Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
08.05.2024 / 10:37:58

В Большом театра Узбекистана имени Алишера Навои отметили 40-летие премьеры балета композитора Улугбека Мусаева "Томирис" в постановке народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова


Первая постановка этого балета на сцене ГАБТ им. А.Навои  состоялась в 1984 году, последняя 24 февраля 2016 года. Как и прежде, спектакль по повести Явдата Ильясова «Пятнистая смерть» производит большое впечатление и зрители оценивали его  по достоинству. Очень яркая, запоминающаяся музыка У. Мусаева (1948-2000), череда  событий сменяющих друг друга на сцене, оригинальная постановка  по либретто Олега Узакова , а также отличное исполнение своих партий артистами  балета,  занятых в нем, дали свои очень хорошие  результаты. И это был  еще один вечер балетного искусства, когда все  хочется видеть, слушать  и знать. О важном значении этого произведения в музыкальном искусстве Узбекистана, не снижающемся интересе к нему со стороны публики говорили перед началом спектакля  председатель Союза композиторов и бастакоров Узбекистана Рустам Абдуллаев, заслуженный  деятель искусств Узбекистана , режиссер театра Андрей Слоним.

      Отметим сразу, что музыкальный образ Томирис, царицы саков, один из самых ярких женских персонажей в современном узбекском балете. Основные черты её сложного и многогранного облика, уникального склада историко-легендарной личности очень точно передает исполнительница партии Томирис балерина Мафтуна Хусниддинова. Обращает на себя внимание и исполнитель партии царя Персии Кира , солист балета  Тимур Шангариев очень точно очерчивающий грани  этого образа.  Неоспоримая художественная ценность данного произведения убедительно доказана его востребованностью, непрерывной сценической жизнью со  времени  премьеры до настоящего времени. Балет «Томирис» является одним из самых любимых спектаклей в репертуаре Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои, привлекающим мастерством балетной  труппы.

   Балет  «Томирис»  рассказывает о далеких событиях из истории нашей древней и прекрасной земли. В VI веке до н.э. царь Кир вторгается в пределы страны саков-массагетов – простого, но свободолюбивого народа. В сокрушительном бою сталкиваются степная царица Томирис и властитель огромной империи Ахеменидов  Кир. Но это  не просто столкновение  двух масштабных личностей.  Балет выявляет конфликт двух противоположных мышлений – свободолюбия, овеянного  вольным ветром  родных просторов и захватнической агрессии. В этом столкновении победительницей оказывается любимая народом царица Томирис.

 

Интервью для сайта Культура Узбекистана

 

Дилором АМАНУЛЛАЕВА, композитор

 

- Мне балет очень понравился. Думаю, что и вам тоже…

 - Да, очень талантливо написано. Улугбек Мусаев был очень талантливый узбекский композитор. Он относится ко второму поколению композиторов, после Икрама Акбарова, Мухтара Ашрафи. Потом шли Улугбек Мусаев. Рустам Абдуллаев. Они конечно очень много сделали для развития узбекской музыки и культуры. Но особенно хотелось бы выделить Улугбека Мусаева. Он же два балета создал. Первый на либретто Шарафа Рашидова «Кашмирская легенда», его даже в Москве поставили .А это второе его произведение «Томирис». Здесь прекрасная тематика и музыка прекрасная,  хореография очень интересная, юсуповская. Мне еще очень понравилась работа художника, декорации прекрасные. Я каждый раз получаю удовольствие от просмотра этого балета. Впервые услышала, еще когда студенткой была , заканчивала консерваторию. Для меня это было нечто совсем новое, тогда это было нечто грандиозное.

   Вы  знаете, это впечатление до сих пор мной не забыто. Я думаю, что балет будет долго жить и никогда не уйдет со сцены потому что здесь все талантливо сделано.  Мне очень жаль, что Улугбек Мусаев очень рано ушел из жизни, если бы он был жив, он еще не один такой прекрасный балет создал. Тогда у него была идея  создать балет «Хамса». Он был у нас в гостях и сыграл  на пианино тему адажио Лейли и Межнуна, но не успел завершить работу. Уровень игры оркестра мне тоже очень понравился и для меня сегодня это все праздник. 

 

  Олег УЗАКОВ, автор либретто балета

 

- Этот балет, по -моему, вечный...Музыка такая прекрасная и постановка отличная , интереснейшая. С каким настроением вы сегодня пришли в театр и что вы сейчас ощущаете?

 - Я очень рад, что музыка Улугбека Мусаева так хорошо звучит в этом театре, постановка Ибрагима Юсупова и ее нынешний формат меня тоже очень  радуют. Вижу, что ее исполняют с большим  удовольствием и желанием. Спасибо им за это.

 - Я думаю, что театр будет продолжать работу по обновлению спектакля и все будет еще лучше.

 - Да, конечно. Балет этот должен быть всегда в репертуаре театра.

 - Вы создали  очень хорошее  либретто и другие создатели балета очень хорошо поработали…

 - Спасибо вам большое на добром слове. Так получилось. Что я автор либретто этого балета. После того, как мы с Улугбеком Мусаевым все это сделали, пригласили на постановку Ибрагима Юсупова , как хореографа. И в результате 40 лет назад этот спектакль состоялся, до сих пор идет. Теперь  ему 40 лет и было бы сейчас 75 лет моему другу Улугбеку Мусаеву.

 - Поздравляю вас!

 - Спасибо вам.

 - Пусть все будет хорошо и далее.

- Очень на это надеюсь.

 

Алина ТОПАЛОВА, внучка Ибрагима Юсупова

 

- Я раньше долго вела программу на радио «Грант», последние пять лет живу в Польше. Балет мне очень понравился. Очень красивая музыка . Это какое-то сокровище музыкальное . Так все красиво и здорово, что есть такие балеты, есть такие режиссеры, балетмейстеры, артисты , которые могут сделать все на самом достойном уровне.

 - Наверно гордитесь, что это произведение создано вашим дедушкой Ибрагимом Юсуповым?

 - Да, конечно. Он же ставил также  отличные балеты «Спартак», «Тысяча и одна ночь». Надеюсь, что они в скором времени тоже появятся в репертуаре театра имени Алишера Навои.

 

Думается, что стоит назвать имена  создателей этого балета, который так тепло принимали в этот вечер ташкентцы, а также  напомнить  его содержание.

 

Хореография народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова.

Музыкальный руководитель и дирижёр – заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Фазлиддин Якубджанов. дирижер Садик Гаибов.  балетмейстер - заслуженный артист Узбекистана, народный артист Каракалпакстана Замир Нурымбетов, художник постановщик - заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров, художник по костюмам – Лобар Палванова

 

Действие первое.Первая картина

 

Племя хоронит своего вождя. На престол претендует зажиточный сак Фрада и жена вождя Томирис. При поддержке своих сторонников Фрада вступает в спор с Томирис, которую народ желает видеть царицей. В жесткой схватке Томирис побеждает Фраду. Сакский народ провозглашает её своей повелительницей.

Вторая картина

Царь Персии Кир отдыхает в своей летней резиденции. Фрада, предавший свой народ сообщает царю, что одна из его сатрапий объявила независимость. Властитель мира взбешен. Он готов тут же идти походом на восставшее племя. Но Фрада рассказывает ему о красоте царицы саков, и «царь царей», еще не видя Томирис, опьянен ею. Жрецы предлагают разрешить спор мирным путем. Кир отправляет сакской царице большое посольство во главе с Фрадой. Оно должно передать ей богатые дары и корону в знак предложения Томирис стать женой персидского царя.

Третья картина

Появляется Спаргапа. Его окружают юноши и девушки, среди которых и возлюбленная Спаргапы – Райяда. В веселом танце Райяда хочет увлечь Спаргапу, но Томирис останавливает их. Спаргапа знакомит Томирис с Райядой. Царица благословляет сына и его невесту. Свадьба Спаргапы и Райяды в разгаре. Томирис счастлива. Неожиданно веселье прерывается появлением персидских послов, среди них и предатель Фрада. Он передает царице предложение разделить ложе с «царем царей» и преподносит его подарок – золотую корону. Томирис мучают противоречивые чувства: ее прельщает желание быть женой «царя царей», но она также понимает, что принять корону – значит предать свой народ, который попадет в жестокую зависимость Кира, отказаться – вступить в войну. Томирис решается на последнее во имя свободы своего народа.

Действие второе

Четвертая картина

Кир ждет ответа Томирис. Возвращаются послы, Фрада отдает Киру отвергнутую саксткой царицей корону. Разгневанный Кир жестоко наказывает Фраду и принимает незамедлительное решение – идти войной на сакское племя и силой покорить его гордую царицу Томирис. Воины торжественно вручают Киру меч – символ войны.

Пятая картина

Райяда и Спаргапа одни. Увлекшись, они наталкиваются на передовые отряды персидских войск и попадают в плен. Персидский царь ликует: теперь сама судьба дарит сакскую царицу ему в руки. Кир вручает Райяде сорванный с груди Спаргапы амулет – подарок его матери, который девушка должна передать Томирис. Врываются сакские амазонки, начинается кровопролитная битва. Бой прерывается появлением Томирис. Кир бросает к ее ногам пленного Спаргапу. Томирис в отчаянии, она может спасти сына только ценой своей покорности Киру. Но Спаргапа решает свою судьбу сам - он выхватывает кинжал и кончает жизнь самоубийством. Безутешно горе матери. Но чувство ненависти к убийце всколыхнули в Томирис огромные силы. Она смело вступает в бой с Киром, и «царь царей», побежденный в жестокой схватке, - падает у ног Томирис.

Шестая картина (эпилог)

Утро нового дня. В лучах восходящего солнца стоит Томирис. Перед нею на коленях побежденные персидские воины. Томирис ломает над их головами меч – символ войны. Сакский народ славит наступление нового мирного дня!

 

 

 

                                                            БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

 

                                                             фото Алишера Казакбаева





Другие материалы рубрики

07.05.2024 / 15:32:59

К 110-летию современного узбекского театра. Государственный академический русский драматический театр Узбекистана представит 11 мая с.г. спектакль "Муж в кредит" М.Н.Задорнова на сцене Дворца профсоюзов Узбекистана.

Сначала немного истории...На этой сцене выступали поэт - Сергей Есенин, танцовщица -Айседора Дункан, перуанская певица Има Сумак, американский оркестр Бенни Гудмана, оркестр Олега Лундстрема, неповторимый Владимир Высоцкий, югославский певец Джордже Марьянович, известные творческие коллективы МХАТа, Театра на Таганке, театров имени Вахтангова, Сатиры, "Современник", Большого Драматического театра Петербурга, известные актёры Б.Бабочкин, М.Зельдин, Л.Касаткина, А.Попов, М.Жаров, Р.Нифонтова. Далее...

05.05.2024 / 18:10:50

Большим событием в культурной жизни нашей страны стал, завершившийся в столице Узбекистана , Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори".

В полной мере ощущалось на заключительном Гала-концерте в ГАБТе им. А.Навои . Открывая его вступительным словом первый заместитель министра культуры Узбекистана Авазхон Таджиханов отметил, что в эти дни по инициативе министерства по всей стране проходят красочные фестивали, конкурсы и концерты. При этом была выражена искренняя благодарность всем участникам музыкального праздника "Тошкент бахори" за участие в нем и высказаны пожелания больших творческих успехов. Далее...

04.05.2024 / 10:38:54

Репертуар ГАБТ им. А.Навои на май 2024 г.

Репертуар ГАБТ им. А.Навои на май 2024 г. Далее...

03.05.2024 / 09:49:09

Труппа Государственного молодежного театра Узбекистана выступила в Санкт-Петербургском драматическом театре на Васильевском острове

Труппа Государственного молодежного театра Узбекистана в рамках V Международного фестиваля LOFT выступила с постановкой по мотивам рассказов Абдуллы Кадыри "Послушайте поэта" в Санкт-Петербургском драматическом театре на Васильевском острове Далее...

02.05.2024 / 17:39:11

Новые творческие идеи, взращённые II Международным форумом музыкальных театров "OPERETTA.UZ

В разгар ташкентской переменчивой весны 26-28 апреля 2024 г. состоялся II Международный форум музыкальных театров "OPERETTA.UZ , организованный Государственным театром музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан. Далее...





24.12.2024 / 12:01:48
Х-Международная Биеннале детских рисунков "РАДОСТИ ТАШКЕНТА"
 
18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 


26.12.2024 / 23:16:20
Встреча с современной музыкой
 
23.12.2024 / 14:56:54
ВЛИЯНИЕ "РЕКВИЕМА" ДЖ. ВЕРДИ НА СЛУШАТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА: ГРАНДИОЗНОЕ СОБЫТИЕ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ МАЭСТРО УРИНБАЕВА
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте