Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.09.2022 / 16:22:27
Пригласить для танца: о чем мечтает в Ташкенте московская балерина«Известия» побывали в гостях у Марии Левицкой, которая развивает высокое искусство в Узбекистане. Театральный сезон в Ташкенте обещает немало культурных событий с участием россиян. Среди них — Мария Левицкая. У выпускницы ГИТИСа в столице Узбекистана множество занятий: танцовщица, хореограф, балетмейстер-репетитор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, основательница популярной балетной школы. «Известия», побывав в гостях у Марии, убедились в прочности и перспективах российско-узбекских культурных связей. Большого планы: гастроли Донбасс-оперы, балетная интрига и чистая люстра
Главный театр страны открывает сезон с новыми артистами, модным кутюрье и гостиницей для гастролеров
Лепить галатейМария Левицкая родилась и выросла в Москве. С детства была влюблена в мир танца, потому сомнений в выборе профессии не было: балет и только балет. Танец — это состояние души, подчеркивает она. Ей повезло вдохнуть атмосферу Большого театра, узнать историческое прошлое и настоящее прославленной сцены. В ГИТИСе она постигала секреты профессии в мастерской блистательной балерины народной артистки РСФСР Нины Львовны Семизоровой. Там Мария поняла, как важен и необходим в балете педагог, хореограф, способный ежедневным трудом «лепить галатей». Оставив родную Москву, она поехала в Центральную Азию, где служит балетному искусству уже около десяти лет. Первой ступенью на самостоятельном пути стала должность главного балетмейстера и руководителя балетной труппы в театре оперы и балета имени Садриддина Айни в Таджикистане. Работа за эти годы была проделана плодотворная. И не только как балетмейстера и постановщика — Мария часто выходила на сцену вместе с артистами в классических спектаклях, ставила для труппы композиции на музыку Бетховена и Моцарта, Фрэнка Синатры и Хью Лори, но самое основное — прикоснулась к национальной теме. Говорить о жизни театра Мария может часами. Постановка балета, замечает она, это труд большой команды творческих людей. Лишь в синергии всех и каждого может родиться гармония всего зрелища. На вопрос, как ей, русской по крови и культуре, работалось в восточной стране и как удалось поставить балет на национальный сюжет, Мария отвечает, что если человеку искусства интересен мир в целом, то он может проникнуться и неродной для него национальной культурой. «Мы узнали новую танцевальную культуру»
Чем российским и иностранным артистам оказался полезен фестиваль «Глобальные ценности» в Санкт-Петербурге
— Такая работа открывает новые пласты знаний в области истории и культуры, развивает и дополняет внутренний мир, — поделилась она. — Конечно, для таких постановочных проектов, как, например, хореографическая поэма для чтеца и шести танцоров «Хафизнаме» Толиба Шахиди, стоит пожить — и не один год! — в стране, заинтересоваться культурой не бегло, а внимательнее, глубже. Вслушаться в музыку, услышать ритм, увидеть пластику, а главное — впитать душевное состояние народа, о котором ты хочешь рассказать что-либо танцем. Ташкент — город балетныйПриехав в Узбекистан, Мария познакомилась со старейшим мастером узбекского балета Куркмасом Сагатовым. Он оценил потенциал молодой москвички и открыл для нее двери в Большой театр Узбекистана и в Академию хореографии. Многие премьеры, в том числе «Баядерка» и «Шопениана», поставленные в Ташкенте главным балетмейстером ГАБТ имени Алишера Навои народным артистом России Андрисом Лиепой, были подготовлены с помощью педагога-репетитора Левицкой. — Я с огромной радостью оттачиваю с балетной труппой театра сцены из академических спектаклей классического репертуара, — рассказывает Мария. — Это «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот» и другие спектакли. Так приятно слышать от зрителей, что труппа стала танцевать совершенно по-другому: академично, слаженно, красиво. Удалось ей и самой выйти на сцену — в партии Китри в «Дон Кихоте» Минкуса, а в 2021 году Мария Левицкая проявила себя в театре имени Навои и как хореограф, поставив балет «Шум города» на музыку И. Бешевли. Марии интересно работать с детьми, и это еще одно направление в деятельности российского балетмейстера в Узбекистане. Точки зрения: ГМИИ имени Пушкина открывает сезон выставкой про слепоту
«Котел алхимика» предлагает новый взгляд на известные и не очень экспонаты
— У меня уже был опыт создания студии на базе театра оперы и балета в Душанбе, — вспоминает она. — Начала я тогда работать с маленькой группой детей, которая вскоре превратилась в студию, где занималось около 70 маленьких балерин. Хореографические группы выступали с концертами на сцене театра вместе с учащимися музыкальных школ, и совместные концерты объединяли детей в большой и красивой программе. Концерты имели успех, мотивировали детей. Свою студию балета и современной хореографии она создала с нуля. И надо отдать должное ташкентским чиновникам, благодарит Мария. Во всех государственных учреждениях она встречала положительный отклик и содействие. Параллельно шел подбор педагогов для студии, и теперь у российского специалиста есть коллектив единомышленников, в котором каждый стал соратником. — В нашей студии мы стараемся представить многообразие жанров: балет, танец модерн, актерское мастерство, музыкальные направления, гимнастику. По многим направлениям танца в Ташкенте подготовлены очень хорошие специалисты — мы нашли друг друга, — радуется Мария. — В студии занимаются дети разного возраста, начиная с 2,5 года. Вы только представьте, какое наслаждение видеть успехи маленьких деток, которые постигают жизнь, движение, музыку и координацию! Это удивительный заряд энергии. Есть у русской балерины мечта — превратить студию в культурный центр, который бы объединял взрослых и детей по многим направлениям искусства. Ей кажутся перспективными семейные проекты, чтобы каждая семья, приходя в центр, могла красиво и с пользой развиваться. Впереди у Марии Левицкой новый театральный сезон, учебный год, а в декабре — первый день рождения студии. Себе она желает, чтобы ее будущее в Ташкенте было красиво, эстетично и гармонично — как в хорошо поставленном танце.
Тамара Санаева
|
|