Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.01.2024 / 11:28:23
Репертуар Театра "Ильхом" пополнился новым спектаклем "Свободный аукцион имени Сергея Параджанова". Уже первые премьеры показали, что он займет в нем достойное местоВпервые я обратил внимание на Параджанова когда посмотрел его потрясающий фильм «Тени забытых предков». Это было в 1964 году, когда учился на филфаке ТашГу. Сколько о нем мы тогда говорили, сколько обсуждали с однокурсниками его смысл и значение на наших литературных семинарах и в разговорах между собой... Однозначно решили, что это шедевр мирового кино. Поэтическая история любви украинских Ромео и Джульетты стала впечатляющим шедевром Сергея Параджанова, жившего тогда в Киеве. О фильме заговорили везде и всюду, при этом отмечались его многие достоинства. И после этого имя режиссера упоминалось очень часто в связи с теми, или иными проблемами и какими-то странными случаями в личной жизни. Человек с собственным мнением, сугубо критическим взглядом на всех и на все, он ни с кем и ни с чем не считался. Жить и работать в условиях тоталитарного режима он не мог. Вызывали вопросы и другие его ленты. В 1968 году Параджанов подписал печально известное письмо-протест местной интеллигенции , что дальше привело к его аресту и почти 5-летнему тюремному заключению . И чего потом только не было , в течении этих лет… Несмотря на все это Параджанов в условиях тюрьмы успел изготовить более 800 коллажей, инсталляций и художественных предметов, используя колючую проволоку и тюремную жесть создал десятки портретов заключенных и пейзажей мест заключения. Вместе с тем, он обучал технике чеканки и рисунка своих сокамерников, отправить на волю сотни писем с гербариями, графикой и так далее... Вот об этом и повествует новый спектакль «Ильхома». И можно сказать, что он весь выстроен на основе самых различных предметов, свидетельств , которые в ту горестную пору, хоть как-то окружали его. В 1974 году Сергея Параджанова арестовали за, так называемые «эстетические разногласия» с советским тоталитарным строем. Но, даже находясь в заключении, Параджанов продолжал создавать какие-то произведения искусства буквально не из чего . Более того, находясь в одной из колоний Параджанов создал школу искусств. Он и его сокамерники-ученики и другие заключенные , создали более тысячи рисунков, коллажей и других вещей. И все это выставляется на спектакле на каком-то символическом аукционе, где все можно купить...Более того, эти заключенные под руководством Параджанова ставили спектакли, устраивали концерты и выставки… Находясь в Ладыжинской исправительной колонии в 1976 году великий режиссер используя технику быстрой тюремной шансон-графики , создает свой «Печальный автопортрет».
Надо также сказать, что специальная команда этого аукциона проделала немалую поисковую работу и собрала , можно сказать, поистине уникальные предметы авторства Сергея Параджанова и его учеников. На протяжении аукциона эти предметы были экспонированы и представлены вниманию зрителей. Когда я поинтересовался в театре , кто же автор этой необычной во всех отношениях пьесы, то к моему большому удивлению сказали, что авторы сценария все участники спектакля + тексты из сценариев Параджанова...Выводы можете сделать сами. Когда смотришь такую оригинальную, во многом неожиданную постановку, непременно хочется знать, а кто же поставил столь необычный спектакль...Выяснилось следующее. Александр Плотников, родился в Москве.Учился на сценарно-киноведческом факультете ВГИК им. С.А. Герасимова (кафедра драматургии кино, мастерская Рустама Ибрагимбекова) и в режиссерской группе актерского факультета (мастерская Камы Гинкаса) Высшей школы сценических искусств. Отсюда и соответствующие результаты. Теперь пора представить , скажем так, команду этого «аукциона». Фамилии и имена, которые мы сейчас назовем, говорят сами за себя — Ольга Володина, Борис Гафуров, Наталья Ли и Петр Кирюхин. Вот они здесь и «делают погоду» вместе с художником Ксенией Сорокиной. Когда соберетесь пойти на спектакль, то сами убедитесь в этом. Среди зрителей в первом ряду особенно выделялись два человека, которых я попросил дать хотя-бы краткое интервью. И вот, что мы узнали в подтверждение того, что уже сказали.
Интервью для сайта «Культура Узбекистана» АУРЕЛИУ БУШЕЗ, Посол Франции в Узбекистане
- Вы остались довольны спектаклем? - Да, конечно. Я очень люблю фильмы Сергея Параджанова. Это очень хорошее и нужное всем кино. Могу сказать, что мы посмотрели очень хороший спектакль, мне он очень понравился. Это высокое искусство. Особенно впечатлили отражение трагической судьбы Сергея Параджанова, хорошая игра актеров. Это затрагивает душу и сердце человека. То, что сделал Ильхом в этот раз вызывает у меня уважение.
КОНСТАНТИН ОБОЛЕНСКИЙ, Посол Швейцарии в Узбекистане
- Я видел здесь, что спектакль вам понравился. Почему? - Во-первых, я узнал для себя здесь много нового из жизни Сергея Параджанова, получил , можно сказать, очень ценную информацию. Его жизнь и судьба никого не могут оставить равнодушными. Думаю , что это хорошо поставлено. С одной стороны мы наблюдали за трагической судьбой этого удивительного человека, с другой стороны это его оптимизм и вера в свою жизнь и судьбу. Я все это воспринимал , можно сказать, близко к сердцу. Театр работает на очень высоком уровне и очень хорошо, что он есть. Я думаю, что для Ташкента это очень важный и нужный театр.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|