Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.04.2019 / 23:12:38
Концерт памяти Заслуженного наставника молодёжи Виталия Львовича Мелкомини в Государственной консерватории УзбекистанаВосьмого апреля 2019 г. в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт, посвящённый светлой памяти Заслуженного наставника молодёжи, профессора Виталия Львовича Мелкомини (1926-2016). Прекрасный музыкант и талантливый педагог Виталий Львович прожил долгую жизнь. Он 70 лет посвятил самоотверженному служению духовой музыке. В память о нём кафедра «Оркестровых инструментов» ГКУз подготовила тематическую программу концерта. Автор проекта – любимый и талантливый ученик В.Л. Мелкомини, и.о. профессора ГК Уз, Равшан Нигматов. Музыкальную программу сопровождала слайд-панорама о жизни и творчестве В.Л. Мелкомини. На экране, установленном сбоку на сцене, были также показаны фрагменты из документальных фильмов Джахангира Юлдашева (1998) и «Дети войны» (2010) режиссёра Джасура Исхакова по сценарию Мастуры Исхаковой, снятый оператором, продюсером фильма, руководителем студии «PR-Media Tashkent», их сыном Сардором. В них наряду с другими деятелями культуры Узбекистана был запечатлён живой облик Виталия Львовича. В фильмах он проникновенно, с волнением в голосе и душевной болью, рассказывает о том, как в Ташкенте узбекистанцы принимали в свои семьи эвакуированных детей из оккупированных фашистами обширных территорий России, Украины, Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Здесь в далёком южном тылу, по его словам, продолжалась борьба за независимую свободную счастливую мирную жизнь, только на трудовом фронте. Виталий Львович на экране непроизвольно прикрыл ладонями прослезившиеся глаза и с надтреснутым от волнения голосом сообщил о том, что с раннего утра привокзальная площадь узбекской столицы была битком заполнена приезжими голодными, измождёнными от бомбёжек детьми. Их потом в течение дня оперативно распределяли по детским домам и семьям простых многодетных семей. «Уже к вечеру, — заверил свидетель тех незабываемых горестных событий и одновременно исторического примера народной солидарности и отзывчивости, — не оставалось ни одного брошенного на произвол судьбы ребёнка». При этих словах зрительный зал взорвался длительными аплодисментами. У многих в глазах блестели слёзы благодарности и гордости за свой народ. Каждый из нас в этот момент благодарил президента страны Шавката Мирзиёева за справедливое возвращение памятника кузнецу Шаахмеду Шамахмудову и его жене Бахри Акрамовой, в годы Великой Отечественной войны усыновивших и удочеривших 14 детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекистан из разных уголков СССР, на площадь Дружбы народов в центре узбекской столицы. В органном зале ГКУз среди зрителей присутствовали преподаватели консерватории и ученики Мелкомини. Такие концерты – демонстрация настоящего национального достояния нашей республики, заслуживающего внимания не только возрастной любительской публики, но и студенческой музыкальной молодёжи. Ведущая программы, профессор ГКУз Дилора Мурадова хорошо знала Виталия Львовича Мелкомини, и теперь на концерте между музыкальными номерами рассказывала о нём публике: — Почти 60 лет Виталий Львович проработал на кафедре оркестровых инструментов Государственной консерватории. При его непосредственном участии были созданы первые учебники. Один из них — «Начальная школа обучения на гобое и блок-флейте». В.Л. Мелкомини заложил традиции педагогов — концертирующих музыкантов. Одной из первых в консерватории кафедра оркестровых инструментов стала посылать воспитанников на престижные международные музыкальные фестивали и конкурсы, где они и в настоящее время продолжают завоёвывать призовые места. В.Л. Мелкомини говорил: «Очень важно любить то, чем ты занимаешься в жизни — свое дело, отдавать ему всего себя. Музыкант может быть только настоящим. — Он должен не просто играть произведение по нотам, а исполнять его вдохновенно, пропустив через сердце и душу! Этому он всегда учил своих воспитанников, прививал им любовь к музыке, стремление, чтобы они поняли и исполнили произведение так, как исполнил бы его сам композитор; передали то, что он вложил в него и хотел донести до слушателей. В.Л. Мелкомини виртуозно исполнял произведения мировой классики и отечественных композиторов: Г. Мишеля, А. Козловского, Ф. Янов-Яновского, И. Акбарова, М. Бурханова и других.
Рассказ Дилоры Мурадовой дополнила для сайта «Культура.Уз» племянница В.Л. Мелкомини — журналист Инна Глебовна Коваль. Она рассказала о семейной династии музыкантов Мелкомини. Отец Виталия Лев Мелкомини учился в Миланской консерватории и обладал уникальным лирическим тенором. Мама Анна Даниловна тоже прекрасно пела в домашнем кругу. Отец много гастролировал, делал записи на радио, изучал макомы, ставил голоса будущим знаменитостям — солистам оперы и народным певцам, в том числе Тамаре Ханум. Ему принадлежит заслуга в образовании первых национальных театральных студий. В их доме часто собирались известные певцы, танцоры, драматические артисты, музицировали, вели беседы об искусстве. Отец Виталия, репрессированный в 1939 году и позднее реабилитированный, подорвал своё здоровье и ушёл рано из жизни, в 50 лет, перед самым началом войны. Несмотря на бронь, ушёл добровольцем на фронт и погиб старший брат Виталика Юрий, работавший в Русском драматическом театре Узбекистана имени А.М. Горького. Молодому талантливому артисту, который, кроме того, прекрасно играл на контрабасе, рисовал, было всего 19 лет. Талантливой пианисткой была и сестра Виталия Львовича — Руфина Львовна. О Виталии и Юрии Мелкомини рассказывает режиссёр Джасур Исхаков в своём документальном фильме «Дети войны», выпущенном на экран в 2010 году к 65-летию Победы над фашизмом во Второй мировой войне. В 1939 году Лев Мелкомини привёл Виталика в музыкальную школу. Позднее она стала учебным заведением для одарённых детей при консерватории. Мальчик выбрал гобой и позднее объяснял свой выбор так: — Этот удивительный инструмент по тембру ближе всего к человеческому голосу, он по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана. Гобой — инструмент, создающий музыкальные образы, передающий мечтательное, задумчивое настроение, протяжные мелодии звучат на нём ярко и выразительно («Правда Востока», 2016). Обучение, а затем преподавательскую деятельность на оркестровом факультете Государственной консерватории Узбекистана Виталий Львович продолжал совмещать с исполнительством, был солистом симфонического оркестра радио Узбекистана, Театра музыкальной комедии (оперетты), Узбекского государственного музыкального театра имени Мукими, Государственной филармонии, Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. Его коллеги утверждают, что В. Мелкомини можно считать основателем гобойной школы сольного исполнения в Узбекистане, системы воспитания талантливых музыкантов и педагогов. Многие его ученики — лауреаты республиканских и международных конкурсов, работают в школах музыки и искусства, колледжах и лицеях, Государственной консерватории Узбекистана, ведущих музыкальных коллективах страны и мира. Очевидно, потому и присвоено музыканту звание «Заслуженный наставник молодёжи Республики Узбекистан». В программе концерта студенты ГКУз виртуозно исполнили произведения для гобоя И.С. Баха, Л.В. Бетховена, Б. Мартину, А. Паскули, Л. Лебрана и других европейских композиторов. Большим сюрпризом для любителей духовой музыки стало исполнение мелодий задорных куплетов Сулеймана из музыкальной комедии «Аршин-Мал-Алан» У. Гаджибекова учеником шестого класса РСМАЛ им. Глиэра, лауреатом международного конкурса, Абдулазизом Абдукаххоровым. Ему помогала концертмейстер, лауреат международных конкурсов, Фарида Абидова. Трио для двух гобоев и Английского рожка - Собиров Содикжон, Аббосхон Акбаров и Темур Насыров - донесли до слушателей нежную красоту "Менуэта" Л.В. Бетховена. Творческую выдумку и высокий профессионализм продемонстрировали студенты ГКУз, артисты симфонического оркестра Большого театра им. А. Навои: Шохсанам Хужаниязова, Содикжон Сабиров, Абдурахмон Турсунов, Аббос Акбаров, Нуриддин Хужамбердиев в составе деревянного квинтета исполнили знаменитый «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова и «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского. Ансамбль студентов ГКУз в несколько изменённом составе предложил вниманию публики переложение для трёх гобоев, гобоя Д’Амур, английского рожка и треугольника знаменитый стремительный, как ураган, «Каприс №24» Никколо Паганини. Всех без исключения любителей классической музыки покорило выступление студентки первого курса, лауреата республиканского конкурса, Ижобат Муминовой в дуэте с концертмейстером, лауреатом международных конкурсов, Ландыш Гарифовой. Они представили на суд публики технически сложное произведение А. Паскулли – «Фантазию на тему из оперы «Гугеноты» Дж. Мейербера для гобоя и фортепиано. Ижобат Муминова своей великолепной игрой на гобое ещё раз доказала правоту идеи В.Л. Мелкомини, что гобой подвластен не только мужчинам-музыкантам, но и девушкам. Он первый создал в Ташкентской консерватории классы гобоистов, в которых активное участие приняла слабая прекрасная половина человечества: их игра отличалась особой эмоциональностью и женской неподражаемой чувственностью. В заключение концерта его ведущая Дилора Мурадова произнесла очень важные слова: «Жить ради музыки, педагогики, на благо искусства своей Родины — по-настоящему!» — этот творческий девиз и секрет жизненного долголетия Виталий Львович оставил в наследие своим многочисленным ученикам, новым поколениям музыкантов нашей страны. Иоганн Вольфганг Гёте говорил: «Жизнь талантливого человека — это целый век, который с ним рождается и умирает». «Мы позволим себе, — подчеркнула Дилора Мурадова, — не согласиться с этим изречением немецкого поэта, потому что надвременный музыкальный и педагогический талант Виталия Львовича пережил его земной век и ещё проявится в вечности. Он будет жить, покуда есть его продолжатели–ученики и покуда в Узбекистане будет звучать духовая музыка. В этом его величие и бессмертие».
Гуарик Багдасарова, искусствовед
|
|