Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.08.2019 / 19:32:32
Хроника Прожитых Дискотек: Часть первая/1- П р и в е т, Ч и ж и к! И ты новый стиль осваиваешь? - Стараемся не отставать от моды!
Lets Go Party! Пожалуй, именно Эльер Ишмухамедов 50 лет назад в легендарных «Влюбленных» первым запечатлел зарождение «танцпола» в той сути, которая дошла до сегодняшних дней. 1968 год, Парк Культуры и Отдыха им. М. Горького, на эстраде первая узбекская рок-группа «Киберги», а на танцплощадке ее основатель Владимир Барамыков (Саня). Все танцуют «новый стиль»…
Но современная танцевальная культура и ее герои появились в стране гораздо раньше. И к чести Узбекистана, он всегда был в авангарде – здесь одними из первых в СССР зарождаются джаз-бэнды, эстрадные оркестры, мюзик-холл, рок-группы. И, конечно же, дискотеки. Сергей Коваленко, Сергей Гилёв, Александр Попов, Эльер Ишмухамедов, София Вишневская, Игорь Иосис, Олег Гоцкозик, Людмила Немировская, Ильдар Талачев (DJ Кумир – именно его рассказ натолкнул нас на этот труд), Рафаэль Еналиев, Михаил Гар, Умар Курбанов, Александр Шишов, Сергей Осинский, Мансур Тошматов, Али-Аскар Фатхулин, Евгений Ширяев, Дилшод Исмаилов (DJ Bill), Владимир Давтян, Вольдемар Дзенис, Евгений Степанов (DJ Scrash), Kuka Mystik, DJ Arthur Davidson, Али Бабаев (DJ Petishka), Абдурашид Иминов (DJ Iminoff), Ильхом Юлчиев (DJ Piligrim), DJ Дэн, Алишер Канаев, DJ Ochil, Кямран Туйчиев (KMRN) – вот далеко неполный список героев нашей хроники. Возможно, часть из этих имен известна только взрослому поколению. Некоторых из них мы знаем как основателей джаз- и эстрадных оркестров, маститых композиторов, писателей, ученых, преподавателей, фотографов и художников. Но все они в юности вложили весомую часть своей души и жизни в то, что мы называем «ТАНЦПОЛ». И почти все они лично расскажут вам свою историю. Из Италии, США, России, Израиля, Швеции, Индии, Тайланда. И лишь немногие со страниц своих мемуаров и воспоминаний очевидцев.
MYDAY начинает публикацию своего трехлетнего исследования – от танцплощадок к дискотекам и до наших дней. В клубах и барах.
1946 - В кинотеатре «Искра» первый оркестр 1947 - Оркестры появляются в к/т «Родина» и «Молодая Гвардия» 1949 - В ДК Железнодорожников создан первый танцевальный ансамбль 1946 год – официальная дата рождения узбекской эстрады. Несколько коллективов филармонии (орган, объединявший музыкантов всех жанров) объединяются в УзГосЭстраду. Но в это же время в Ташкенте происходит явление более важное – как грибы возникают оркестры, играющие в кинотеатрах. Первый из них был создан при кинотеатре «Искра», за которым следуют кинотеатры «Молодая Гвардия» и «Родина» – в котором вскоре собирается уникальный состав музыкантов. Одновременно оркестры создаются в ресторанах, парках культуры и клубах предприятий. В 1949 году появляется первый танцевальный оркестр при Дворце железнодорожников. При каждом крупном предприятии был собственный клуб, в котором сотрудники занимались бесплатно творчеством и проводили досуг. Практически все дискотеки и диско-клубы зарождались именно в этих клубах. Так в стране появились постоянно действующие танцевальные площадки, на которых можно было танцевать под модную в то время музыку – джаз. Музыканты оркестров имели академическое музыкальное образование или огромный опыт выступлений. Такие основатели узбекского джаза и эстрадной школы как В. Коптевский, Д. Соколов, В. Сержантов работали в оркестрах Шанхая. Трубач оркестра «Родина» А. Францкевич вспоминает: «Очень интересными были наши выступления на танцах, где мы играли современную советскую и зарубежную танцевальную музыку. Многие наши музыканты имели специальное музыкальное образование или учились. Некоторые из них, в совершенстве владея инструментом, начали постигать основы джаза и искусство импровизации». На танцполе: свинг, боп Хиты: Sing, Sing, Sing (With the Swing), Оркестр Бенни Гудмена, 1937 In the Mood, Оркестр Глена Миллера, 1939 Take The A Train, Оркестр Дюка Эллингтона, 1941 Chattanooga Choo Choo, Оркестр Глена Миллера, 1941 1956 - Создан первый ансамбль «Юность», Батыр Закиров – солист 1958 - Создается Эстрадный Оркестр Узбекистана из музыкантов к/т «Родина» и ансамбля «Юность К середине 50-х годов прошлого века под джаз-бэнды и оркестры уже танцуют во всех парках и клубах Ташкента, Ферганы, Самарканда, Бухары и Андижана. В первый эстрадный ансамбль «Юность» при УзГосЭстраде приходит 20-летний студент Ташкентского театрально-художественного института. Поначалу его не хотят принимать из-за туберкулеза. Но голос паренька отметает все сомнения. 1957 год. Ансамбль «Юность» выступает на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве, и ее солист исполняет арабскую композицию «О, цветок грез моих». На следующий день Батыр Закиров просыпается знаменитым на весь Советский Союз, а его «Арабское Танго» становится эталоном узбекской эстрады. На следующий год решено организовать Эстрадный оркестр Узбекистана, и он создается на базе оркестра кинотеатра «Родина» и ансамбля «Юность». Это «золотая эпоха» эстрады и танцевальной музыки: у руля оркестра Батыр Закиров в свои 22 года, за дирижерским пультом Александр Двоскин, у инструментов профессиональные джазмены. «Музыкантов джазовых, как это ни странно, всегда было очень много, и они были очень хороши. Почти все выпускники консерваторий, и все прошли профессиональную выучку. Там не было самоучек. Если в середине 60-х в ВИА приходили не то чтобы «неучи» – скорее энтузиасты, и говорили: «у битлов никаких консерваторий нет и нормально! И мы умеем, сейчас мы вам «сбацаем», что хотите» – то в джазе такого не было никогда. Там всегда был профессиональный уровень», вспоминает София Вишневская. На танцполе: рокабилли, буги-вуги Хиты: Rock Around The Clock, Билл Хейли и «Кометы», 1955 Tutti-Frutti, Литтл Ричард, 1956 Jailhouse Rock, Элвис Пресли, 1957 La Bamba, Ричи Валенс, 1958 Mack The Knife, Бобби Дарин, 1959
София Вишневская (1945) – журналист, музыковед, работала на узбекском радио в 1969-1999 годы. Автор 10 документальных фильмов и книги «Антре. История одной коллекции». 1960- Первые «ремиксы». Создаются танцевальные обработки для диксиленда «Наманганских яблок», «Киз бола» и других 1961 - В парке ОДО оркестр Е. Живаева собирает на танцах до 2 тыс человек 1962 - 17-летний Анатолий Кролл дирижирует Эстрадным Оркестром Узбекистана. Выпускаются танцевальные винилы.
Но это и начало «развода» – эстрадные коллективы, как и положено им, начинают исполнять шлягерную и коммерческую музыку. Все меньше остается места для импровизаций, поиска и новых идей. В начале 60-х годов эстрада и джаз окончательно расходятся, и их дальнейшее развитие происходит независимо друг от друга. «Свои музыкальные идеи джазовые исполнители могли реализовать на праздничных вечерах и танцплощадках города, где начинающим джазменам разрешалось поиграть во время антрактов. Излюбленным местом для подобного музицирования была танцплощадка ОДО (Окружной Дом офицеров), которая вмещала в летнее время до двух тысяч человек. У музыкантов была уже своя публика, которая приходила не столько потанцевать, сколько послушать джаз» – Сергей Гилёв, основатель Ташкентского Джаз-клуба.
Джаз «уходит» в парки и рестораны. Представьте, что сегодня с мастер-классом к нашим диджеям приедет Пол ван Дайк и захватит с собой Тиёсто. Руководил танцевальным оркестром ОДО 23-летний Евгений Живаев. В 1962 году происходит событие планетарного масштаба – «железный занавес коммунизма» пробивает биг-бэнд Бенни Гудмена, за месяц гастролей по СССР давший 32 концерта в Москве, Сочи, Тбилиси, Ленинграде, Киеве и Ташкенте. Сами концерты прошли довольно скромно из-за тотального контроля властей, но в первый день в ресторане «Шарк» проводится джем-сейшн с участием американцев и наших музыкантов.
Сергей Гилёв (1944-2001) – основатель Ташкентского Джаз-клуба, создатель одной из первых в СССР джаз-рок групп «Интер», педагог, автор книг об истории узбекского джаза «Беседы о Джазе». 1962 - Биг-бэнд Бенни Гудмана в Ташкенте. Первый джем-сейшн 1963 - На Сквере открывается кафе «Дружба» с ансамблем для танцев «В Ташкенте один альтист вручил Филу Вудсу свой инструмент и попросил его высказать замечания. Фил попробовал, затруднился вообще извлечь из него звук, передал его обратно и крепко пожал музыканту руку. – Примите мои поздравления, – сказал он. – Не представляю, как вам это удается» Билл Кроу, контрабасист биг-бенда Бенни Гудмана. Билл Кроу (1927) – известный джаз-басист, игравший в оркестрах Джерри Маллигэна, Стэна Гетца, Бенни Гудмена. Написал книгу «В Россию без любви» о турне в СССР в 1962 году. В 1963 году с открытием первого молодежного кафе «Дружба» на Сквере начинаются танцы. Вскоре, через дорогу, в парке Горького (на месте нынешнего здания МИДа) начинаются регулярные танцевальные вечера перед эстрадой, на которой выступали разные коллективы, устраивали совместные концерты. В 1964 году организован еще один эстрадный оркестр – ГосТелеРадио Узбекистана. В него переходит практически весть состав оркестра ОДО. Руководить новым коллективом приглашен Евгений Живаев. Ему на тот момент 27 лет. В 1965 году при Консерватории образовался джаз-квинтет, который администрация парка «подписывает» на весь летний сезон. В составе коллектива Сергей Гилёв – джазмен, который имел непосредственное отношение к возникновению первого диско-клуба и театра «Ильхом». Но до этого есть еще долгих 10 лет. Апрель 1966-го. Землетрясение, ставшее трагедией для страны, стало импульсом для нового витка в музыке. На помощь Ташкенту со всего бывшего Союза, стран социалистического лагеря (был и такой), и даже некоторых «капиталистических», прибыла молодежь восстанавливать город. И привезли с собой «контрабандную» свежую музыку. Тысячи ташкентцев жили в палатках (время теплое), и молодежь вечерами и ночами напролет устраивает посиделки под гитару и магнитофон, слушая и распевая “Битлз”, “Роллинг Стоунз”, Рэя Чарльза, Элвиса Пресли. «Американцы предложили поиграть джем-сейшн, с их стороны в нем приняли участие пианист и вибрафонист Виктор Фельдман, трубач Джо Ньюмен, тромбонист Джимми Неппер, контрабасист Билл Кроу и барабанщик Мел Луис. В этом ресторане в то время играли лучшие джазмены города: Э. Гусаковский и Юрий Живаев (брат Евгения Живаева прим. ред.) на фортепиано, трубач О. Хайдер, отлично владевший исполнительской манерой американского трубача Джо Джонса, лучший саксофонист Узбекистана тех лет Х. Хамидов, отличавшийся мягкой, лиричной манерой игры в духе Стен Гетца и Зут Симса, барабанщики П. Мордухаев и Э. Горожанин, контрабасисты А. Циринский и С. Гилёв, они все приняли участие в джем-сейшене», пишет Сергей Гилёв.
1966 - Ташкентское землетрясение 1966 - Батыр Закирова выступает в легендарной «Олимпии» 1967 - Первая рок-группа «Киберги»
А в это же время, в составе московского мюзик-холла, Батыр Закиров покоряет парижскую «Олимпию» – легендарный зал, в котором в этот же период дают концерты «роллинги», Хендрикс, Джеймс Браун.
Журнал MYDAY
|
|