Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.10.2023 / 17:04:53
С большим успехом в Молодежном театре Узбекистана прошла премьера спектакля "Послушайте поэта" , созданного по мотивам рассказов Абдуллы КадыриДля представителей театральной общественности столицы новая постановка, осуществленная в условиях капитального ремонта , который длиться уже довольно долго, стала полной неожиданностью. Но зрители пришедшие в театр в этот вечер, нисколько не пожалели. Можно сказать, что это был абсолютный успех. После окончания спектакля зрители аплодировали снова и снова. Мы все были так растроганы, так взволнованы, что долго не хотели расходиться обсуждая все увиденное и услышанное на сцене. Это была не только дань уважения и благодарности создателю известных во всем мире романов «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря» Абдулле Кадыри, расстрелянного в годы советского тоталитаризма, но и должная оценка высокого уровня постановки режиссера Лейлы Сейд-Оглы и игры занятых в нем актеров. Этому способствует и инсценировка , сделанная Шерзодом Игамназаровым по мотивам рассказов Кадыри, которая отвечает самым современным требованиям театрального искусства. Главное- следишь за происходящим на сцене от начала и до конца практически не отрываясь. Перед глазами проходит то сложное время, узнаешь о чем думали и переживали наши земляки , о чем мечтали… Всё, что происходит на сцене представлено зрителю как размышления поэта, это воспоминания о детстве - самых счастливых днях жизни и до самого трагического конца… И становится понятным, что речь идет о великом сыне народа — прекрасном писателе и поэте, драматурге и публицисте, основоположнике жанра романа в узбекской литературе - Абдулле Кадыри по прозвищу Джулкунбой. «Начну с самого начала... Кто есть я и чего я боюсь?..» - с этих слов поэта начинается спектакль, сюжет которого строится на детских воспоминаниях писателя Абдуллы Кадыри в последние дни своей жизни в тюремной камере и его словах и афоризмах, сказанных им при жизни и ушедших в народ, как крылатые фразы. Перед зрителями предстают герои известных рассказов Абдуллы Кадыри «На улаке» и «О чём говорит упрямец Ташпулат»: мама, друзья детства, дядя Ташпулат, наездники улака и, наконец, сосед Эсанбай, после смерти которого у юного писателя меняется взгляд на улак - конские игрища, впрочем, как и на саму жизнь. На протяжении всего спектакля зрители становятся свидетелями поиска поэтом ответов на вопросы: «Кто я?», «Почему народ прозвал меня Джулкунбоем (борцом)?», «Быть наездником или писателем?», «Что есть свобода?», и понимает главную истину в жизни - «Даже если на земле останется всего один читатель, значит мы кому-то нужны, а значит мы никогда не умрём...». И теперь стоит назвать поименно тех, кто воплотил в жизнь этот сложный , но такой успешный, театральный проект. Постановочная группа: Автор инсценировки — Шерзод Игамназаров Режиссёр-постановщик — Лейла Сейд-Оглы Художник-постановщик — Улугбек Абдурахимов Композитор — Альберт Халмурзаев Звукорежиссёр — Евгений Шалваров Балетмейстер — Анна Тренина Художник видеоряда — Шерзод Игамназаров
Действующие лица и исполнители: Абдулла Кадыри (Джулкунбой) — Дониёрхон Рахматов, Амаль Сейд-Оглы Мама Джулкунбоя — Лейла Сейд-Оглы, Юлия Хусенова Ташпулат — Шерзод Игамназаров Эсанбай — Евгений Москвичёв Шакир — Анастасис Димиропулос Хайдар — Артём Минкарский, Михаил Озолин Нурхон — Тимур Умаралиев Мурад — Улугбек Абдурахимов Салим — Данил Тураев Налоговый , тюремный надзиратель — Руслан Мамадалиев Ариф-саркар — Амаль Сейд-Оглы, Дониёрхон Рахматов Первая девушка — Феруза Рахматова, Анастасия Ниязова Вторая девушка — Анна Марусина, Рената Ашрапова Третья девушка — Афсона Азимова , Виктория Молчанова Наездник — Артур Гибадулин
Интервью для сайта Культура Узбекистана
ГУЛЬНОРА МУСАЕВА, директор ансамбля «Бахор»
- Правда, получился спектакль, достойный и можно аплодировать… - И не просто аплодировать. А кричать «браво, браво и браво» Молодежному театру, так как нашей сегодняшней молодежи просто необходимо смотреть такие спектакли. Мое сердце это покорило, во-первых. Это игра актеров, представленная история жизни ,которая трогает до глубины души. Необходимо работать в этом же направлении театру и дальше. И хочется сказать еще, что сегодня премьера не просто удалась, это достойный спектакль, который займет достойное место в театральном мире Узбекистана. - Режиссерская работа очень хорошая… -Режиссерскую работу надо отметить отдельно. Для меня это было , можно сказать, сюрпризом то, что хорошая актриса заявила о себе здесь в качестве и очень хорошего режиссера. Она смогла сделать все так, чтобы показать, что идеи наших великих поэтов, писателей находят сегодня свое воплощение в жизнь, о чем они думали и мечтали в прежние годы. - Вполне можно поздравить творческий коллектив театра с отличной постановкой… -Да, конечно. Они сделали отличную премьеру в условиях , когда театр закрыт на ремонт. Я считаю , что сделан очень хороший выбор как директора Джураева Фархада Уктамовича. С его приходом здесь все меняется. За короткий период, в условиях ремонта, уже премьера и это говорит о многом. И это очень важно.
ФАРХОД УКТАМОВИЧ ДЖУРАЕВ, директор театра - Как возникла идея постановки именно этого спектакля? - Это была идея нашего нового главного режиссера Лейлы Омаровны Сейт-Оглы. Она давно хотела поставить произведение Абдуллы Кадыри. В 44 года он стал основоположником жанра романа в узбекской литературе. Как мы имя у себя такое сокровище, такого писателя могли бы пройти мимо. Для будущего нашей молодежи это очень важно и нужно. На недавнем видео селекторном совещании наш президент говорил, что без достойного внимания развитию нашей культуры и искусства не будет развития вообще. Наш спектакль служит этому. Сегодня на спектакле присутствовал внук Кадыри -Хандамир Хабибуллаевич и он сказал, что ему спектакль очень понравился тем, что в нем идет речь о свободе, счастливой жизни людей. Кадыри очень многое в моей жизни значит. Недавно был на одном форуме в Бишкеке и посетил место захоронения отца Чингиза Айтматова, который тоже был джадид и тоже был расстрелян в 1938 году. Тогда и у меня созрела мысль быстрее начинать постановку спектакля по рассказам Кадыри. И мы это сделали в условиях нашего большого ремонта. Наши молодые актеры испытали громадную психологическую нагрузку и сделали все возможное, чтобы глубоко раскрыть тему, глубоко вникнуть в суть спектакля. И теперь, раз от разу, он будет набирать силу и великолепно представлять наше театральное искусство везде и всюду. Абдулла Кадыри родился в Ташкенте , на территории старого города 10 апреля 1894 г. С детства он заслушивался рассказами отца, много повидавшего и пожившего (всего Кадыр-ака прожил 102 года), от него он унаследовал тонкую наблюдательность, столь пригодившуюся ему в литературной деятельности. Учился А. Кадыри сначала в мусульманской школе (1904—1906), затем — в русско-туземной школе (1908—1912), которую успешно окончил. К 1912 г. относятся первые литературные опыты А.Кадыри. В своих первых опубликованных произведениях — рассказе «Развратник» (1915) и пьесе «Несчастный жених» (1915) — им с мягким доброжелательным юмором изображены черты старого узбекского быта. В 1915–1917 гг. Кадыри основательно изучил арабский и персидский языки в медресе Абдул-Касима. В дореволюционных произведениях писателя заметно влияние джадидизма. А. Кадыри учился в Москве на литературных курсах им. В. Я. Брюсова (1924–1925), а затем в 1925–1926 гг. работал в Ташкенте, в сатирическом журнале «Муштум» («Кулак»). Там печатались его рассказы и фельетоны, пользовавшиеся большим успехом у читателей. Романы и повести Кадыри посвящены жизни ташкентских и кокандских узбеков в XIX в. («Минувшие дни», «Скорпион из алтаря»), а также коллективизации (повесть «Абид-Кетмень»)… Роман «Минувшие дни» самую широкую известность. Все грамотные люди еще в те времена захотели читать эту книгу. И даже те, кто не умел читать, собирались группами, чтобы послушать её. Во многих узбекских семьях стали называть своих детей именами главных героев «Минувших дней Кумуш и Атабек. Недавно репертуар Большого театра Узбекистана пополнился оперой Мирхалила Махмудова «Кумуш» Абдулла Кадыри был репрессирован. 31 декабря 1937 г. его арестовали как «врага народа», к чему приложили руку завистливые «собратья по перу», 4 октября 1938 г. писатель был расстрелян, реабилитирован посмертно. Похоронен на кладбище Хужа-Аламбардор (Камалан) в Ташкенте.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|