Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.08.2019 / 20:04:00
Хроника Прожитых Дискотек: Часть первая/27 марта 1967 года официальная дата рождения узбекского рока.
На танцполе: рок-н-ролл, твист, мэдисон Хиты: Hit The Road Jack, Рэй Чарльз, 1961 Stand By Me, Бен Кинг, 1961 Twist Again, Чабби Чекер, 1961 Twist & Shout, Битлз, 1964 Satisfaction, Роллинг Стоунз, 1965 Барамыков и Батуев создают группу и дают ей «электронное» имя в духе времени – «Киберги», отдавая дань фантастике С. Лема. Первый концерт состоялся в конструкторском бюро технологии и машиностроения 7 марта 1967 года. Это официальная дата рождения узбекского рока. К концу 60-х и началу 70-х годов в Ташкенте (и не только) создаются еще несколько рок-групп: «Ваганты», «Синхрон», «Скифы», «Синтез» и другие. Они становятся «хедлайнерами» на танцах в клубах и парках.
1968 - Первый джаз-фестиваль «Ташкент-68». Участвуют 17 коллективов 1968 - На экраны выходит фильм «Влюбленные» 1970 - Григорий Пушен и Алексей Козленко создают группу «Скифы»
Шведский турист Георг Одднер, непонятно как очутившийся в Ташкенте и забредший в парк Горького, запечатлел знаменитую танцплощадку и «ракушку» эстрады. На сцене, скорее всего, упомянутый джаз-квинтет Консерватории. «Ракушка» и танцплощадка располагались с задней стороны ресторана «Бахор», что на Сквере. Судя по воспоминаниям музыкантов и посетителей, тут проходили одновременно выступления как новых рок-групп (тогда их называли ВИА), так и завсегдатаев джаз-бэндов.
«Группа «Синхрон» вполне официально выступала на летней танцплощадке парка Горького в течение 68-го и 69-го годов. Главным организатором у них был Виталик Зубарев (потом играл в «Кибергах»), а вокалистом и автором почти всех песен был Гена Садовников. Иногда туда, на танцплощадку, приходили те же «Киберги», «Ваганты» и, сменяя друг друга, устраивали сейшн, от которого мы получали ни с чем не сравнимый драйв». - вспоминает Владимир Фетисов, заядлый «тусовщик» тех лет.
В 1969 году в Театральном институте образовывается Вокально-инструментальный ансамбль ТТХИ, из которого в 70-м появляется группа «ЯЛЛА» – она станет визитной карточкой узбекской эстрады на долгое время, в тени которой останутся многие. Художественным руководителем стал Евгений Рожков, музыкальным – ленинградский композитор Евгений Ширяев, на тот момент дирижер Эстрадного Оркестра Узбекистана. Через два года в группу приходит Фаррух Закиров.
1970 - Образована группа «ЯЛЛА» 1971 - Первый конкурс эстрадной песни. «Скифы» vs. «Ялла».
«В моей первой картине «Нежность» сыграл молодой музыкант – Юра Батуев, знакомые почему-то звали его «Кардинал». Он рассказал мне, что вместе с другом Володей Барамыковым создали группу «Киберги», и пригласил меня их послушать. Знаете, в то время все повально увлекались музыкой группы «Битлз», рок-н-роллом… Я был очарован их фанатизмом, их стремлением играть новую и необычную музыку. Тогда я и познакомился с Володей Барамыковым, и наша дружба прошла через всю нашу жизнь. Уже тогда я понял, что группа «Киберги» ищет свой путь, пытается играть свою музыку. В 68-м году, когда я приступил к съемкам «Влюбленных», для меня не стояло вопроса о том, кто будет писать музыку к моей картине. Я целиком положился на Володю и даже пригласил его на роль отрицательного персонажа. И у него здорово получилось. В 60-е годы было повальное увлечение танцами. В парках звучала живая музыка, играли оркестры и вокально-инструментальные ансамбли, мы все были молоды, красивы, с удовольствием кружились в вихре танцев. Танцплощадки были в парке Тельмана, в парке ОДО, в парке им.Горького… Конечно, я решил, что в моем фильме «Влюбленные» обязательно будет сцена дискотеки. Это дух того времени. Эльер Ишмухамедов, режиссер.
Эльер Ишмухамедов (1942) – советский и узбекский кинорежиссер, народный артист Узбекистана, заслуженный деятель России. Создатель более более 25 кинолент, среди которых «Нежность», «Влюбленные», «Юность Гения».
В начале 70-х «Киберги», «Синтез» и другие рок-группы входят в состав Госфилармонии, что дает группам право официально гастролировать. И репертуар уже частично от местных композиторов – эстрадный. На прощание Владимир Барамыков с командой дают знаменитый концерт в парке Тельмана, в гусарских мундирах «сержанта Пеппера» с репертуаром от “роллингов” до Тома Джонса.
1972 - Создание Ташкентского Мюзик-холла 1972 - С.Гилёв создает джаз-группу «Интер» 1975 - На радио «Голос Америки» выходит в эфир программа «Музыка для танцев» на русском языке
«В конце 60-х годов повсюду веяло особым воздухом… Воздухом свободы, перемен. Мы повально увлекались западной музыкой, слушая ее через запрещенные радиостанции. Увлекались «битлами», Элвисом Пресли… В Ташкенте тогда были созданы самые известные эстрадные ансамбли. Вот мы и ходили с удовольствием на всевозможные танцы, которые устраивались под открытым небом, не на специальных площадках… Было весело… Иногда, естественно, случались потасовки между парнями… как же без этого!» – вспоминает Эльер Ишмухамедов. Всеобщий любимец Батыр Закиров в 1972 году приступает к созданию Ташкентского Мюзик-холла. Сценарий пишут и помогают с постановкой режиссер Марк Захаров и Александр Ширвиндт. Шоу называлось «1973-е путешествие Синдбада-Морехода», и в нем участвовали все представители эстрады – юмористы (сегодняшние стендап комики), циркачи, танцоры и, конечно же, певцы и музыканты. В разное время в нем выступали в роли special guest мега-звезда того времени Владимир Высоцкий, советские ВИА «Поющие гитары», «Ялла», «Наво» и другие. Эстрада гордо шагает по стране. На танцполе: фанк, соул, хастл Хиты: Get Up, Джеймс Браун, 1970 Hooked On A Feeling, Блю Суэйд, 1974 The Loco-Motion, Гранд Фанк Рейлроуд, 1974 That's The Way, Кей-Си и Саншайн Бэнд, 1975 The Hustle, Ван МакКой, 1975
Танцами «рулят» ВИА в парках. Эра дискотек брезжит на закате. Это время второго «излома». Эстрада становится официозной и уходит в «ротацию» на телевидение и радио, в официальные мероприятия в больших концертных залах. Рок-группы, вынужденные называться ВИА и быть приписанными к Филармонии и Узбекконцерту, безраздельно властвуют на малых площадках – в домах культуры, клубах, на танцплощадках парков. Небольшая часть «ушла в подвалы». Джаз, изначально бывший музыкой интеллектуалов и создававшийся профессионалами, становится академическим. И аутичным. Отныне его место в залах консерватории и музучилищ. Зима, конец 1975. В кафе на крыше гостиницы «Узбекистан» только что вернувшийся из загранкомандировки ученый-физик рассказывает 23-летнему аудиофилу и коллекционеру о польских дискотеках. Молодые люди решаются на безумный шаг – идти в городской комитет комсомола с предложением создать диско-клуб.
На их счастье, в главной молодежной организации есть потребность создать клуб, объединяющий творческую молодежь по интересам. На первом организационном собрании встречаются джазмен, режиссер и диск-жокей. Сергей Гилёв, Марк Вайль и Сергей Коваленко.
Журнал MYDAY
|
|