БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
История «Лязги» насчитывает несколько тысячелетий, она овеяна легендами и мифами, это делает танец каким-то магическим и загадочным. Возникший на древней земле Хорезма, он и в наши дни популярен во всех регионах Узбекистана. По мнению искусствоведов, «Лязги» является одной из важных форм самовыражения народа и передается из поколения в поколение через создание новых версий его исполнения. И в самом деле, это было отчетливо видно во время нового показа на сцене ГАБТа им. А. Навои этого, можно сказать, шедевра национального балетного искусства Узбекистана: «Лязги» – Танец Души и Любви». На всем протяжении спектакля в зале театра царила атмосфера самого настоящего праздника искусств и все время звучали аплодисменты. Балет предстал перед нами, зрителями, невероятно интересным по содержанию и многослойным по форме.
Трудно даже было представить, что на основе старинного и очень любимого в народе танца «Лязги» можно создать такое яркое, запоминающееся зрелище на таком высоком современном уровне.
Смотришь и думаешь, как это стало возможным и кто создатели столь необычного балетного спектакля... И у старинного танца «Лязги» в нем есть свое место в его новой , во многом неожиданной интерпретации. За короткое время после первого спектакля у него уже есть своя довольно интересная история. И вот какая.
Впервые премьера балета «Лязги»– танец души и любви» состоялась в Ташкенте при поддержке ЮНЕСКО 5 сентября 2021 года, и это сразу получило высокую оценку зрителей и признание профессионального сообщества. Два месяца спустя – 27 ноября 2021 года – балет был представлен в весьма многозначном месте - опере Дубая. Очень авторитетной международной публике была представлена новая интерпретация хорезмийского танца с демонстрацией самобытных традиций узбекского народа. И мы можем с уверенностью говорить, что постановка «Лязги» – танец души и любви» вывела балет Узбекистана на новый, гораздо более высокий уровень, чем это было раньше. Впервые культурное наследие и история одного из самых популярных узбекских танцев были достойно представлены на сцене «Дубай оперы», мультиформатного центра исполнительских искусств. Это стало возможным и тогда, в Дубае, и на днях в Ташкенте, во многом благодаря тому, как осуществили совсем не простую задумку авторов постановки ведущие солисты узбекского балета Надира Хамраева , Улугбек Олимов, Эльмира Юсупова, Радион Исянов, Дилноза Артыкова и другие. За что им большое спасибо, так же как и всей постановочной группе.
Танец издавна воплощает всю красоту души нашего народа, его большой талант , а его название – "Лязги" – означает "Душа и любовь". Именно эти черты постарался сохранить главный хореограф Рауль Раймондо Ребек, выпускник балетной школы Берлинской национальной оперы. В течение своей карьеры он сотрудничал со многими известными хореографами и в том числе участвовал в постановках Ролана Пети, Мориса Бежара, Ханса ван Манена, Штефана Тосса и Иржи Килиана. В этом списке выделяется имя великого Рудольфа Нуреева. С 2012 года Ребек является штатным хореографом Дортмундского балета, а с 2014 года - руководителем NRW Juniorballet Dortmund. Опыт Ребека и его нестандартный взгляд на хореографию сделали его первым кандидатом на роль главного хореографа спектакля. И как бы то ни было, такие постановки возникают не сами по себе, а при мощной поддержке. Так было и в этот раз. Посмотрите имена и фамилии людей, благодаря которым это вообще стало возможно.
Автор идеи – Саида Мирзиёева
Руководитель проекта – Гаянэ Умерова
Либретто и хореография – Раймондо Ребек
Сценография – Йоко Сеяма
Художник по костюмам – Фрол Буримский
Музыкальная аранжировка и композиция – Дэвидсон Жаконелло
Художник по свету – Тим Вацлавек
Консультанты – Гульнора Мусаева и Гавхар Матъякубова
Интервью для сайта Культура Узбекистана
Феруза Миралимова, хореограф, исполнительница национальных танцев
Проект "Лязги" создан в свете признания международным культурным сообществом ЮНЕСКО достоянием, историческим наследием человечества. Работа большая , с использованием самых современных приёмов , светового эффекта, компьютеризации декораций. В то же время минимализм и академичная скупость в массовых балетных сценах о временах былых и сегодняшнем дне выделяют ярким колоритом главную героиню, исполнительницу зажигательного " Лязги".
Для неискушенного зрителя встаёт вопрос: как можно совместить несовместимое, а именно, два вида танцевального жанра. Но проект "Лязги" - эксперимент такого масштаба , чтобы языком балета, не умоляя сложности классического танца, подчеркнуть силу народного творчества, в чем и есть главная сюжетная линия спектакля.
Танец - душа народа. Зажигательный, звенящий, жизнеутверждающий танец «Лазги» удивительной поступью прошёл сквозь века, покорив весь мир, и стал легендой. Именно на контрасте классического и народного танцев достигнута главная мысль , «Лязги» понятен для всех, это танец мира и добра.
12 декабря 2019 года Межправительственный комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия включил хорезмский танец «Лязги» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. ЮНЕСКО признает важность защиты определенных форм культурного производства , знание местных реалий и культурных норм от разрушающего влияния глобализации. Это необходимо для продвижения межкультурного диалога и сохранения традиционных особенностей и культурного разнообразия. «Лязги» соответствует всем этим критериям, воплощая в себе богатство истории, культуры, национального характера и уникального образа жизни Хорезма.
В течение 2022 года балет будет представлен и на других сценах мира.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz