных зрителей культурно-массовых мероприятий, участников художественной самодеятельности, читателей и посетителей музеев. Дорогие коллеги! Пусть ваша преданность профессии, энергия, неравнодушие, целеустремленность и впредь способствуют раскрытию богатейшего культурного потенциала нашего народа! Желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, удачи и новых творческих свершений!»
Гуарик Багдасарова Фото предоставил ГАРДТ Узбекистана
|
|