Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.05.2018 / 10:02:37
Город как судьба в фильме "Мама. Спасение в Ташкенте"Новый показ документального фильма «Мама. Спасение в Ташкенте» производства студии «Фаввора-фильм» 20 05 18 в галерее «ZERO-LINE» в центре узбекской столицы вызвал оживлённую дискуссию в зрительном зале. Первый показ фильма режиссёра Дениса Кодзаева по сценарию Бориса Бабаева о судьбах Анны Мишулиной, Анны Ахматовой, Корнея Чуковского в Ташкенте в годы их эвакуации сюда во время Второй мировой войны состоялся в начале мая в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои и уже тогда вызвал большой интерес к теме, затронутой в 2016 г. в документальном фильме «Большое сердце Ташкента» режиссёра Хаджимурата Валиева. Киновечер начался с показа телепередачи «Большое сердце Ташкента в Нью-Йорке». В нём сценарист Борис Бабаев и народная артистка Узбекистана Галина Мельникова дают интервью на русско-американском телевидении в Нью-Йорке в сентябре прошлого года во время творческой поездки в США. Целью командировки было показать на Западе фильм о «городе спасения», как ёмко и точно назвал наш город народный поэт Узбекистана Александр Файнберг. В годы Второй мировой войны в Ташкенте нашли спасение не только тысячи эвакуированных людей, стариков, женщин и детей, которые бежали от преследований немецко-фашистских захватчиков, а также огромное количество евреев, подвергавшихся полному уничтожению. Здесь нашли приют и тысячи невинных жертв сталинских репрессий, впоследствии реабилитированных и внёсших свой посильный вклад в экономику и культуру Республики Узбекистан. Новая жизнь беженцев с чистого листа в Узбекистане стала возможна не только благодаря действиям местного руководства, но главным образом, доброте и гостеприимству, неимоверным усилиям узбекского народа, который ничего не жалел, чтобы беженцы нашли здесь спасение, жильё, пищу и работу. Они хорошо помнят всё это и преисполнены благодарности нашему народу за помощь и спасение, а также свою духовную и гражданскую реабилитацию в нашем крае. Открывая презентацию нового документального фильма «Мама. Спасение в Ташкенте», — как сказал его сценарист Б. Бабаев, — он тематически и фактически логично продолжает первую документальную киноповесть Большое сердце Ташкента», в которой его создатели рассказали о том, как нашли спасение в Узбекистане в начале войны тысячи эвакуированных в нашу страну беженцев из захваченных немецкими фашистами районов России, Белоруссии, Украины. Интрига создания документального фильма о судьбе матери народного артиста СССР, известного актёра театра и кино Спартака Мишулина — Анны Васильевны Мишулиной, — рассказал Б. Бабаев, — заключалась в том, что не было практически никаких данных и очень мало информации о детстве и отрочестве самого Спартака. Он появился на свет 22 октября 1926 г. в Москве. Его мать, Анна Васильевна работала в ту пору заместителем наркома СССР по промышленности. Необычное имя для мальчика, в честь римского борца за свободу рабов, придумал дядя, родной брат матери — Александр Васильевич Мишулин, ректор академии общественных наук при ЦК партии, личный друг Суслова. Именно он забрал ребёнка из интерната и воспитывал в своей семье. Семья Мишулиных жила в самом центре Москвы — в двух шагах от улицы Горького, в Настасьинском переулке. Спартак рос непоседливым, подвижным ребенком. С ранних лет он мечтал стать артистом и нередко бегал в Детский театр, который располагался на Тверской. В 10 лет в жизни Спартака произошли серьезные перемены. В 1937 г. мать становится жертвой сталинских репрессий и отправляется в ссылку в Узбекистан. Его маму арестовали как «врага народа» и сослали в Ташкент. Триумф талантливого артиста наступит в конце 50-х гг прошлого века в Москве в театре Сатиры. В 70-е - 80-е годы Спартак Мишулин продолжал много и плодотворно работать в этом театре. Он неизменно блистал в роли Карлсона, играл в спектаклях: «Обыкновенное чудо» (Король), «Ревизор» (Хлопов), «Мамаша Кураж и её дети» (Повар), «Маленькие комедии большого дома» (Грабитель), «Ремонт» (Изобретатель), «Бег» (Чарнота), «Трехгрошовая опера» (Пичем), «Самоубийца» (Калабушкин), «Крамнэгел» (Крамнэгел) и др. Спартак Васильевич Мишулин был очень деятельным, открытым, весёлым, дружелюбным человеком. Его любили дети за его спектакли, его обожали взрослые, за то, что он мог вернуть им ощущение детства. Он был верным и преданным своей профессии актёром, более полувека проработав на подмостках театра Сатиры в Москве. Актёр умер 17 июля 2005 года после тяжёлой операции на сердце, но его до сих пор очень многие помнят и бесконечно любят созданные им запоминающиеся образы в театре и кино. Фрагменты из знаменитых спектаклей и фильмов с его участием были показаны в этом документальном фильме о матери Спартака: «Белое солнце пустыни» (Саид), телесериал «Кабачок «13 стульев» (пан директор), «Нам всё ещё смешно» (Карлсон) и другие. — Нас заинтересовала история матери Спартака, этой удивительной женщины, — сказал Борис Бабаев, предваряя показ фильма. — Но поиски её пребывания в Ташкенте оказались сложными. Мы с трудом нашли людей, знакомых с Анной Васильевной. Об этом мы говорим в фильме с известными людьми республики — писателем, историком края Борисом Анатольевичем Голендером, подчеркнувшим, что здесь в Ташкенте Анна Васильевна в атмосфере людского добра обрела себя в новом качестве; искусствоведом, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Турсунали Кузиевым, контактировавшим с Анной Васильевной в конце её жизни; народным артистом Узбекистана, режиссёром Баходыром Юлдашевым, а также соседкой Анны Васильевны Мишулиной по дому — Светланой Абрамовой. С их помощью удалось узнать о многом: где проживала репрессированная мать Спартака, о некоторых особенностях её непростого характера, а также бытовых подробностях её замкнутой жизни. Живой и домашний голос народной артистки Узбекистана Галины Мельниковой за кадром делает этот фильм особенно доверительным и искренним. Так, из рассказа соседки зрители узнали, что Анна Васильевна была женщиной с железной силой воли, со своей точкой зрения на происходящее вокруг. В 50-тые годы прошлого века, после смерти Сталина, она была полностью реабилитирована, но не уехала из Ташкента и осталась здесь жить до самой смерти. В фильме один из его участников режиссёр Баходыр Юлдашев высказал предположение, что так она поступила в знак благодарности Узбекистану, узбекскому народу, Ташкенту, ставшему для неё родным, за сердечный приём, доброту людей, их любовь и радушие. К сожалению, многое в судьбе этой женщины остаётся до сих пор загадкой. Отвечая на вопросы зрителей, удалось ли узнать, где и кем работала Анна Васильевна, Борис Бабаев ответил, что она работала простым инженером. Волею судьбы оказавшаяся в столице Узбекистана, практически сосланная сюда, Анна Мишулина осталась в солнечном городе и после своей реабилитации, прожив в нём почти полвека. Годы, проведённые вдали от родных мест, сделали далекий когда-то для Анны Мишулиной Ташкент главным городом её жизни, её судьбой. Создатели фильма на основе одной судьбы смогли создать обобщённый портрет эпохи, придать динамизм повествованию ленты, подняли и неординарно преподнесли зрителям довольно сложную тему, создали яркую запоминающуюся картину. Одна жизнь — и перед нами рассказ о целой исторической эпохе; конкретный человек — и открывается целый интереснейший пласт истории Ташкента, незабываемая страница его большой истории. По мнению заслуженного деятеля искусств Турсунали Кузиева, съемочной группе фильма «Мама. Спасение в Ташкенте» удалось передать необыкновенную атмосферу любви и дружбы, царящую в нашем древнем и вечно молодом городе. Ташкент и сегодня остаётся образцом необыкновенного братства людей самых разных национальностей, для которых человек, живущий или живший в Ташкенте, куда бы ни заносила его судьба, навсегда остаётся родным для узбекистанцев. Автор сценария, известный журналист Борис Бабаев, сумел создать динамичную ленту, которая смотрится на одном дыхании. Просто, начиная с нуля, по крупицам собирая сведения о судьбе героини, он выходит через её индивидуальную судьбу к широкому обобщению, показывает роль Ташкента в судьбах многих людей. На новом показе картины в галерее Zero Line зрители обсуждали эвакуацию в Узбекистан выдающегося поэта Серебряного века Анны Ахматовой и её достаточно широкого окружения, в которое входили наряду с российскими мэтрами — Ал. Козловским, А.Н. Толстым, Н.Я. Мандельштам, Вл. Луговским, Ксенией Некрасовой — местные молодые жители Ташкента, всячески поддерживавшие беженцев в суровом быту и их мужественном творчестве в южном тылу: это будущие известные литераторы, а тогда подростки — Эдуард Бабаев, Вал. Берестов, Зоя Туманова. Вот что писал К.И. Чуковский о Ташкенте и его жителях того времени: «Этого, действительно, никогда не бывало, чтобы люди другой национальности, другого быта, другого языка, другого климата, другой части света проявляли такую пылкую любовь и уважение к беженцам. Это происходит впервые за всю нашу историю. Всегда знал, какое большое значение имеет дружба народов, но должен сознаться — мне и в голову не приходило, что эта дружба может дойти до такой взволнованной, задушевной, самоотверженной нежности…». Известная телеведущая Галина Мельникова на обсуждении фильма о Ташкенте военной поры вспоминала, как её родители приютили пожилую женщину из блокадного Ленинграда и ухаживали за ней, как за малым дитём. Она призвала зрителей не утрачивать этот дар, доставшийся нам в наследство от наших родителей, переживших войну, — невероятную чуткую душевность и любовь к людям, подтверждающие слова Л.Н.Толстого: «Любовь есть жизнь. Всё, что я понимаю, есть только потому, что есть Любовь». Журналист Юрий Черногаев признался, что испытывает гордость за свой народ и родной город Ташкент, который в разное время справедливо называли: «Ташкент – город хлебный», «Город спасения», «Столица дружбы и тепла», а также гордость за создателей такого фильма. — Ведь мы живём и порой не осознаём, где мы живём и с кем рядом живём, — признался он. Посол Польши в Узбекистане Петр Ивашкевич сердечно поблагодарил создателей двух документальных лент и высказал пожелание, чтобы их показывали на ТВ более широкой аудитории. Ташкент, — подтвердил он, — богат своими историями. Только недавно, третьего мая 2018 г., — рассказал он, — в Музее жертв сталинских репрессий на Юнусабаде открыта выставка, рассказывающая про большую польскую армию (120 тысяч человек), которая была сформирована недалеко от Ташкента в годы Второй мировой войны. Сходите посмотреть — вам будет интересна эта история, сказал он. Главный редактор сайта «Письма о Ташкенте» Евгений Скляревский вот как поделился своими впечатлениями от просмотра и обсуждения фильма «Мама. Спасение в Ташкенте!..» в интернете: — У меня два потрясения. Первое — от фильма, от цепи совпадений — Tурсунали Кузиев работал 40 лет назад в мастерской в подвале дома, где жила Мишулина, сосланная в Ташкент в 1937 году. Удалось найти соседей и записать их воспоминания. И это штрих общей идеи о том, как Ташкент стал домом для эвакуированных, сосланных и приехавших на работу. Второе потрясение от услышанных речей при обсуждении. Кроме слов благодарности, мы обсудили важные проблемы взаимодействия культур и народов. Я просто наслаждался речами Юрия Черногаева, Галины Витальевны Мельниковой, Турсунали Каримовича Кузиева, других гостей, обсуждали актуальные вопросы, дополняли друг друга. Интересна было мнение о фильме режиссёра Баходира Юлдашева. Такие слова и мысли о чём-то важном каждый день не услышите, я просто блаженствовал от присутствия, от события, от обсуждения. Спасибо участникам, спасибо менеджеру галереи ZERO LINE Виктории Ерофеевой за гостеприимство: среди картин особенно хорошо мыслилось. Ташкент во время войны и времена эвакуации в нулевые годы становится модной актуальной темой в литературе и кинематографе. Воспоминания наших земляков дополняют ленты узбекских кинодокументалистов: «Дети войны» Дж. Исхакова, "Война... Тыл... Город спасения" Алиаскара Фатхуллина, «Большое сердце Ташкента» Хаджимурата Валиева, «Мама. Спасение в Ташкенте» Дениса Кодзаева — они заставляют жить и мыслить светлей и чище, достойно творить настоящее, помня о великом подвиге нашего народа, совершённом в годы войны на самом пределе человеческих возможностей.
Гуарик Багдасарова
|
|