Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.06.2018 / 10:12:43
И снова "Большое сердце Ташкента". Демонстрация фильма в Государственном институте художеств и дизайна им. К. БехзодаМы сняли этот фильм в 2016 году и успели его показать во многих аудиториях, залах Ташкента, в ряде зарубежных стран, на телеканалах НТРК и Узрепорт TV, а также на российском телеканале «Культура». Картина о подвиге узбекского народа, в годы войны спасшего многие тысячи эвакуированных из оккупированных немецкими захватчиками районов бывшего СССР, по-прежнему вызывает большой интерес. Кто-то выставил наш фильм на YouTube, и там его посмотрело уже более 20 тысяч человек. Это не может не радовать всю нашу съемочную группу и сравнительно молодую ташкентскую студию «Фаввора-фильм», где мы смогли снять этот фильм. И вот новый телефонный звонок, в этот раз от ректора Государственного института художеств и дизайна им. К. Бехзода – Хасана Рашидовича Аминова с просьбой показать «Большое сердце Ташкента» для коллектива студентов и преподавателей на уроке духовности и просветительства. Мы это сделали, и теперь нам есть что рассказать. Реакция зала была, также как и прежде, – на показах в Вестминстерском университете Ташкент, Сингапурском университете, Институте ИНХА – однозначной. Да, это подвиг, говорили нам зрители и таким подвигом можно и нужно гордиться. Самые добрые слова прозвучали в этот вечер и из уст ректора вуза Х.Р.Аминова, который сказал, что ребята должны хорошо знать историю родной страны и те ее страницы, которые вызывают особое уважение, и именно это показано в этом фильме. Но надо сказать также, что успех картины был бы невозможен без напряженной и вдумчивой работы режиссера Хаджимурата Валиева, режиссера по монтажу Дениса Кодзаева, операторов Абдуллы Туляганова, Романа Кайкова (США), Семена Кацыва (Израиль), Александра Клепалова (Россия). Обращаясь к зрителям, я рассказал о том, с каким вдохновением и высоким чувством ответственности мы работали над фильмом, как шел поиск людей в Узбекистане и разных странах, которые до сих пор помнят этот подвиг узбекского народа и ему так благодарны. Нас, создателей фильма, не может не радовать и то, что уже не раз в интернете прозвучали предложения очень хороших, добрых людей увековечить этот подвиг на памятном барельефе в центре столицы. Если это произойдет, это можно будет только приветствовать. И еще я рассказал студентам, что тема Ташкента, как города спасения, продолжена в следующем нашем фильме, тоже снятом на студии «Фаввора-фильм» – «Мама. Спасение в Ташкенте». Получился волнующий кинорассказ о трагической судьбе замечательной женщины – Анны Васильевны Мишулиной, матери прекрасного актера театра и кино Спартака Мишулина. Она, будучи зам. наркома СССР по промышленности, была объявлена в 1937 году «врагом народа», сослана в Ташкент и прожила здесь почти полвека, до самой своей смерти. Несмотря на то, что Анна Васильевна была полностью реабилитирована, она не уехала из нашего города, ставшего для нее родным. «Городом спасения» стал Ташкент и для великой русской поэтессы Анны Ахматовой, отличного детского писателя Корнея Чуковского и многих других выдающихся деятелей культуры и искусства бывшего Союза. Об этом мы говорили в нашем фильме с прекрасными собеседниками – режиссером Бахадыром Юлдашевым, историком Ташкента Борисом Голендером, искусствоведом Турсунали Кузиевым и соседкой Анны Мишулиной – Светланой Абрамовой.
Интервью об этих фильмах для сайта Культура.Уз ташкентского журналиста Юрия Черногаева – Юра, мы уже говорили с тобой о моих фильмах «Большое сердце Ташкента» и «Мама. Спасение в Ташкенте». Ты их видел и не раз тепло отзывался… – Я бы не сказал, что отзывался тепло, я отзывался так, как надо говорить о фильмах, которые – к большому нашему счастью, я бы даже сказал, к счастью нынешнего молодого поколения , которое плохо знает историю,– отражают всю глубину , всю трагедию той войны и последствия советского тоталитаризма. Они показывают через судьбы конкретных людей, как была достигнута победа, и более того, как эта трагедия стала торжеством человечности в условиях Узбекистана в период войны. Мы же говорим о большом сердце конкретного города и через него – всего Узбекистана и всей этой благословенной земли. Ташкент – это символ большого сердца всего узбекского народа. И будем откровенны, спасение такого большого количества беженцев, в их числе евреев, бежавших от ужасов войны и Холокоста, это ли не свидетельство подвига узбекского народа в тот период и толерантности этого замечательного народа. Он был готов приютить каждого, кто нуждался в помощи . И фильм очень убедительно показывает это сегодняшней молодежи. – Тема «Ташкент – город спасения» была продолжена нами в следующем фильме – «Мама. Спасение в Ташкенте». Ты высказал на премьере ряд интересных соображений, что можешь сказать об этом сейчас? – Да, этот фильм очень убедительно продолжает эту замечательную тему, очень человечную, но уже не на фоне громадных масс спасенных людей, а на фоне одной конкретной судьбы. Через судьбу матери нашего гениального актера театра и кино Спартака Мишулина в этом фильме тема «Ташкент, город спасения», показывается очень и очень убедительно. Герои этой документальной ленты пришли сюда не по своей воле, они нашли здесь , можно сказать, вторую родину. И будем говорить откровенно, многие эти замечательные люди остались здесь навсегда, так как это сделала Анна Васильевна Мишулина, хотя корни были где-то в России, в других местах. Это связано глобальным историческим процессом, когда человек, рожденный в одном месте, обретает родину совершенно в другом, как это произошло у нее. Хотя здесь другая земля, другие люди, а они стали родными. Очень откровенно и от всей души написали об этом и великая русская поэтесса Анна Ахматова и прекрасный детский писатель Корней Чуковский. Это очень интересно и глубоко волнует современного зрителя. Единственное, что мне хочется, чтобы эта тема нашла свое продолжение. И большое спасибо авторам этих фильмов, что они заставляют нас снова об этом думать, вспомнить как это было на самом деле, говорить об этом с чувством большого волнения.
БОРИС БАБАЕВ, автор сценария
|
|