Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.09.2019 / 22:23:08
Мустафо Бафоев: "Музыка – это огромная Вселенная"Автор крупных сценических произведений, симфоний, ораторий, балетов, камерно-инструментальных сочинений, концертов, более 200 песен и романсов… Творчество заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, лауреата Государственной премии имени Абдуллы Кадыри Мустафо Бафоева отличается широким разнообразием замыслов и драматургических решений. Таково и одно из последних произведений мастера - драма «Томирис», премьера которой состоялась в Узбекском Национальном академическом драматическом театре. Бафоев находится в вечном поиске своего места в музыкальной вселенной. Так рождаются на свет жанры на пересечении культур Востока и Запада, тесно связанные с народным творчеством.
Бесконечно далекий и близкий мифический «властитель пернатых» - Семург приоткрывает завесу тайны в Страну вечности лишь тем, кто прошел через долину исканий, любви, познаний. Эта аллегория, лежащая в основе творения Алишера Навои «Язык птиц», когда-то вдохновила композитора на создание не менее выдающейся музыки. Сродни она и творческому, жизненному пути, полному духовных поисков самого маэстро, который, несмотря на возраст, с завидным постоянством не устает радовать любителей музыки новыми сочинениями.
Во многих произведениях композитор возвращается к восстановлению древних ладов, традиционных обрядов. Он создает и новые жанры, например, телебалеты «Нодира», «Гороскоп Улугбека», «Свет из прошлого», телеопера-дастан «Священная Бухара».
Особый интерес представляет циклическое произведение «Шелковый путь в моем воображении» для виолончели (соло), струнного квинтета, ударных и фортепиано, посвященное известному японскому виолончелисту Йо Йо Ма, который ведет активную творческую деятельность в США и дает концерты в разных странах мира. По мнению М. Бафоева, объемное, насыщенное звучание виолончели в большей мере напоминает теплый, мягкий тембр человеческого голоса. В то же время это качество сближает ее со звучанием узбекских народных струнно-смычковых инструментов (сато, кубиз).
Нужно отметить, что он, воспевая искренние человеческие чувства дружбы, вносит большой вклад в дело укрепления товарищества между народами. Это произведение впервые прозвучало в 2003 году на международном музыкальном фестивале в Ташкенте «Ильхом ХХ» в исполнении У. Имамова и камерного оркестра. Здесь М. Бафоев мыслит категориями планетарного масштаба и выступает как художник мира. Для композитора Великий шелковый путь в его художественном творчестве служит неисчерпаемым источником для восприятия и осмысления культурного диалога народов. - Для меня в музыке эталонами являются Бетховен, Бах. Это - вечность, непревзойденная вершина. В «Языке птиц» использовал «Лунную сонату», а в произведении «Абадият» - «Вечность» для камерного оркестра «Согдиана» - 9-ю симфонию Бетховена, которая является, по сути, гимном всему человечеству. В произведениях всегда стремлюсь использовать общекультурные музыкальные связи - от Дальнего Востока до Средней Азии, - делится композитор. - Если обратиться к древним временам, то можно найти общие связи между нашей культурой и казахской, каракалпакской, алтайской и таджикской. Часто использую в произведениях горловое пение. К примеру, в «Звуках Само» музыка написана для двух исполнителей на ударных инструментах, что связано с древним Востоком.
Опираясь на национальные художественные традиции, Мустафо Бафоев существенно обновляет рамки устоявшихся веками жанров. Так, в оперу «Омар Хайям» включены сцены празднования Навруза, что перекликается с детскими воспоминаниями композитора, который, будучи мальчишкой, с друзьями выходил далеко за пределы кишлака под Бухарой и собирал тюльпаны, участвовал в сайиле.
После этой оперы, по словам М. Бафоева, написал еще одну – «Небо моей любви», посвященную великому ученому с мировым именем - Фергани. Она до сих пор идет в ГАБТе.
- Надеюсь, что восстановят оперу-балет «Омар Хайям», где есть одна очень интересная сцена - беседа со звездами, - отмечает композитор.
Посвящены выдающимся личностям и еще два произведения маэстро, где тесно переплетены и создают уникальный синтез народные мотивы, все шесть томов шашмакома и европейская классическая музыка. «Авиценна» идет в Душанбе на таджикском языке, также как и «Борбат». Последний был выдающимся музыкантом своей эпохи, одним из основоположников народного песенного жанра мавриги, сохранившегося по сей день в Бухаре и Хорезме. Мавриги – это уникальный жанр музыкального искусства, присущий древним бухарским традициям, который был широко распространен в XIX веке. Включающий в себя музыку и пение, он привлекает внимание своей утонченностью, насыщенностью колоритными мелодиями.
Мустафо Бафоев одним из первых обратился к народной музыке, которая, по его словам, ведет композитора к познанию народной мудрости, души. В свое время он руководил оркестром народных инструментов, был дирижером на радио, использовал отрывки из дастанов на концертах.
- Искусство бахши, выдающимся достоянием которого является «Алпомиш» и которому в этом году по инициативе Президента был посвящен международный фестиваль, очень древнее, - говорит композитор. - Сегодня особенно распространено в Сурхандарье, где сказители в качестве аккомпанемента используют домбру. И если раньше произведения бахши звучали в основном в узком семейном кругу, то позже стали организовываться полномасштабные концерты, что придало этому жанру новый импульс развития. Мы не должны забывать свои корни, историю. Большую роль здесь играют и родной язык, на котором звучат произведения бахши, и традиционная музыка, и мастерство импровизации. Этот жанр, хоть и вышел из народа, ни в чем не уступает профессиональным, так как сказитель сочетает в себе умение одновременно быть композитором и поэтом, музыкантом и певцом. Сохранение и приумножение такого бесценного национального богатства - благородная цель, которая сегодня воплощается в жизнь.
…Общаешься с этим удивительным человеком и с трудом представляешь себе, что свою судьбу с музыкой он связал не сразу. Когда поступал в Бухарское музыкальное училище в класс гиджака, не знал даже нотной грамоты.
- Изначально хотел стать певцом - у меня хороший голос. Но я пришел в 13 лет, на вокал не взяли, сказали, голос будет ломаться, - вспоминает собеседник. - Год учился, не понимая ничего, фактически даром потерял время, пока осознал - это моя профессия - и начал усердно заниматься. И уже со второго курса стал писать музыку, хотя и играл в то время с ошибками, не знал правил. Первыми написал небольшие пьесы - романсы, танец для гиджака, но гармонии тогда не знал, правда, интуитивно чувствовал форму и фактуру.
Бафоев особенно выделял вокальную музыку, писал романсы, оперы.
- Мне кажется, человеческий голос - самый непосредственный путь к сердцу слушателя, проникновенный и совершенный из всех музыкальных инструментов. Конечно, сейчас пишу очень много инструментальной музыки - это развивает круг выразительных средств, но все же вокальное начало остается первостепенным. Сейчас являюсь автором пяти симфоний и прихожу к мысли о синтезе жанров. Написал более 30 концертов для тамбура, сато и гобоя с симфоническими оркестрами, много хоровых произведений. Ну и, конечно, независимо от жанра, считаю, музыка всегда должна быть современна и вместе с тем традиционна - это то, что будет отличать ее, придаст индивидуальный облик и вдохнет жизнь, - говорит композитор.
В планах - выпустить более десяти книг, в основном - учебные пособия, где М. Бафоев хочет обобщить весь накопленный опыт и передать его молодежи.
- В вашем творчестве нашли отражение практически все музыкальные жанры, кроме эстрады. Что вы можете сказать о ее сегодняшнем состоянии? - обращаюсь к Мустафо-ака.
- У меня есть два произведения, связанных, хоть и не напрямую, с этим жанром. Что касается современной эстрады, мало ее слушаю. Несомненно, здесь есть свои таланты, но, если брать в целом, зачастую это подражание Западу, плагиат, самоучки, не знакомые глубоко с музыкальным искусством. Но, если ты решил связать судьбу с музыкой, не стоит забывать, что это огромная вселенная, в которой всегда есть место полету фантазии.
Оксана Кадышева. Источник: nuz.uz
|
|