Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.05.2019 / 00:09:10
Музыкальное пиршество мавриги в зале консерваторииПодлинным пиршеством музыки стал концерт камерного оркестра узбекских народных инструментов « Согдиана», детища заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Государственной консерватории Узбекистана Фирузы Абдурахимовой, основателя и бессменного художественного руководителя и дирижера этого широко известного коллектива, в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. Каждый концерт «Согдианы» всегда незабываемое событие культурной жизни, а этот необыкновенный концерт, показавший на сцене красочную жизнь бухарского музыкального цикла мавриги, буквально стал музыкальным пиршеством. Мавриги - жанр бухарского музыкального фольклора, состоящий из песен и мелодий, имеющий цикличность исполнения. Мавриги включают в себя песни и мелодии, организуемые в единый цикл, являющийся выражением чувств и мыслей, мировосприятия, духовной жизни людей. В искусстве мавриги преобладает двуязычие: исполнение песен, на узбекском и таджикском языках , на образцах узбекской и таджикской классической поэзии. Высшую роль в мавриги играет дойра, организующая ритмическую основу мелодии. Уникальные особенности мавриги привлекли заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Государственной консерватории Узбекистана Фирузу Абдурахимову, организатора, бессменного художественного руководителя и дирижера камерного оркестра узбекских народных инструментов «Согдиана», лауреата многочисленных международных фестивалей и конкурсов, обладателя престижных наград. Оркестр «Согдиана» открыл миру достижения национальной музыкальной культуры, идентичность музыкальной культуры в мировом сообществе. Обладающая чуткой художественной интуицией, Фируза Абдурахимова, всегда умеет безошибочно точно находить инновационные направления деятельности своего коллектива, отвечающие духовно-эстетическим запросам слушателей. Идея концертной программы камерного оркестра «Согдиана» «Мавриги изидан..» оказалась в этом плане исключительно перспективной и плодотворной. Для ее реализации Фируза Абдурахимова пригласила в Ташкент видных бухарских исполнителей мавриги, с которыми разработала сценарий концертных программ. Творческое общение ташкентских и бухарских музыкантов дало возможность глубокого погружения в художественный мир уникального искусства мавриги, эффективного решения воплощения замысла на концертной сцене Большого зала Государственной консерватории Узбекистана. Благодаря инициативной художественной мысли Фирузы Абдурахимовой, слушателям была представлена прекрасная циклическая композиция, воспроизводящая современную жизнь классической традиции исполнения мавриги, восторженно воспринятая аудиторией. Концертная программа «Мавриги изидан..» была разработана в соответствии с исторически сложившейся традицией и включала три раздела - части : Мавриги I, Мавриги II , Мавриги III. Концертную прграмму, согласно, традиции открыл вступительный раздел «Шахд» на слова Жамола Камола на узбекском языке, с участием дойры, карная и занга. Величественная, возвышенная музыка прославляющая Бухару, торжественно ввела слушателей в художественный мир мавриги , исполняющиеся на таджикском языке. В исполнении первой части цикла Мавриги I, включающей в себя шесть частей, участвовали оркестр, дойра, солисты. Особенно ярко прозвучала четвертая часть цикла «Гардон», начавшись ритмами дойры, которые ввели в состояние экстаза своими танцевальными уфарами. Вторую часть цикла Мавриги II, состоящую из пяти частей, вдохновенно исполнил солист Илхом Исломов, покоривший слушателей мастерством исполнения. Третья часть цикла Мавриги III, также состоящую из пяти частей, великолепно исполнил Жасур Мухаммедов в сопровождении оркестра. Несомненно, удачей исполнителей стало введение в музыкальный цикл между Мавриги II и Мавриги III циклических композиций «Бухорча», «Гарайли» и «Айтишув»,которые обогатили концертную программу, усилили ее театрализацию. Музыкальный цикл «Бухорча»,включающий восемь частей, исполнили солисты Хилола Самиева, Мехринисо Самиева, Дильфуза Кобилова, Мохичехра Шомуродова в сопровождении оркестра и дойры. Согласно традиции, музыкальный цикл «Бухорча», стихи и мухаммасы (пятистишия) на определенную мелодию в сопровождение дойры с танцевальными ритмами исполняли женщины-музыканты. Исполнение цикла «Бухорча» поразило слушателей мелодическим богатством, выразительными ладовыми оттенками мелодии, психологической утонченностью и эмоциональностью. Яркий контраст в концертную программу внес раздел «Гарайли», состоящий из шести частей, которые согласно классической традиции исполнили мужчины. Солисты Туймурод Кодиров, Жасур Мухаммедов, Жамшид Ниезов, Илхом Исмоилов и Азиз Юлдашев, продемонстрировали активную энергию экспрессивной силы, темперамент и богатство эмоций, восторженно воспринятые слушателями. Обрядовое торжество « Ер-ёр» покорило разнообразием мелодий, ритмов, динамичной экспрессией. Следующий раздел музыкального цикла «Айтишув»,состоящий из трех частей, в исполнении юношей и девушек, внес особое очарование молодости, веселья, радости , солнечного света юношеского максимализма. Тем самым еще более значимым и весомым стал цикл «Мавриги III» , обобщающий все предыдущее развитие, выступающий как финал макроцикла. Грандиозная концертная программа « Мавриги изидан..» многогранно раскрыла слушателям идейно-художественную сущность уникального искусства мавриги как энциклопедии жизни Бухары и, - шире, полнокровной жизни узбекского народа воплощенной разнообразными художественными средствами . В огромном успехе концерта велика заслуга музыкальных руководителей Туймурода Кодирова, (Бухара) и Кахрамона Бозорова, талантливых музыкантов, истинных знатоков национальных традиций. Особо следует отметить роль замечательных виртуозов-дойристов, в частности, Олимжона Шолиева, своими энергичными занимательными ритмами способствовавшего созданию праздничной атмосферы, жизнерадостного настроения, ощущения полноты мировосприятия. Благодаря мастерству постановочной работы режиссера Узбекского Национального академического театра Аскара Муминова, концерт превратился в своеобразное театрализованное действо, жанрово колористическую картину народной жизни был достигнут подлинный синкретический синтез искусств, присущий восточной традиционной музыкальной культуре. Трудно не переоценить значимость творческой инициативы Фирузы Абдурахимовой, открывшей слушателям столицы, особенно, молодому поколению, бесценное богатство поистине уникального искусства мавриги как неотъемлемой части современной узбекской и мировой культуры. Замечательный концерт не оставил равнодушным ни одного, кто был в переполненном зале консерватории, и восхищение уникальным искусством мавриги было самой высокой наградой талантливым артистам.
Акмалжанова М.В
|
|