Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.02.2018 / 01:52:57
Впервые в Узбекистане: Месса ди Глория для солистов, хора и оркестра (Messa di Gloria) Джакоммо Пуччини стала ярким событием в музыкальной жизни ТашкентаВпервые в Узбекистане 16 февраля 2018 г. в Органном зале Государственной консерватории Национальный симфонический оркестр Узбекистана (камерный состав) и Государственная хоровая капелла исполнили шедевр мировой музыкальной классики — произведение Дж. Пуччини "Месса ди Глория для солистов, оркестра и хора". Дирижер Алибек Кабдурахманов, художественный руководитель хора Анна Туркина и художественный руководитель оркестра, народный артист Узбекистана Исмаил Джалилов прокомментировали, что сложность исполнения одного из самых знаменитых и редко исполняемых произведений Джакомо Пуччини заключается в том, что требует большого количества артистов, и прежде всего большого хора. С этой задачей успешно справилась Государственная хоровая капелла, вызвавшая в публике шквал одобрения и восторга. Насыщенная мелодизмом, месса в пяти частях написана на традиционный текст католического богослужения. Messa di Gloria — это дипломная работа («la prova finale») Джакомо Пуччини в консерватории «Пачини» его родного города Люкка. Потомок старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, Джакомо, в шесть лет потерял отца — органиста и регента Луккского собора. Впервые Messa di Gloria была исполнена 12 июля 1880 года в Люкка на празднике Св. Полино, покровителя колоколов и, возымев огромный успех у публики, вызвала целую бурю противоречивых, порой скандальных, реакций в музыкальных и духовных кругах. Один из учителей Пуччини по композиции, маэстро Моско Карнер, охарактеризовал произведение как «не лишенное шарма». В то же время настоятель кафедрального собора г. Люкка считал музыку Мессы «хулиганской и абсолютно не богослужебной» и не благословил исполнять её в церкви. Однако сокурсники композитора считали, что открыто новое направление в итальянской духовной музыке — «La musica puccinistica». Несмотря на противоречивые оценки, Месса, во многом, определила дальнейший творческий почерк композитора, а некоторые её фрагменты были потом использованы в его операх «Манон Леско», «Тоска» (кантата «Inno di Gloria»), «Эдгар» и даже в «Мадам Баттерфляй», большинство из которых с успехом много лет идут у нас в Ташкенте на сцене ГАБТ им. А. Навои. По признанию самого Пуччини, Месса специально названа «Messa di Gloria» ввиду того, что носит скорее прославляющий, нежели богослужебный характер. С известной натяжкой это можно перевести как "Месса прославления": этим объясняется её светскость. Национальный симфонический оркестр Узбекистана (камерный состав) передал в исполняемой музыке итальянский дух, оперность, даже маршевость. Зрители особенно тепло восприняли в наиболее ярком месте («Quitollis peccata») мелодию популярной народной песни «Смотрю на небо», которую можно услышать и в наши дни на улицах Тосканы. Судьба этого сочинения необычна. После первого исполнения Месса на долгие годы была забыта и спустя более полувека вновь зазвучала, благодаря американскому исследователю творчества Пуччини — Данте Дофилантино. Хотел ли композитор конкретно сказать этим поступком что-нибудь? Скорее всего, нет — в прошлом веке редко употребляли многозначительное слово "концепция". Всё, пожалуй, было гораздо проще: если Ты молод, горяч и талантлив, то единственное, что Ты можешь сделать с устоявшейся традицией, так это её нарушить. И потом часто об этом жалеть. Но это ведь будет только потом... А пока — просто "шутка таланта", будущего гения, как позже выяснилось. И сейчас это дипломное сочинение Маэстро является известнейшим произведением духовной классики, судя по отзывам специалистов и любителей-меломанов. Дирижер Национального симфонического оркестра Узбекистана (камерный состав)Алибек Кабдурахманов смог придать произведению строгий характер, старательно маскируя "хулиганские" места и при этом —сохранил неповторимый пучиньевский шарм у "Agnus Dei" и жизнеутверждающее начало в финале "Quitollis peccata". Талантливый дирижёр органично совместил в одном духовном произведении элементы канонической мессы, светского величального пения, оперного хора и сельского мадригала. В итоге, скандальное сочинение Дж. Пуччини, не способное по сей день вызвать однозначной реакции ни у слушателей, ни у критиков, ни у духовенства, в трактовке Национального симфонического оркестра Узбекистана и Государственной хоровой капеллы получило жизнелюбивый характер и вызвало у ташкентских меломанов единодушное «Виват!».
Гуарик Багдасарова Фото: Михаил Левкович
|
|