Подлинным триумфом корифея узбекской дирижерской школы, заслуженного наставника молодежи Узбекистана, дирижера интернациональной королевской академии объединенных наций, профессора Государственной консерватории Узбекистана Владимира Неймера стал концерт студенческого симфонического оркестра консерватории в Большом зале ГКУз. В концерте приняли участие помимо самого Неймера, художественного руководителя данного коллектива, его ученики и молодые артисты. Данный концерт следует отнести к числу инновационных, поскольку в нем органично соединились черты традиционного академического концерты с элементами театрального действа, мастер-класса и творческого отчета Маэстро. В этом концерте Неймер продемонстрировал совершенное мастерство не только как замечательного дирижера, педагога, артиста, но и талантливого режиссера. Необходимо отметить жанровое и стилевое разнообразие программы, сочетающей серьезную и легкую музыку, что несомненно, активизировало восприятие ее огромной аудиторией слушателей, восторженно принимавших артистов.
Сильное впечатление произвела увертюра к опере “Сила судьбы” Джузеппе Верди, открывшая концерт. И музыка и исполнение студенческого симфонического оркестра под управлением Неймера были ярко драматичными, предельно выразительными, как бы настраивающими слушателей на восприятие спектакля. Опытнейший художественный руководитель и дирижер Неймер сумел добиться высокого уровня исполнения оркестра, эмоциональной приподнятости, артистического темперамента и подлинного вдохновения молодых музыкантов. Дирижерский жест и мануальная техника были предельно ясными, четкими и пластичными без излишней кинесики. Сцены из фантастической оперы “Сказки Гофмана” Жака Оффенбаха в исполнении О. Назирова, И. Ходжаева, А. Мансуровой, дирижер – Неймер, из оперетты “Страна улыбок” Ференца Легара в исполнении Д. Алимова, Н. Сараевой, дирижер – магистрант ГКУз. Улугбек Махмудов, были тепло встречены слушателями. Неописуемый восторг публики вызвали юмористические номера программы – концертная пьеса “Старый ворчун” Юлиуса Фучика, соло на фаготе Н. Хужамбердиева, вокальный “Дуэт кошек” Джоаккино Россини, солисты – А. Мансурова и В. Шароватова, дирижер – учащийся 6 класса РСМАЛ имени В. Успенского Асадбек Аюбжанов. Покорило слушателей и мастерство юного дирижера, перед которым открывается уже вполне самостоятельный путь к безграничным возможностям и самосовершенствования. Аюбжанов, воспринявший Неймера профессиональные навыки и манеру дирижирования, проявляет в то же время, свою яркую индивидуальную артистичность и сценическое обаяние, что, естественно, высоко оценивается слушателем.
Национально самобытно прозвучали сцены из комической оперы “Проделки Майсары” Сулеймана Юдакова в исполнении Д. Рахмонова, дирижер магистрант ГКУз. Д. Тоджибаев. Ария Каварадосси из оперы “Тоска” Джакомо Пуччини в исполнении Рахмонова, дирижер Неймер, покорила слушателей проникновенным лирическим чувством, страстным темпераментом, настоятельно потребовавших биссирования.
Фейерверком виртуозных пассажей, стремительным нарастанием звуковых потоков отличалось исполнение Вальса из музыки к драме М. Лермонтова “Маскарад” Арама Хачатуряна студенческим симфоническим оркестром под управлением Неймера. Особое восхищение слушателей вызвал симфонический галоп “Вечное движение” Иоганна Штрауса - сына, в исполнении которого поочередно вставали за дирижерский пульт Неймер и его ученики – Улугбек Махмудов, Дилмурод Тоджибоев и Асадбек Аюбжанов, образуя своеобразный мастер–класс в преемственности традиционной педагогической структуры “Учитель - ученик”. Заключило программу концерта новое симфоническое сочинение “Накшлар” Рустама Абдуллаева, в исполнении которого оркестр и дирижер Неймер, облаченный в узбекский чапан, нашли удивительно красочные выразительные средства. Самобытное звуковое творение поразило слушателей богатством тембров, изобилием исполнительских приемов игры, художественной фантазией, экспрессией движения. Мастерство и яркий артистический темперамент были по достоинству оценены аудиторией, которая восторженно приветствовала Маэстро и его учеников. Несомненно, что этот триумфальный, глубоко содержательный концерт, своим жизнерадостным, оптимистическим тонусом, высоким эмоциональным градусом позитивного мировосприятия, надолго запомнится слушателям как идеальное проявление высокопрофессионального музыкального исполнительского искусства.
Иногамов Д.Д.