Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.12.2023 / 20:10:36
К 90-летию Государственного академического русского драматического театра УзбекистанаЗлобин Евгений Константинович, (1898-1959 г.г.) Народный артист Узбекистана
«Рождение сценического образа» Евгений Константинович Злобин сценическую деятельность начал в 1918 году в Саратове. То, что Е. Злобин талантлив, было заметно сразу, с первых его выходов на сцену, с первых маленьких ролей. Очень скоро он становится востребованным актером. Играл в драматических театрах Днепропетровска, Тбилиси, Баку, Казани, Куйбышева (ныне Самара). На этих сценических площадках рождались образы Расплюева («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина), Лыняева («Волки и овцы» А. Н. Островского), Луки («На дне» А. М. Горького) и другие. В 1938 году, по приглашению Художественного руководителя Ташкентского русского драматического театра им. М. Горького В. А. Чиркина, Е. К. Злобин зачисляется в труппу театра. Три первые работы актера стали действительно заметными в его актерской биографии. Это – Могнат (Профессия госпожи Уоррен» Б. Шоу, 1938 г.), Князь Буйносов («Петр I – й» А. Н. Толстого, 1938 г.), Профессор Горностаев («Любовь Яровая» К. Тренева, 1938 г.). Индивидуальность актера была уловима, своеобразие крылось в мудром юморе, освещающем и комедию, и драму. Дарование Е. Злобина было необыкновенно разнообразно, диапазон выразительных средств широк и неожидан. Чувство вкуса придавало его игре особую пленительность. Яркие, острохарактерные образы создал актер в спектаклях по пьесам великого русского драматурга А. Н. Островского – это Кучумов («Бешеные деньги», 1940 г.), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», 1943 г.), Юсов («Доходное место», 1947 г.), Влас («Сон на Волге», 1955 г.), Шмага («Без вины виноватые», 1955 г.), Аристарх («Горячее сердце», 1959 г.). Я стремился отобрать спектакли наиболее значительные, привлекшие к себе внимание зрителей и критики, ознаменовавшие самые существенные тенденции в сценическом истолковании русской классики. По высказываниям критики, спектакль «Бешеные деньги» (1940 г.) славился мастерством актерской игры. Е. Злобин создавал сочный образ Кучумова. И в первую очередь оценивали блестящую подачу актером текста и слова… В спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Е. Злобин сатирически изображал характер Мамаева. Эта роль стала интересным актерским достижением. Шмага – Е. Злобин («Без вины виноватые», 1955 г.) всматривался во все происходившее, следил за поединком Кручининой и Незнамова с чувством сложным; как бы подстегивая своего друга, он сам испытывал боль, наносимую благородной женщине. Горькая философия шута сквозила в насмешках Шмаги – Злобина, шута, смеющегося над собственной болью… Наиболее полно и многогранно Е. Злобин раскрывался в чеховском репертуаре. В 1941 году режиссер Я. А. Варшавский предложил актеру роль Чебутыкина в спектакле «Три сестры». Это была первая встреча с Чеховым и этот первый опыт рецензенты тех лет считали удачным. 1944 год – Телегин в «Дяде Ване»; 1954 год – Фирс в «Вишневом саде». Что же роднило всех чеховских героев Евгения Злобина? Что восхищало актера в исканиях и личности самого Чехова? Высокое чувство правды, неумолкающий призыв к обновлению, огромный нравственный потенциал. Для многих зрителей 40-50-х годов Злобин был идеальным исполнителем Репетилова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Земляники в «Ревизоре» Н. В. Гоголя, Купца Фильберта в «Забавном случае» К. Гольдони, Бубнова в спектакле «На дне» М. Горького, Давида Ренесан в «Клопе» В. Маяковского. В каждой роли актер менял внешний облик, изменял пластику, голос. Партнеры по сцене считали, что Е. Злобин был лучшим исполнителем ролей в комедиях «Не называя фамилий» В. Минко, «Судья в ловушке» Г. Филдинга, «День чудесных обманов» Р. Шеридана, «Баня В. Маяковского и других. Подлинной сущностью актера была стихия игры, он даже внешне постоянно менялся. Менялся в жизни и на сцене в ходе одного и того же спектакля. Зрителей поражали мастерство, виртуозность перевоплощения, глубина переживаний, простота жизни на сцене, за которой не чувствовалось утомительного и тяжелого труда. За двадцать один год службы в Ташкентском драматическом театре имени М. Горького Евгений Константинович Злобин создал шестьдесят шесть незабываемых образов. Процесс создания сценических образов у актера был непредсказуем. Он таил свои неожиданности и порой приводил к удивительным открытиям.
Владимир Островский
(продолжение следует…)
|
|