Накануне Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои вновь доставил многочисленным зрителям истинное наслаждение от соприкосновения с высоким творчеством. Открыв свой 95-й театральный сезон ярким концертом OPEN AIR, театр убедительно и ярко представил первый оперный спектакль нового сезона. Это была горячо любимая музыкальной общественностью и публикой опера Джакомо Пуччини «ТОСКА», которая неоднократно в разнообразных отечественных и гастролирующих составах радовала публику истинными творческими достижениями.
Этот спектакль «ТОСКИ» был особенным уже потому, что в преддверии памятной даты столетия ухода из жизни великого Пуччини он ознаменовал особое трепетное отношение к творчеству выдающегося итальянского композитора в палитре творчества нашей страны. И особый интерес зрителя вызвало участие в этом спектакле трех ярких гостей из России. Это молодая, но получившая уже большую известность и любовь зрителей разных стран певица Инара Козловская – ведущая солистка Маринского оперного театра. Это и прекрасный солист этого же театра Вячеслав Васильев. И талантливый дирижер Ариф Дадашев, который представляет Московский Музыкальный Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. В эту прекрасную исполнительскую группу ярко вплелся и самобытный талант нашего ведущего мастера оперы, Народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова, который все более многогранно и активно выступает на многочисленных оперных сценах мира. И стоит с удовлетворением отметить, что и талантливые солисты оперной труппы нашего ГАБТ имени А. Навои всей полнотой своих дарований составили достойный исполнительский ансамбль нашим замечательным гостям.
«Тоска» в экспрессивной, заостренно-конфликтной и детально разработанной по драматургической линии постановке ведущего режиссера, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима своим драматизмом, основанным на богатстве партитуры Пуччини, неизменно вызывает активное сопереживание зрителей и радует исполнительскими удачами. Во всей полноте раскрытия ситуаций и характеров перед зрителем проходит процесс рокового вовлечения талантливой певицы Флории Тоски и замечательного художника Марио Каварадосси в безжалостную политическую интригу. Их страстная любовь проходит через тягостные испытания. Вынужденный спрятать своего друга, политического узника Анджелотти на своей вилле – художник Каварадосси сам становится жертвой роковой политической «машины». В этот круговорот оказывается вовлеченной и его возлюбленная Флория Тоска. А шеф тайной полиции Рима – барон Скарпиа – буквально одержим идеей сделать прекрасную певицу очередной жертвой своих страстей, не знающих предела. И все это сплетение устремлений, событий, характеров, обстоятельств восходит к высокой трагедии страстей и к величию Любви, способной преодолеть и испытания, и даже неизбежность самой Смерти…
Стоит сказать и о том, что замечательные гости, в обширном репертуаре которых – множество достойно воплощенных оперных образов! – в силу обстоятельств до этого вечера еще не выступали на сцене в образах пуччиниевской «Тоски». И прибыв в наш театр с детально приготовленным музыкальным материалом вокальных партий своих героев, они ждали работы над образами. Многогранный опыт нашего театра и, в частности, опыт и мастерство режиссера Андрея Слонима уже некоторое количество раз устремлялись к воплощению своеобразных сценических дебютов на нашей сцене многими яркими международными исполнителями. И с радостью стоит сказать о том, что этот благодатный и пунктуальный труд в предельно сжатые сроки увенчался большим и абсолютным успехом.
Одаренность и своеобразие вокально-сценических возможностей Инары Козловской в образе героини оперы и Вячеслава Васильева в образе Скарпиа в концентрированной по времени и обстоятельной работе с постановщиком и раскрыли образы в согласии с постановочной концепцией спектакля, и наделили их чертами и красками, присущими их индивидуальностям. Прекрасное звучное лирико-драматическое сопрано Инары Козловской, ее эмоциональность, утонченность исполнительских штрихов в сочетании со своеобразным и наполненным действием артистизмом и прекрасными внешними данными – раскрыло образ Флории Тоски в богатстве вокальных и актерских красок. Ее Тоска получилась и обаятельной, и взрывчато-эмоциональной, и эти контрасты пронизывали каждый момент вокально-сценической жизни ее героини. Она устремлялась к любви – и страдала от приступов ревности, мучительно старалась помочь любимому во время его тягостных мук на допросе – и теряла силы, не зная, как устоять перед утонченным садизмом Скарпиа. Особо хочется отметить ее вокальное мастерство, блестяще исполненную знаменитую «Молитву Тоски» во втором действии, безупречную ровность вокальных регистров и беспредельность диапазона от предельно верхних ярких и эмоциональных нот до чувственного грудного регистра. Предельно раскованная и в пластике, и в психофизических изменениях состояний своей героини, она в каждый момент приковывала к себе внимание переполненного зрительного зала. И образ Тоски в ее исключительно своеобразном воплощении прошел все непростые фазы своих изменений – от безоблачной гармонии до заоблачного устремления соединиться с душой любимого там, в мире ином…
Вячеслав Васильев также своеобразно и достойно прошел репетиционный путь воссоздания своего героя. И предъявил результат также весьма интересный и своеобразный. Его Скарпиа поистине упивался своей, как ему думалось – безграничной властью над душами людей, судьбы которых он, как ему казалось, передвигал как шахматные фигуры на доске судеб. Он получился даже не лишенным своеобразного обаяния, но в изменчивости состояний представал циничным гордецом, презирающим людей и упивающимся своей властью над ними. В своей страсти к Тоске он предстал по-своему искренним и неодолимо стремящимся к победе над ней, к ее ответу на его страсть. Звучный баритон певца и его актерская свобода воплотили многие оттенки состояний духа его героя – от самоупоения мнимым всемогуществом – до трусливого ужаса перед смертью в момент, когда Тоска наносит ему смертельный удар кинжалом. Все этапы жизни своего героя в ансамбле и с Инарой Козловской, и с другими партнерами Вячеслав Васильев раскрыл ярко, зримо и органично в своей особой правде жизни на сцене.
Особо стоит отметить и блестящую работу в образе Марио Каварадосси ведущего мастера, Народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова, который является и директором нашего театра. Его яркое и выразительное пение, эмоциональность фразы, экспрессия пластики и нюансов, прекрасное ансамблевое начало в общении и взаимодействии с партнерами – создали образ и обаятельный, и выразительный. Все нюансы постановочного замысла режиссера Рамиз Усманов пропустил через свою индивидуальность. И вынес образ, вызывающий не просто и не только сопереживание – а нечто более высокое по свойствам чуда Театра. Вся драматургическая основа жизни трех главных героев в кульминационные моменты вызывала в душах слушателей именно то, что принято в театральном мире называть «катарсисом», очищением душ от восприятия истинного творчества.
Значительную роль в подготовке спектакля сыграл и еще один замечательный гость – маэстро Ариф Дадашев, ярко и убедительно продирижировавший «Тоской». С первых моментов работы с солистами он начал погружать их в суть «звучащей драматургии». Его темповые планы были органичными и великолепно помогающими раскрывать суть действия. И в предварительной работе с певцами, и в последующей за этим работе с оркестром, хором и солистами он продемонстрировал убедительное раскрытие богатой пуччиниевской партитуры. И по отзывам самих артистов, постановщика, хормейстеров – работа с ним доставила всем истинно творческое удовольствие и взаимную симпатию.
В спектакле «Тоска» нет персонажей, которые можно назвать второстепенными. В этих разных острохарактерных образах органично и убедительно выступили молодые солисты оперной труппы. Политический узник Анджелотти в исполнении Хислата Камилова предстал человеком, измученным и морально,и физически. Но в его душе осталась живой та несокрушимая воля, которая в конце концов и привела в финале к своеобразной победе над темным началом. Примечательно, что по замыслу режиссера у Анджелотти для самозащиты спрятаны в капелле храма, где он скрывается – пистолет и кинжал для самозащиты. Когда по приказу Скарпиа сыщик Сполетта обнаруживает Анджелотти в укрытии на вилле Каварадосси – Анджелотти вынужден застрелиться, чтобы на попасть снова в руки мучителей. Его пистолет и кинжал приносит Сполетта в кабинет Скарпиа. И рукою Тоски в момент отчаянной самозащиты от насилия Скарпиа именно этот кинжал сразит тирана и злодея… Выразителей и главный сыщик Сполетта в талантливом исполнении молодого солиста Отемиса Джуманиязова. Он и исполнителен, и малодушен в страхе за свою жизнь в момент, когда приказ шефа не удается исполнить. Стоит сказать, что совсем недавно О. Джуманиязов был удостоен сразу двух почетных званий. Он стал Заслуженным артистом Каракалпакстана – своей родной Земли! – и Башкортостана, где участвовал в значительной культурной декаде представительства нашей страны. Служитель храма Ризничий в исполнении Камолиддина Мухаммадиева наделен всеми свойствами человека, испытывающего и пристрастие ко вкусной пище, и наделенного ханжеской моралью, осуждающей факт, при котором художник Каварадосси написал образ святой Марии Магдалины , наделив его чертами земной женщины, прихожанки храма, сестры Анджелотти маркизы Аттаванти. Жандарм Шароне, дебютно воплощенный молодым солистом Филиппом Эль-Танани был характерен именно автоматизмом человека, привыкшего исполнять приказы. И испытавшего панический страх только в непредвиденный миг, когда приходит известие о победе Наполеона и его вторжении в Рим. В относительно небольшой роли Тюремщика убедителен Далай Жаргалов, выразительно пропета бесхитростная песня Пастушка в рассветный момент перед казнью Каварадосси Ленарой Закировой.
Хор театра в заключительной сцене мессы первого действия и прекрасно звучал, и был правдив в сценической жизни своих героев – прихожан церкви, выразительно исполнена им была и знаменитая кантата за сценой. В образах сыщиков, солдат, священников убедительно выступили артисты миманса театра. Оркестр нашего театра тоже оказался на высоте. И под чутким и органичным управлением маэстро Арифа Дадашева прекрасно и с должной эмоциональностью воплотил все богатства пуччиниевской партитуры.
Зрители горячо принимали и каждый номер, и финал спектакля, заключив приветствие артистов и постановщиков почти десятиминутной овацией. На этой горячей ноте завершился замечательный спектакль «Тоска», наглядно воплотивший и весьма достойный уровень нашего любимого театра, и мастерство гостей, и одаренность отечественных исполнителей, поистине представших с прекрасными гастролерами на едином творческом уровне. Так в этот замечательный вечер воплотилось благодатное сплетение оперной культуры нашей страны с мастерством высокоодаренных гостей из России – и в этом единении воплотился истинный праздник творчества, раскрывший в высокой трагедийности воспевание устремленности душ и величия и силы Любви…
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
Фото Юрия ПОЛЯНСКОГО