Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.01.2023 / 12:12:11
Из воспоминаний Георгия Данелии. Эта история из жизни сама достойна экранизации«Во время Московского кинофестиваля 1979 года позвонили с "Мосфильма" и сказали, что завтра в десять утра показывают Фрэнку Копполе "Осенний марафон" и Сизов просит меня приехать. Приезд Фрэнка Копполы на Московский кинофестиваль с фильмом "Апокалипсис" произвел фурор. За него шла борьба, все хотели с ним пообщаться и пригласить в гости. В 10 я был на "Мосфильме". Зашел к Сизову. Он говорил по телефону: — А когда вы его привезете? Ну, хорошо, подождем, — положил трубку и сердито сказал мне: — Вчера он был у кого-то в гостях, там его так накачали, что теперь не могут разбудить. Так что давай подождем часик. Покажем фильм, потом пообедаем. Через час Коппола не появился, через два тоже. Приехал он только в половине второго, как раз к обеду. Приехал не один. С ним был брат Джулио, племянники, двоюродная сестра с мужем, детьми и няней, переводчики. За обедом я рассказал Копполе о том, что произошло в Тбилиси, когда показывали в Доме кино его знаменитый фильм "Крестный отец". Попасть на этот просмотр мечтал весь город. Одному богатому человеку по почте прислали пять билетов, тот обрадовался. Пошли всей семьей: он, жена, сын, дочь и родственница из Дигоми. Когда они вернулись, квартира была пуста. Вынесли все, включая картины, антикварную мебель и даже чешский унитаз. Копполе эта история понравилась. После обеда показали гостям фильм. Фильм итальянцам понравился. А потом поехали в гостиницу "Россия", где жили гости фестиваля. Семья Копполы – на двух фестивальных "Чайках". А Коппола с переводчиком со мной на моей машине. По дороге он спросил: — У вас в фильме герой полтора часа изменяет жене. Были проблемы? — Нет. — Странно… вчера мне ваши коллеги жаловались, что в советском кино ничего показывать нельзя. Это не так? — Кое-что показывать можно, но не все… В гостинице мы попрощались. Коппола пошел к себе. А я направился к стойке администратора, чтобы узнать, в каком номере остановился западногерманский продюсер Сергей Гамбаров, для него у меня был припасен альбом с рисунками Сергея Эйзенштейна. В вестибюле гостиницы наткнулся на свою сестренку, актрису Софико Чиаурели. — Ты Коку Игнатова не видел? — взволнованно спросила она. — Нет, а что? — Вчера Коппола был у Двигубского, и мы с Кокой пригласили его сегодня в "Иверию" (был такой грузинский ресторан в Голицыно, по Минскому шоссе). — Кока куда-то исчез, а у меня всего шестьдесят рублей. Надо деньги доставать. У тебя есть? — Вы Копполу вчера так ухайдакали, что вряд ли он помнит, что говорил вчера Кока. — Что значит — не помнит, а если помнит? — Давай спросим. Подошли к фестивальной службе, попросили выяснить планы Копполы на сегодняшний вечер. Они позвонили секретарю Копполы, и тот сказал, что сегодня вечером Копполу пригласила грузинская актриса в загородный ресторан. У меня было с собой рублей тридцать, у Софико шестьдесят, всего девяносто — для ужина с Копполой и его свитой в загородном ресторане маловато. Что делать? Ехать в сберкассу за деньгами поздно, уже закрыто. Поднялся в номер к своему сокурснику, режиссеру Шухрату Аббасову, взял взаймы "до завтра" 190 рублей (все, что у него было) и, естественно, пригласил его на ужин. Спустился в вестибюль. Спросил у Софико: — Сколько нас будет? — Я, ты, Коля Двигубский, их человек восемь. — Еще Шухрат. — Берем с запасом — пятнадцать. — Если в Доме кино, должно хватить, а в ресторане «Иверия» — не знаю. — А еще такси, — сказала Софико. Снова позвонили секретарю Копполы и попросили узнать, не хочет ли Коппола вместо загородного ресторана пойти в ресторан Дома кино. Секретарь сказал, что Коппола в Доме кино уже был, а сегодня хочет посетить загородный, грузинский. Пришлось звонить в "Иверию", заказывать стол на пятнадцать человек. Когда Коппола со своей семьей и свитой спустились, я сказал, что Софико моя сестра, пригласила меня на ужин тоже, и объяснил переводчику, как ехать в "Иверию". Между прочим. В конце шестидесятых в Голицыно построили ресторан грузинской кухни и назвали его "Иберия" (так античные и византийские историки называли древнее грузинское царство). Принимать ресторан начальство приехало под вечер. В двухэтажном здании зажгли свет, зажглись и цветные буквы на крыше с названием ресторана. Все было празднично. — Красиво? — спросил директор ресторана. — Красиво, ~ сказал кто-то. — Красиво-то красиво, — сказал главный начальник. — А что будет, если у вас буква «и» погаснет? Тягостная пауза. — Вот именно! И будет под Москвой ресторан имени предателя родины, японского шпиона Лаврентия Берия. Букву "б" заменили на букву "в". И ресторан стал называться "Иверия". От гостиницы отъехали в таком составе: две "Чайки" с семьей Копполы, три "Волги" с переводчиками, фестивальной службой и свитой Копполы, "мосфильмовский" рафик с кинокритиками, микрик со съемочной группой с ЦСДФ, лихтваген. И мы на синем "жигуле" — Софико, художник Коля Двигубский, Шухрат Аббасов и его приятель, маленький узбек в тюбетейке, с медалью "Ветеран труда" на лацкане пиджака. — Какой ужас! Вся эта шобла с нами за стол сядет? — нервничала Софико. — А куда деваться. Я затормозил у телефона-автомата, позвонил в "Иверию" и попросил, чтобы стол организовали не на пятнадцать, а на тридцать человек и еще отдельный стол — на восемь, для водителей. А закуски пока не ставили. Когда приехали и все расселись по своим столам, Софико сказала Копполе: — Фрэнк, есть два варианта: можно заказать обычный ужин, это примерно та же еда, что ты ел вчера, или простой крестьянский ужин, какой грузинские крестьяне едят каждый вечер. — Я люблю простую еду, — сказал Коппола. — Неси всем лобио, зелень, сулугуни, хлеб, семь бутылок водки и тридцать "Боржоми", — заказал я. — Все? — спросил официант. — Нет, подожди, — сказал маленький узбек в тюбетейке, — Георгий, знаете, что еще вкусное крестьянское? Сациви. Это вареная курица с орехами, — объяснил он переводчику. Тот перевел. — Сациви всем? — спросил официант. — Мне не надо, — сказал я. Софико и Двигубский тоже отказались. Остальные заказали сациви. Я открыл меню и начал искать, сколько стоит сациви. — Все? — спросил официант. — Все, — сказала Софико, — неси. — Нет, подожди. Софья Михайловна, а знаете, что еще любят грузинские крестьяне? — не унимался маленький узбек. — Грузинские крестьяне любят молодого барашка, зажаренного целиком. — Сейчас не сезон, уважаемый. Неси то, что уже заказали, — велела Софико официанту. Официант пошел выполнять заказ. — Откуда он взялся, этот идиот? — спросила у меня Софико по-грузински. — Шухрат привел, — ответил я ей тоже по-грузински. Шухрат услышал свое имя и пожал плечами, мол, все понимаю, но ничего не могу поделать. Когда официанты принесли водку "Столичную» и воду "Боржоми", маленький узбек спросил: — Георгий Николаевич, а вино "Киндзмараули" они пробовали? — Не пробовали, — сказал переводчик. — Вино "Киндзмараули" сколько бутылок? — тут же спросил официант. Софико посмотрела на меня, вздохнула и сказала: — Неси пять бутылок, а потом посмотрим. И тут я увидел, как другой официант несет на подносе восемь банок с черной икрой и лососину к столу водителей. Маленький узбек тоже увидел. — Георгий Николаевич, здесь черная икра есть! Спроси, — велел он переводчику, — они черную икру любят? — Любят, — уверенно сказал переводчик. — Черную икру сколько? — спросил официант. Мы с Софико посмотрели друг на друга. "Оставлю паспорт, завтра деньги сниму с книжки и расплачусь", — решил я. — Черную икру неси всем! — сказал я. И успокоился. Вечер прошел хорошо. Было весело. Софико, умная и обаятельная, была прекрасным тамадой. Оркестр, не прекращая, играл музыку из "Крестного отца" и "Мимино". Потом на сцену вышел Джулио и спел арию из оперы "Паяцы". После него худенький кинокритик в роговых очках, Фима Розенберг, со сцены спел "Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я загубил, только тебя, занозу сероглазую, больше я всех полюбил". Ему казалось, что эта песня в стиле фильма "Крестный отец" и Копполе должна понравиться. А чтобы не обидно было и мне, критик спел песню на слова Евтушенко, которая звучит в ресторане в фильме "Мимино". Когда ужин подошел к концу, я попросил официанта принести счет. — Все оплачено, — сказал официант и посмотрел на маленького узбека. Маленький узбек виновато развел руками и застенчиво улыбнулся.»
|
|